Автоматизация библиотек в Белоруссии

Содержание

1. Введение

2. Автоматизация библиотек в Белоруссии

3. Автоматизированная информационная система “ALIS” и её функциональные технические возможности

4. Выводы

5. Список литературы



Введение

Сегодня на пути неуклонно развивающихся процессов информатизации об­щества трудно переоценить роль библиотеки. Современные библиотеки - это не только источники идей, мыслей, технологий и т.д., материализованных в виде книг, журналов, диссертаций, каталогов и др., но и автоматизированные инфор­мационные центры, обслуживающие пользователей в локальных и удаленных режимах, центры внедрения новых информационных технологий, центры - ге­нераторы собственных баз данных и комплексов автоматизированных услуг. Современные автоматизированные библиотеки являются краеугольным камнем в фундаменте информационного и информатизационного общества.

Конечно уровень автоматизации (т.е. внедрения в практику работы компью­теров и другого, связанного с ними оборудования) у разных библиотек разный. Как правило, крупные библиотеки нашей страны имеют больше возможностей и достигли уже определенных результатов; с другой стороны средние и малые библиотеки, особенно те из них, кто сумел убедить местные власти в необходимости приоритетного финансирования развития библиотеки, достигли существенных успехов в деле автоматизации и внедрения новых ин­формационных технологий. Не следует забывать, что в целом уровень автома­тизации наших библиотек отстает от американских и западноевропейских лет на 10-15; это - одно из весьма распространенных следствий общего отставания нашей компьютеризации от западной. Но вместе с тем, этот разрыв неуклонно сокращается и в первую очередь, благодаря тем библиотечным коллективам и коллективам, разрабатывающим компьютерные системы для библиотек, кото­рые не останавливаются на достигнутом, интенсивно внедряют разработки не только в свои, но и в другие библиотеки и смело идут дальше, привнося все но­вые и новые идеи, технологии, системы.

"Ориентация на пользователя" становится основой стратегии и тактики, как про­цессов комплектования библиотечных фондов, так и обслуживания читателей. По­следнее означает, что без автоматизации и при том - комплексной, не обойтись, поскольку только последняя способна обеспечить решение задач оптимального формирования, использования и управления фондами, а также создать пользова­телям комфортные условия работы с информацией и первоисточниками.

Мы понимаем автоматизацию как применение программно-технических средств, экономико-математических методов и систем управления, частично или полностью освобождающих человека от выполнения рутинных операций в про­цессах сбора, преобразования, передачи и использования информации. Целью автоматизации является повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационной продукции и услуг, устранение однообраз­ных трудоемких и монотонных операций.

Как и в других сферах человеческой информационной деятельности, библио­течной практике присущи все основные преимущества автоматизации:

6. Устранение рутинных ручных операций, неизбежных при обработке ин­формации (особенно - массовой).

7. Существенное ускорение процессов обработки и преобразования данных.

8. Повышение точности учетных и отчетных данных.

9. Расширение возможностей организации и разностороннего использования информационных ресурсов за счет, в частности, использования высокоорганизо­ванных структур данных и систем управления ими.

10. Высвобождение времени работников для решения творческих задач.[1]



Автоматизация библиотек в Белоруссии

С 2000 г. началась активная модернизация АБИС НББ (разработка НПФ «ИНЕАК»). Система обрела собственное имя NATLIS (National library system). Согласно с техничес­ким заданием на модернизацию, данная система соответ­ствует основным требованиям к АБИС, которые в первую очередь, связаны с использованием современных операци­онных систем (Windows, Linux) и СКБД, Интернет. С вво­дом новой системы увеличивается количество и возмож­ности функциональных подсистем и задач, среди которых руководство деятельностью библиотеки, информацион­ный маркетинг и работа с Интернет, взаимодействие с биб­лиотеками, взаимодействие со сводным ЭК, ретроконверсия каталогов, единая подсистема работы пользователя, сервис и т.д.

Процессы внедрения средств современной вычислительной техники и новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности в Белоруссии интенсивно продвигаются, несмотря на остающуюся недостаточно стабильной экономику страны и другие проблемы, связанные со становлением государства. Это не удивительно: таковы общемировые тенденции. Разумеется, однако, что оперативность и результативность внедрения указанных средств в разных странах далеко не одинаковы. Особенно следует подчеркнуть тот факт, что развитие современных компьютерных технологий наиболее активно проявляется в таких сферах деятельности, как управление, банковское дело, экономика, библиотеч­ное и информационное обслуживание.

В рамках данной системы NATLIS были разработаны адаптированные версии для ЦБС, объединенные под об­щим названием «ALIS» - 2000.

Основные характеристики «ALIS» - реализованность основных библиотечных функций и задач, пе­речисленных выше, поддержка BelMARC-формата и его совместимость с UNIMARC и RusMARC, автома­тическое формирование пользовательских словарей и их интерактивное ведение, получение необходи­мых исходных форм, ведение полнотекстовых баз данных (БД), связь с каталогом НББ и сводным ЭК.

В последнее время фирма «ИНЕАК» ведет разра­ботку программного обеспечения для БД с доступом через Интернет и с наличием гра­фических, текстовых и мультимедийных средств предоставления информации.

Надо отметить, что значительно увеличилось ко­личество библиотек, которые используют АБИС «ALIS» (свыше 180 поставок, преимущественно в биб­лиотеки министерства культуры (150), в библиоте­ки учебных учреждений (20) и другие библиотеки и учреждения).

Фирма «ИНЕАК» постоянно обновляет систему, осуществляет обучение их пользователей.

В рамках системы «ALIS» дей­ствуют следующие основные подсистемы: «Комп­лектование и обработка», «Аналитика», «Ретроспекция». Данные подсистемы включают в себя боль­шой комплекс задач: это и регистрация новых по­ступлений, и ведение инвентарных книг, обработка, написание ключевых слов и редактирование, печать библиографических карточек, списание, статисти­ка (т.е. ведение суммарного учета) и т.д.

Эти подсистемы и являются базой для создания ЭК библиотеки. В нем отражаются все новые поступ­ления. ЭК новых поступлений включает в себя перечень различных видов документов (книг, брошюр, нот, изоизданий, карт, аудио- и видеодокументов и в пос­леднее время электронных документов (CD-ROMы). Таким образом, интересующая пользователя инфор­мация объединена, что исключает необходимость поиска её в каталогах в нескольких местах. При этом можно ограничить просмотр ненужного массива ли­тературы по видам, т.е. поиск в ЭК мы можем огра­ничить только документами конкретного вида (ука­зываем только один вид). Для этого на каждый вид документа установлен свой (отдельный) счетчик ин­вентарных номеров.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: