Между величиной тарифа за перевозки, объемом перевозок и структурой себестоимости существует взаимосвязь, которая определяет финансовые результаты деятельности. Эта взаимосвязь графически выражается графиком безубыточности, который показывает критический объем перевозок.
Критический объем перевозок, при котором у предприятия нулевой финансовый результат, то есть у предприятия не будет прибыли, но не будет и убытков. Таким образом, критический объем перевозок является минимально допустимым. Критический объем перевозок должен рассчитываться при заключении договоров на перевозки по каждой позиции номенклатуры плана перевозок. Он зависит в первую очередь от структуры себестоимости, то есть от соотношения переменных и постоянных затрат.
- критический грузооборот. Если заказанный клиентом грузооборот меньше критического, то у предприятия будут убытки при заданном тарифе и сложившейся структуре себестоимости перевозок. При заключении договора менеджер (инженер по договорам) должен принять управленческое решение, которое может быть следующим:
|
|
1) отказаться от заключения договора, так как заказываемый грузооборот ниже критического;
2) обосновывать клиенту повышение тарифа, чтобы предприятие не имело убытков;
3) изменить структуру себестоимости, за счет снижения доли постоянных расходов в себестоимости планово-учетной единицы.
Для принятия управленческого решения необходимо обоснование путем несложных расчетов с использованием исходной формулы
критического грузооборота
=
= 118∙106/ 17,87 – 8,43 = 12,59∙106 млн. ткм
В данном варианте заказываемый грузооборот выше критического на 7% –предприятие получит прибыль, но если заказанный клиентом грузооборот будет меньше критического, то необходимо повысить тариф либо изменить структуру себестоимости.
и ответить на следующие вопросы:
1) каким должен быть тариф, если заказываемый грузооборот ниже критического
=
= 117,875 ∙106/ 49∙106 + 8,43 = 10,83 р.
где - заказываемый клиентом грузооборот, ткм.
2) какими должны быть удельные переменные затраты, если заказанный грузооборот ниже критического, а тариф не может быть увеличен
=
= 17,87 – 117,8756/ 49∙106 = 15,46∙106 р.
3) Каким должен быть грузооборот, чтобы предприятие получило прибыль определенной величины
=
= 117∙106 + 50∙106/ 17,87 – 8,43 = 17,786 млн. ткм.
Построение графика и расчеты выполняются на основе исходных данных и предыдущих расчетов раздела 1. График безубыточности указан на рисунке 2.
|
|
Имея график безубыточности можно рассчитать порог рентабельности. Он показывает минимально допустимую величину дохода, при котором у предприятия будет нулевой финансовый результат. По своей сути порог рентабельности это критический грузооборот в стоимостном выражении
=
= 117,8756/ 0,52 = 226,682 млн. руб.
где Rм – коэффициент валовой маржи.
= 17,87 – 8,43/ 17,87 = 0,52
На основе порога рентабельности можно определить запас финансовой прочности (зону безубыточности). Он показывает, какую величину дохода предприятие может «потерять» и при этом не будет иметь убытков (например, на предоставление скидок клиенту).
Запас фин. прочности = Факт. доход – Порог рентабельности
Запас фин. прочности = (49, ∙ 17,87∙106) – 226∙106 = 648,81 млн. руб.