Некоторые рекомендации по подготовке исследовательских работ старшеклассников по истории Сталинградской битвы

Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области

ГУ «Волгоградский областной центр по патриотическому воспитанию и поисковой работе»

А.Ю. Баженов, Ю.В. Макарова, А.Е. Парфенов, Е.М. Цунаева

Методические рекомендации по написанию научно-исследовательской работы

Волгоград, 2010



Некоторые рекомендации по подготовке исследовательских работ старшеклассников по истории Сталинградской битвы

 

Любая исследовательская работа по военной истории начинается с правильного выбора темы, отчего во многом зависит успех дела в целом. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь юному исследователю выбрать перспективную тему исследования и разобраться во всем многообразии существующих документов и материалов, научной литературы.

При работе над исследованием учащийся сталкивается с большими трудностями. Необходимо отобрать в библиотеках города многочисленную военно-историческую литературу, изучить, что было опубликовано по теме, суметь пробиться в фонды государственных музеев, архивов, написать и напечатать свой труд с примечаниями и приложениями.

Наиболее общими недостатками работ юных исследователей военной истории, на которые необходимо обратить внимание, можно назвать малочисленность источниковой базы и ее анализ в работах и докладах. Источники могут быть достоверными и недостоверными, и все они имеют определенную источниковую ценность.

Задача научного руководителя состоит в грамотном определении рамок источниковой базы исследования. Не следует их слишком расширять, так как учащийся пока не в состоянии всесторонне изучить весь комплекс имеющихся документов.

В ряде работ юных исследователей, представленных в прошлые годы, название темы не соответствует содержанию, а выводы - поставленным целям. Допускаются грубейшие фактические ошибки, смещение временных границ, понятий и определений. Часто оценка тех или иных исторических личностей, героев производится в отрыве от эпохи, их вклад оценивается, исходя из уровня знаний сегодняшнего времени.

Тему исследования старшеклассник может почерпнуть в школьных или государственных музеях. Работы, написанные на материалах музейных фондов, представляют особенную ценность.

Ученые, военные историки и юные исследователи обращаются к материалам музейных фондов с целью выявления новых данных, уточнения исторических фактов, знакомства со свидетельствами очевидцев событий. В фондах музеев отложилось много материалов архивов и военкоматов, поездок по местам боев, встреч и бесед с очевидцами событий, огромной переписки с различными учреждениями, ветеранами и их семьями.

Хотелось бы отметить, что в ряде работ старшеклассников использование архивных материалов превращается в самоцель, не определяющуюся потребностями исследования.

Как ни странно, особенно трудны для изучения воспоминания участников и свидетелей событий Сталинградской битвы, Великой Отечественной войны.

Воспоминания, рассказ ветеранов войны и труда является историческим документом.

Наметилась тенденция поверхностного рассказа о ветеране, который посещает школу, о «детях Сталинграда», о «любимом дедушке». Работа пишется по принципу: «Что знаю, то и пою». Изучение военного или трудового подвига родного человека или чужого, это прежде всего, - исследование: поиск документов, запись воспоминаний, разбор и аннотирование фронтовых и современных фотографий.

Запись воспоминаний, как письменную, так и звукозапись, участников войны и труда необходимо делать скрупулезно. При записи воспоминаний ветерана важно, чтобы изложенный им материал содержал данные о его роли в рассматриваемом событии. Желательно, чтобы в рассказе присутствовали личные оценки событий, так, как воспринимались они им в военные годы, не менее важно узнать и его современные оценки и выводы с учетом новых данных о прошлом, рассказ должен быть не только о победах, но и о поражениях в бою; о трудностях, лишениях, которые приходилось переносить людям в войне, в период восстановления народного хозяйства.

При анализе исторических источников из списка выпадают фотографии, рисунки, записи материалов на аудиокассетах. В перечне материалов школьных музеев и коллекций не упоминаются наличие коллекционных описей, актов, инвентарных номеров, номеров папок или других материалов, обеспечивающих фиксацию собранного материала.

Воспоминания, отдельные факты, цифры, даты необходимо подтвердить, заглянув в справочники или послав запрос в архив, библиотеки, музеи, военкоматы. Юному исследователю никогда нельзя полагаться на один источник. Его следует по возможности проверить, тогда не будет досадных, а то и грубейших, ошибок, которые не должны «плодиться». Как известно, порой из-за недобросовестности некоторых авторов, особенно это часто встречается в газетных статьях, ошибки начинают «кочевать» из одной публикации в другую.

Во многих работах учащихся присутствуют убедительные приложения: фотографии, беседы с информаторами, биографические справки о них, ксерокопии документов семейных архивов. Таким образом, в научный оборот вводятся новые имена, источники, интереснейшие подробности, подмеченные зорким взором юных исследователей военной истории.

Работы многих школьников насыщены новыми материалами, что является научным вкладом в изучение Сталинградской битвы.

Подлинные документы периода Великой Отечественной войны: фронтовые письма, докладные записки с поля боя командованию, записи в журналах боевых действий, предсмертные записки, военные блокноты, рисунки, фронтовые дневники являются историческим источником, дополняют факты, известные историкам, небольшими деталями, чувствами, которые владели воинами. Из таких небольших событий и складывается история!

Во всем, чего достигли в своих изысканиях юные исследователя, огромная заслуга их руководителей - учителей, наставников, работников музеев, библиотек, институтов, терпеливо и любовно работающих с детьми в современных, весьма нелегких условиях. Конечно, далеко не все из участников Юношеских чтений станут впоследствии профессиональными историками, но они наверняка станут интересными, творческими людьми, любящими и знающими историю своей родины, а это уже немало.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: