Основные данные о работе
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Волжский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Макроэкономика |
Тема | Денежно–кредитная политика России и инструменты ее реализации |
Фамилия студента | Щетинина |
Имя студента | Екатерина |
Отчество студента | Ивановна |
№ контракта | 14000080201008 |
Содержание
Введение 3
Основная часть 5
1 Основные концепции денежно-кредитной политики: 5
теоретические аспекты. 5
2 Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики России. 11
3 Инструменты денежно-кредитного регулирования 21
Заключение 27
Глоссарий. 29
Список использованных источников. 31
Приложения 33
Введение
Денежно–кредитная политика (англ.Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Это невозможно без снижения инфляции до запланированного уровня, что является главной целью денежно-кредитной политики Центрального банка.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен,
полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки
пытаются оживить коньюктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив в условиях экономического подъема центральные банки стремятся ограничить кредит, повысить нормы процента.
Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации является предметом работы. Объектом являются цели и инструменты данной политики.
Выбранная тема чрезвычайно актуальна, так как в предстоящий трехлетний период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5 - 8,5% в 2005 году 6,0 - 7,5% - в 2006 году и 5,0 - 6,5% - в 2007 году что соответствует направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.
Цель работы - проанализировать денежную и кредитную политику, цели, методы и инструменты денежной кредитной политики.
Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:
- выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования:
рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов, депозитные
операции, процентная политика, операции на открытом рынке;
- создание и ведение базы статистических данных по объему денежной
массы, кредитам и сбережениям;
- составление денежных программ и контроль за их выполнением.
Основная часть
1 Основные концепции денежно-кредитной политики:
Теоретические аспекты
В основе денежно-кредитной политикилежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политикина состояние экономики в целом.[1]
Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Деньги основа денежной системы, хотя устройство её многократно и сильно меняется на протяжении истёкших тысячелетий.[2]
Существуют две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционно-историческая. Первая объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми. Согласно второй, деньги появились в результате длительного исторического процесса развития экономического сотрудничества, как результат развития процесса обмена.2
Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом с другой.
И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием денежно-кредитной политикивлияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег.1
Кейнсианский подход
Кейнсианство, возникшее в конце 1930-ых годов, занимало ведущее положение в макроэкономической теории и политике после второй мировой войны вплоть до 1970-ых годов.2
Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спросаи через мультипликативный эффект инвестиций – к изменению в уровне национального производства.
Центральный банк при проведении денежно-кредитной политикидолжен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки).
Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.[3]
Кейнсианская теория сохраняла господствующее положение до начала 70-х гг. XX в. Однако она не сумела объяснить такое явление в экономике, как стагфляция - одновременное повышение уровня цен и рост безработицы в период кризиса первой половины 1970-х гг.; кейнсианская теория оказалась неспособной рекомендовать какие-либо пути ее преодоления. Это привело к кризису кейнсианской теории и восстановлению неоклассической традиции и "неоконсервативному возрождению" в экономической науке.
1.2 Монетаристский подход
Формирования теории монетаризма в 60–70-х годах XX столетия происходило в рамках возрождения традиций неоклассического направления в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги - главная движущая сила рыночной экономики».
В них излагается основное положения теории монетаризма, а именно:
· Монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная экономика –
внутренне устойчивая система.
· Монетаристы предполагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка» и так далее.
· Для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддержать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий.
· Монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом
национального производства обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом.
Таким образом, динамика валового национального продукта следует непосредственно за динамикой денег. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.
Это связь выражается уравнением обмена И.Фишера, или иначе, уравнением количественной теории денег.[4]
Уравнение обмена
Американский экономист-математик Ирвинг Фишер(1867-1947), формализовав названные взаимосвязи, сформулировал следующие уравнение обмена:
M x V = P x Q,
где M – масса денег в обращении; V – скорость обращения денег (т.е., среднегодовое количество оборотов сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку конечных товаров и услуг); P – средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров и оказанных услуг в рамках национальной экономики.
Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объему валового национального продукта.
Уравнение обмена позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательная способность денег, объем реального национального продукта.
Причинно-следственная связь между предложением денег и национальным производством, номинальным объемом валового национального продукта осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно.
В своей книге «Покупательная сила денег» (1911) Ирвинг Фишер анализировал влияние изменения структуры платежей в хозяйстве на скорость обращения денег. Он пришел к выводу, что ценовые сдвиги изменяют спрос на деньги, а следовательно, меняется количество денег, необходимых для обращения. Эта трактовка активно используется современными монетаристами при построении теории спроса на деньги.[5]
М.Фридмен объясняет этот механизм воздействия через промежуточную категорию – «портфель активов», то есть совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.2
Количественная теория денег, подчеркивает М.Фридмен, это, прежде всего теория спроса на деньги: например, для домохозяйств это одна из форм обладания богатством, для фирм – деньги являются капитальным благом.
Исходя из этого, М.Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.
Денежное правило» Милтона Фридмена
«Денежное правило» предполагает строго контролируемо увеличение денежной массы в обращении – пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливания в экономику будет ниже 3-5 % годовых, то темп прироста валового национального продукта будет падать.[6]
Фридман считал необходимым увеличение денежной массы постоянным темпом: «постоянный ожидаемый темп роста денежной массы является более существенным моментом, чем знание точной величины этого темпа».
По мнению Милтона Фридмана, основная проблема денежной политики заключается в обеспечении соответствия между спросом на деньги и их предложением. Устойчивый спрос на деньги – главная предпосылка стабильности цен, устойчивости совокупного платежного спроса, а значит, обеспечения стабильности системы в целом. Отсюда вытекает предложенная им рекомендация: прирост денег в обращении должен соответствовать приросту валового национального продукта (ВНП). При выборе темпа роста денег он предлагает обеспечить равномерный прирост денежной массы.
В этом и состоит так называемое денежное правило Фридмана.[7]