Определение критического объема перевозок

 


Между величиной тарифа за перевозки, объемом перевозок и структурой себестоимости существует взаимосвязь, которая определяет финансовые результаты деятельности. Эта взаимосвязь графически выражается графиком безубыточности, который показывает критический объем перевозок.

Критический объем перевозок, при котором у предприятия нулевой финансовый результат, то есть у предприятия не будет прибыли, но не будет и убытков. Таким образом, критический объем перевозок является минимально допустимым. Критический объем перевозок должен рассчитываться при заключении договоров на перевозки по каждой позиции номенклатуры плана перевозок. Он зависит в первую очередь от структуры себестоимости, то есть от соотношения переменных и постоянных затрат.

 - критический грузооборот. Если заказанный клиентом грузооборот меньше критического, то у предприятия будут убытки при заданном тарифе и сложившейся структуре себестоимости перевозок. При заключении договора менеджер (инженер по договорам) должен принять управленческое решение, которое может быть следующим:

1) отказаться от заключения договора, так как заказываемый грузооборот ниже критического;

2) обосновывать клиенту повышение тарифа, чтобы предприятие не имело убытков;

3) изменить структуру себестоимости, за счет снижения доли постоянных расходов в себестоимости планово-учетной единицы.

 

Для принятия управленческого решения необходимо обоснование путем несложных расчетов с использованием исходной формулы

критического грузооборота

               =

                            = 118∙106/ 17,87 – 8,43 = 12,59∙106 млн. ткм  

  В данном варианте заказываемый грузооборот выше критического на 7% –предприятие получит прибыль, но если заказанный клиентом грузооборот  будет меньше критического, то необходимо повысить тариф либо изменить структуру себестоимости.                 

и ответить на следующие вопросы:

 

 

1) каким должен быть тариф, если заказываемый грузооборот ниже критического

=

                = 117,875 ∙106/ 49∙106 + 8,43 = 10,83 р.   

где - заказываемый клиентом грузооборот, ткм.

2) какими должны быть удельные переменные затраты, если заказанный грузооборот ниже критического, а тариф не может быть увеличен

=

                     = 17,87 – 117,8756/ 49∙106 = 15,46∙106 р.               

3) Каким должен быть грузооборот, чтобы предприятие получило прибыль определенной величины

          =

           = 117∙106 + 50∙106/ 17,87 – 8,43 = 17,786 млн. ткм.                           

  Построение графика и расчеты выполняются на основе исходных данных и предыдущих расчетов раздела 1. График безубыточности указан на рисунке 2.

  Имея график безубыточности можно рассчитать порог рентабельности. Он показывает минимально допустимую величину дохода, при котором у предприятия будет нулевой финансовый результат. По своей сути порог рентабельности это критический грузооборот в стоимостном выражении

        =

                              = 117,8756/ 0,52 = 226,682 млн. руб.                   

 где Rм – коэффициент валовой маржи.

 = 17,87 – 8,43/ 17,87 = 0,52                                       

   На основе порога рентабельности можно определить запас финансовой прочности (зону безубыточности). Он показывает, какую величину дохода предприятие может «потерять» и при этом не будет иметь убытков (например, на предоставление скидок клиенту).

Запас фин. прочности = Факт. доход – Порог рентабельности         

 Запас фин. прочности = (49, ∙ 17,87∙106) – 226∙106 = 648,81 млн. руб.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: