Конспект урока по литературе для 6 класса

Тема: Антон Павлович Чехов. Сатирические и юмористические рассказы («Толстый и Тонкий», «Налим», «Шуточка»)

 

Эпиграф к уроку: «Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете, каков он есть» А.П.Чехов

 

Цели: 1) познакомить учащихся с биографией и личностью А.П. Чехова; со средствами создания комического в произведениях литературы; познакомить учащихся с неизвестными им словами и историзмами.

 

2) развивать навыки выразительного чтения, пересказа художественного произведения; развивать умение видеть и выделять деталь в юмористическом и сатирическом рассказах;

 

 3) заинтересовать учащихся творчеством Чехова; воспитывать личность учащигося с помощью сатирического произведения

 

Тип урока: урок сообщения новых знаний

 

Оборудование: презентация (портреты Чехова, его родителей, жены, иллюстрации к рассказам, список неизвестных слов, «Табель о рангах», составляющие юмористического конфликта, сатира и юмор)

 

Методы: слово учителя, метод художественного чтения, эвристический метод.

 

Приемы: выразительное чтение, пересказ, беседа

 

План урока:

1) Организационный момент

2) Рассказ учителя о Чехове, его биографии и личности, о значении его творчества

3) Беседа по рассказу «Толстый и Тонкий» (+исторический комментарий)

4) Пересказы рассказов «Налим» и «Шуточка»

5) Выявление особенностей юмористического рассказа на примере «Налима»

6) Определение понятий «сатира» и «юмор»

7) Отнесение изученных рассказов писателя к 2 группам (сатирические или юмористические рассказы)

8) Подведение итогов урока

9) Домашнее задание

10) Оценки за урок

 

 

Ход урока:

Деятельность учителя Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с великим русским писателем, снискавшим мировую известность,- Антоном Павловичем Чеховым. [Слайд 1] Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 году в городе Таганроге, на юге России. (Слайд 2)В семье, кроме него, было еще 5 детей – четыре брата и сестра. Отец будущего писателя, Павел Егорович, был лавочником. (Слайд 3)Своих детей Павел Егорович содержал в строгости. Они должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом же церковном хоре. Лавочка работала с 5 утра до 11 вечера, а дети еще успевали учиться в гимназии и обучаться ремеслу. Антон Чехов учился на портного. Чехов однажды сказал: «В детстве у меня не было детства». По воспоминаниям брата Александр, «Антону Павловичу приходилось с грустью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно детскому возрасту, и проводить время в лавке, которая была ему ненавистна».  Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».(Слайд 4)    · В гимназии, в которую был отдан Чехов, зачастую проявлялась жестокость.как вспоминает одноклассник Чехова, о однажды произошло какое-то недоразумение с учителем словесности, и весь класс решил не сдавать ему сочинение. Один из учеников нарушил уговор и сочинение все-таки отдал. Возмущенный одноклассник ударил его по лицу, а Чехов, бывший свидетелем этой сцены, возмущенно воскликнул: «это глупо, это дико!» Такая расправа не могла его оставить равнодушным, человеческое достоинство было для него превыше всего. Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке. Некоторые его рассказы основаны на его личном жизненном опыте того времени, например, рассказ «Случай с классиком» - о мальчике, который не сдал экзамен по греческому языку и понес за это наказание. В гимназии Чехову не давался греческий язык, и он оставался на второй год в третьем классе из-за этого. В четвертом классе он «сотрудничал» в рукописном журнале, издателем которого был один из старшеклассников. Здесь впервые было помещено сатирическое стихотворение 13-летнего Чехова.   · 1875 год – браться Чехова переезжают в Москву и становятся студентами. Отец разорился. В Москву вскоре перебралась вся семья Чеховых, за исключением Антона Павловича – он остался в Таганроге заканчивать гимназию. Из вполне обеспеченного человека он превратился в бедняка – это произошло со всей его семьей. Чехову приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками. Эти события его жизни отразились в рассказе «Репетитор» · (Слайд 5) 1879 год – Антон Павлович приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета. 1884 год – Чехов заканчивает университет и приезжает в город Воскресенск, который расположен под Москвой. Здесь семья Чеховых снимает дачу в имении Бабкино.  1890 год – Чехов уезжает на Сахалин. Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. Вскоре после поездки, в 1892 году, Чехов  купил имение Мелихово под Москвой. Здесь Антон Павлович каждый день с самого утра принимал больных 15 июля (Слайд 6)  Чехов уже поздно женился на актрисе театра Ольге Леонардовне Книппер. (Слайд 7)Детей у писателя не было. 1904 года – Антон Павлович Чехов умирает в немецком курортном городе Баденвейлере от чахотки (туберкулеза)   По воспоминаниям современников, Чехов был врагом всякого насилия, грубости, жестокости; человеческое достоинство было для него превыше всего. Он строил школы для крестьян, библиотеки, клиники; писатель помогал голодающим в неурожайные годы, лечил безвозмездно людей. Корней Чуковский (известный критик и детский писатель) писал о колоссальной энергии, о страстном стремлении Чехова к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили счастливее. То есть Антон Павлович Чехов стремился любыми путями сделать жизнь вокруг себя лучше, светлее, в том числе, своими произведениями.   Чехов – классик мирового значения; множество его произведений экранизировано.(Слайд 8) На экране  вы можете видеть кадры из самых известных фильмов, снятых по произведениям писателя, это: «Мой ласковый и нежный зверь», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Палата № 6». Пьесы Антона Павловича уже на протяжении более чем ста лет ставятся в театрах всего мира. Итак, ребята, Чехова любят и читают не только у нас в стране, но и зарубежом. И сегодня мы постараемся с вами понять, чем же он заслужил такое вековое признание.   2. «Толстый и Тонкий»Дома вы прочитали 3 рассказа этого писателя. Первый рассказ, к которому мы обратимся, это «Толстый и Тонкий». На экране вы видите значение слов, которые вам встретились и которые вам могли быть непонятны. Итак, ребята, как начинается это произведение?(Слайд9)     Верно, но давайте назовем их имена     Правильно. Давайте оформим в виде таблице все, что мы о них узнаем, об их внешности, поведении, речи. Левая колонка-Толстый, правая-Тонкий.   Верно. А как вы думаете, почему Тонкий говорит об одном и том же?   Может быть, даже не волнуется, а просто неуверен в себе. Почему он «навьючен»?   (Слайд10) Правильно, он переведен сюда столоначальником. Посмотрите на определение этого слова(на экране)   А каким мы видим Толстого?   Да, Толстый предстает перед нами богатым(херес-недешевый напиток, в отличие от кофе), скорее всего довольным жизнью(он только что пообедал) Давайте прочитаем выразительно их разговор   Итак, какие чувства испытывают бывшие одноклассники при встрече?   Да, они даже смотрели друг на друга глазами, полными слез, восторженно глядят друг на друга. По всему видно, что они очень рады встрече.   Ребята, давайте посмотрим, на какие части можно разделить рассказ? Когда происходит перелом?     Правильно.(Слайд 11) А сейчас я сделаю небольшой комментарий, чтобы вам было понятнее, кто такой коллежский асессор и тайный советник. Дело в том, что Петром I в Росси был введен так называемый «Табель о рангах». По нему все военные и гражданские чины были поделены на классы. 14-самый низший, 1-высший. Вы видите на слайде перечень гражданский классов; коллежский асессор, которым служит Тонкий-8 класс, а Толстый дослужился до 3-его класса.   Давайте проследим, как меняется речь Тонкого, его интонации, даже смех?   Ребята, частица с на конце слов обозначает почтительное обращение «сударь». Правильно, Тонкий сразу переменил свое поведение, стал почтительным, потерял естественность поведения, стал со свои школьным приятелем разговаривать на «вы». Так что же испортило встречу одноклассников?   Нет, встречу испортило не общественное положение Толстого. В тексте есть другое слово. Какое?   Да, именно Тонкий испортил встречу, это он не смог преодолеть видимый барьер, возникший между товарищами А как реагирует Толстый на поведение бывшего товарища?   Да, Толстый разочаровался в своем товарище, и поэтому уходит. Он понимает, что ни дальнейшего разговора, ни приятного дружеского общения больше не получится, и это выражение «почтительной кислоты» уже не исчезнет с лица Тонкого.   Ребята, а как вы думаете, что высмеивает в этом маленьком рассказе Чехов?     Правильно. И Чехов высмеивает не конкретного Тонкого, а огромное количество людей, которым свойственны эти качества характера.   Теперь давайте перейдем к следующему прочитанному вами рассказу-«Налим». (Слайд 12)Перескажите кратко содержание этого рассказа   Верно. Что вам показалось смешным в этом рассказе?     Правильно. Давайте на основе этого рассказа и выделим особенности комического Чехова. (Слайд 13)Итак, запишем. Основное вы уже назвали: -небольшой по объему рассказ -речь героев -комичная ситуация, взятая из жизни, бытовой случай -динамичное действие -яркие художественные детали(описание персонажей) -неожиданная концовка   Еще вы очень точно подметили комичность самой ситуации.(Слайд 14) Одна рыба оказалась умнее пятерых взрослых мужчин. Ее нужно было сразу выбросить на берег, а они стояли в воде и любовались уловом. Налим оказался умнее их, и времени зря не терял.   А что показалось вам смешным в рассказе «Шуточка»? (Слайд 15)     Дело в том, что тогда было не принято задавать такие вопросы. И я думаю, что это не смешно, а скорее, забавно, или мило. Лично мне в этом рассказе ничего не показалось смешным. Да и сам герой в зрелом возрасте не понимает, зачем он так шутил. Посмотрите, ребята, как сильно мучается Наденька от неразрешимой загадки. Со стороны героя это даже не безобидная, а жестокая шутка. Нельзя шутить над тем, что важно для другого человека, нельзя шутить, когда дело касается чувств.   Ребята, посмотрите на тему нашего урока. Какие литературоведческие понятия лежат в основе нашей темы?   Верно. Кто мне может сказать, что такое юмор?     Правильно. Юмор помогает человеку освободится от предрассудков, недостатков. Сатира разоблачает отрицательные стороны жизни, изображает их в нелепом карикатурном виде. Запомните, ребята, сатира и юмор отличаются также тем, что сатира высмеивает какое-то общественное явление, общественный недостаток, свойственный не одному человеку, а обществу. А юмор смеются над недостатками отдельного человека, смеется незлобно.(Слайд 16) А теперь скажите мне, какие из изученных рассказов Чехова будут сатирическими, а какие – юмористическими?     Правильно. В сатирическом рассказе высмеивается тот порок, который свойственен не одному конкретному человеку, а всему обществу; в юмористических рассказах- наоборот.   Ребята, а как вы думаете, зачем Чехов писал сатирические и юмористические рассказы?   А если читатель в Тонком, или в каком либо другом герое рассказов Чехова узнает себя, как он будет себя чувствовать? Мне кажется, что ему будет совсем не весело.   Да, ему станет стыдно, и он захочет исправится и стать лучше. Сам писатель считал, что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, какой он есть». Именно эти слова Чехова вынесены в эпиграф нашего урока. То есть основная цель, которую преследовал писатель в своих юмористических и сатирических рассказах, - обличая и осмеивая действительность и людей – исправлять и то, и другое.  Вы очень хорошо работали, спасибо за урок (оценки за урок)Дома прочитайте рассказ Андреева «Ангелочек» До свидания. Деятельность учащихся     2 приятеля встречаются на вокзале Николаевской железной дороги: толстый и тонкий   Тонкого зовут Порфирий, Толстого- Михаил.   Толстый: пообедал, от него пахнет хересом и флердоранжем; Герострат, тайный советник, имеет 2 звезды, немногословен Тонкий:навьючен, пахло ветчиной и кофейной гущей; Эфиальт, коллежский асессор, орден Станислава, столоначальник, многословный, повторяет одно и то же.     Волнуется     Он переезжает вместе с семьей сюда, в этот город   (читают)   Он один, без багажа, видимо, проездом в этом городе   (читают выразительно по ролям)     Они рады, приятно ошеломлены.     Перелом происходит тогда, когда Тонкий узнает о том, до кого дослужился Толстый.   Тонкий побледнел, окаменел, лицо искривилось улыбкой, сам съежился, съежились даже его вещи, он захихикал, как китаец, на конце слов у него появилось –с     Встречу испортило то, что Толстый находится выше по должности своего бывшего товарища.   Чинопочитание   Сначала он пытается остановить друга, но потом замечает, что это бесполезно, его стошнило и он отвернулся     Чинопочитание, подхалимство, приспособленчество.   Плотники Герасим и Любим пытаются поймать налима, который запутался в ивняке, у них ничего не получается, они не могут договориться, как это лучше сделать. На помощь им приходит пастух Ефим, который бросает свое стадо, которое он привел на водопой. Коровы залезли в сад к барину, который выскакивает из дома, узнает в чем дело и также остается неравнодушным к этой рыбной ловле. Сначала он зовет своего кучера Ваську, и так как у четверых ничего не получается, он присоединяется к ним. После долгих стараний они в конце концов поймали налима, который, воспользовавшись тем, что они любуются им, уплыл от них     Речь героев, сама ситуация(пятеро взрослых мужчин сначала не могут поймать рыбу, а потом упускают ее), концовка (записывают)   Смешно то, как Наденька, которая безумно боится скатываться с этой горы, скатывается снова и снова, чтобы узнать, кто говорит ей эти слова - герой или ветер, а спросить не может   Юмор и сатира     Юмор – изображение героев в смешном виде, смех веселый и доброжелательный Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, явления.     Юмористические – «Налим» и «Шуточка», сатирические – «Толстый и Тонкий»     Чтобы читателю было смешно, весело     Читателю станет стыдно   До свидания

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: