На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УПД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте учебно-познавательная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УПД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста.
Уже в 1-м классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой УД она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы (основным показателем этого является ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения), что свидетельствует о формировании самой потребности в учебно-познавательной деятельности. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.
|
|
На втором этапе формирования УПД (6-9-е классы) теряет свой ведущий характер, но сохраняет существенное значение в развитии теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе рефлексивного усвоения и т.п., позволяя им при этом наряду с учителями принимать определенное участие в организации УД своих сверстников. В этом возрасте усложняется содержание УД - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого уровня теоретического мышления, достигнутого подростками ещё в младших классах, способствует усвоению ими сложного материала. В выполнении учебной деятельности происходят значительные изменения. В 5-7-х классах учащиеся ещё коллективно решают учебные задачи и вместе с тем осваивают различные знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно, для индивидуального решения задач. В 8-9-х классах учащиеся постепенно приступают к самостоятельной постановке учебных задач и к самостоятельной оценке своих решений. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы её решения.
|
|
В процессе интериоризации УПД у подростков при усвоении ими теоретического материала отрабатываются и шлифуются все учебные действия (особое значение при этом имеют контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку) и развиваются все функционирующие в них содержательные мыслительные действия, среди которых особую роль приобретает рефлексия. Таким образом, в подростковом возрасте продолжается процесс развития теоретического мышления, начало которому было положено в начальных классах. В этом возрасте УД теряет свой ведущий характер; главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность во всех видах (художественная, спортивная, трудовая). Но в сфере умственного развития в подростковом возрасте решающее значение принадлежит именно УД.
Третий этап. В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится УПД, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь.
В студенческие годы УД приобретает собственно исследовательский характер и может быть названа как учебно-познавательная деятельность. Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т.п. УД для студентов становится основой развития прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая изложение материала по данному вопросу, можно сделать следующие выводы:
1) Познавательная деятельность, осуществляемая в учебных условиях, является самостоятельным видом общечеловеческой деятельности.
2) Учебно-познавательная деятельность реализуется в зависимости от предмета в том или ином виде.
3) Предмет учебно-познавательной деятельности, предметы ее видов, а также их структура имеют по меньшей мере две стороны:
объективную (внешнюю, предметную);
субъективную (внутреннюю, рефлексивную).
Субъективной стороне предмета деятельности и соответствующим ей действиям внимания в практике образования уделяется недостаточно.
4) Виды учебно-познавательной деятельности мы можем выделить, если указать его предмет. Наблюдение, эксперимент, изучение учебных текстов, систематизация знаний и т.д. имеют свои предметы и могут быть названы видами деятельности.
5) Первоначальное базовое овладение ими наиболее успешно идет при наличии алгоритмов, представляющих собой совокупность действий.
В ходе работы была достигнута цель: теоретически обосновать способы построения и организации учебно-познавательной деятельности учащихся на каждом ее этапе. Были выявлены особенности поэтапного характера учебно-познавательной деятельности, и особенности ее формирования.
|
|
Было выявлено, что педагогическое проектирование становится необходимым звеном в практической деятельности учителя, что предполагает научно обоснованный анализ всего образовательного процесса, включая анализ логики, структуры и содержания каждого компонента учебно-познавательной деятельности школьника. Так же анализируя учебную деятельность и выявляя основные условия ее успешного осуществления, я прихожу к выводу, что ее неотъемлемым элементом является "познавательный барьер". Встает научная задача: раскрыть систему УПБ, приемы постановки УПБ. Решение которых облегчит проведение дальнейших исследований.
В ходе исследования так же было выявлено, что в существующей сегодня системе образования преобладает репродуктивная деятельность учащихся, рассчитанная прежде всего на запоминание и воспроизведение полученной информации. Особенно негативно эта тенденция отражается на учащихся младшего школьного возраста, препятствуя формированию у них творческих способностей, устойчивой мотивации учения, общей положительной направленности к обучению. Вследствие этого, можно утверждать, что выполнение данной работы внесла весомый вклад в педагогические знания, а проведение следственного эксперимента стало ценным опытом для дальнейшей педагогической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
|
|
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.