Педагогическая профилактика ранней алкоголизации и курения подростков с НОДА в МС(К)ОУ школе-интернате VI вида №4 представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.
Эффективность реализации системы педагогической профилактики употребления алкоголя и курения подростками с НОДА обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий. Педагогическая профилактика вредных привычек подростков данной категории представлена в качестве педагогической цели. Разработаны содержание, способы и средства педагогической профилактики ранней алкоголизации и курения подростков с НОДА.
В основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков с НОДА применяется модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая:
Ø развитие социальной и личной компетенции (обучение эффективному общению, критическому мышлению, формирование адекватной самооценки и самоуважения);
Ø становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды);
Ø развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.
Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности воспитателя и подростков с НОДА с учетом принципов: комплексности, парциальности, опережающего обучения, социокультурной когнитивной, проблемной адекватности, субъект-субъектного отношения.
Ниже будет представлена программа профилактики вредных привычек у подростков с НОДА - «Мое здоровье в моих руках». Основными задачами программы профилактики вредных привычек является:
Ø совершенствование профессионально значимых качеств личности, критичность мышления, толерантность (терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий), эмпатия, профессиональная креативность, ответственность;
Ø развитие коммуникативных умений, таких, как: активное слушание, ведение дискуссии, безоценочное восприятие других, проявление уважения к окружающим, конструктивное взаимодействие в группе;
Ø развитие личностной и профессиональной рефлексии.
Программа профилактики вредных привычек у подростков с НОДА рассчитана на 17 часов. Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-14-летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.
Программа предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков с НОДА и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков. Основная цель программы – воспитание у подростков с НОДА:
1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение).
2. Оказать помощь школьникам с НОДА в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле. Программа предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
Ø расширение теоретических знаний школьников в образовательной области «Мое здоровье в моих руках»;
Ø создать условия для формирования у подростков с НОДА навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
Ø обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
Ø способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить свое здоровье в современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
ü cоставление проектов по темам исследований;
ü проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
ü умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
ü оформление и защита исследовательских работ учащихся;
ü проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники с НОДА получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по программе:
1) «Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;
2) «Отношение подростков МСКОУ №4 к вредным привычкам»;
3) «Стресс и его воздействие на организм подростка»;
4) «Влияние шума на детский организм»;
5) «Влияние компьютеров на здоровье человека»;
6) «Как противостоять давлению среды»;
7) «Что значит быть счастливым?»;
8) «Наркотики, алкоголь и сигареты»; «Я в этом мире».
Выполнив программу «Мое здоровье в моих руках» подростки с НОДА будут знать:
Ø причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
Ø мотивы здорового образа жизни;
Ø отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм подростка;
Ø пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
Ø оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
Ø воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
· полученные знания на практике;
· полученные знания для осознанного выбора профессии.
Содержание программы
Введение.
«Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути формирования здорового образа жизни.