Цнтральный тезис культурно-исторической школы состоит в том, что структура и развитие психических процессовч еловека порождаются культурно опосредованной исторически развивающейся практической деятельностью. Каждое понятие этой формулировке тесно связано с остальными и в некотором смысле предполагает их. Рискуя впасть в некоторое упрощение, я все же кратко опишу ключевые представления в том порядке, в каком они были названы.
1. Опосредование артефактами. (Артефакты— продукты истории человечества, включающие идеальное и материальное). Исходная посылка культурно-исторической школы состоит в том, что психические процессы человека возникают одновременно с новыми формами поведения, в котором люди изменяют материальные объекты, используя их как средство регулирования своих взаимодействий с миром и между собой. А. Лурия в первой публикации идей культурно-исторической психологии на английском языке (1928) начинает именно с этого: «Человек отличается от животных тем, что может изготавливать и использовать орудия». Эти орудия «не только радикально меняют условия его существования, они даже оказывают на него самого обратное действие в том смысле, что порождают изменения в нем самом и его психическом состоянии».
Когда А. Лурия и другие писали об опосредовании «орудиями», они имели в виду не только такие артефакты, как мотыга или дощечка. Они рассматривали язык как интегральную часть всеобщего процесса культурного опосредования, как орудие орудий, и имели определенно двустороннее представление о том, как осуществляется такое орудийное опосредование. Нотпо sарieепs, но Нотo fаbеr. Иначе говоря, интеллект, если рассматривать его в исходных чертах, — это способность изготавливать искусственные объекты, в особенности орудия изготовления орудий, и неограниченно варьировать способы их изготовления».
На протяжении долгих веков, в течение которых человек изобретал орудия и учился их использовать, способ его реагирования претерпевал изменения.
Он больше не должен просто набрасываться на добычу, чтобы добыть пропитание. Он не развивает навыки использования собственных когтей и зубов, чтобы лучше управляться с окружающей средой. Он принял непрямой способ действия. Он использует инструменты, изобретенные им самим, унаследованные от предков или позаимствованные у соседа».
2. Историческое развитие. Человек не только изготавливает и использует орудия, но и организует воссоздание уже созданных прежде орудий в каждом новом поколении. Стать культурным существом и организовать такие условия, чтобы и другие становились культурными существами – это тесно связанные аспекты едииного процесса, называемого становлением культуры. Вследствие этой формы деятельности «...мы живем от рождения до смерти в мире людей и вещей, который в большой мере таков, каков есть, благодаря тому, что было порождено и передано нам предшествовавшей человеческой деятельностью. Когда этот факт игнорируют, опыт трактуют как нечто, происходящее внутри тела ни души отдельного человека. Нет необходимости говорить, что опыт не возникает в вакууме, вне индивида существуют источниики, порождающие развитие опыта». Культура с этой точки зрения может быть понята как целолостная совокупность артефактов, накопленных социальной групой в ходе ее исторического развития. В своей совокупности накоппленные группой артефакты — культура — могут рассматриваться как специфичное для вида средство человеческого различия. Это «история в настоящем». Способность развиваться гой среде и обеспечивать ее воспроизводство в последующих Поколениях составляет отличительную черту нашего вида.
3. Практическая деятельность. Третье основное положение культурно-исторического подхода,...состоит в том, что анализ психических |функций человека должен основываться на его повседневной деятельности. Только посредством такого подхода, как утверждал К. Маркс, можно преодолеть противостояние материализма |и идеализма, поскольку именно в деятельности люди осваивают идеальное и материальное наследие предыдущих поколений.
Ряд дополнительных важных принципов культурной психологии следует из трех названных. Возможно, самое важное в них заключается в том, что историческое накопление артефактов и их включение в деятельность предполагает социальную природу человеческого мышления. Как утверждал в 1929 г. Л. Выготский, формулируя «общий закон культурного развития», все средства культурного поведения по своей сути социальны. Они социальны также по своему происхождению и развитию: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах,.сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая... но, разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями, генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей.
Это представление о социальном происхождении психики требует уделить особое внимание возможностям взрослых организовывать среду для детей так, чтобы оптимизировать их развитие в соответствии с существующими нормами. Оно порождает идею зоны ближайшего развития, направляющую наши усилия по организации непосредственного окружения таким образом, чтобы обеспечить опыт, необходимый для развития. Оно является основанием, на котором — в идеальном мире — могло бы быть построено образование детей.
Вопросы:
Как Л.Леви- Брюль характеризовал пралогическое мышление?
Каковы формы суггестии, контрсуггестии и контр- контрсуггестии, описанные Б.Ф.Поршневым?
Какова роль аретефактов в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского и А.Р. Лурии?
4 лекция. Первобытное мышление.
Этнографический подход к исторической психологии.
Семиозис и человеческое тело.