Роль земельного налога в формировании местного бюджета

 

Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.

Земельный налог составляет значительную часть доходов местного бюджета. В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет.

Рассмотрим роль земельного налога в формировании местного бюджета на примере Свердловской области (Таблица 1).

Таблица 1

Поступление налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований

Свердловской области                               (млн. руб.)

Показатели 2007 год 2008 год 2009 год
Доходы бюджетов муниципальных образований 22 106,5 27 600,5 26 096,4
В том числе:      
Налог на доходы физических лиц 16 681,5 21 963,0 19 922,2
Земельный налог 3 508,1 3 560,7 4 067,1
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 1 916,9 2 103,8 2 107,1

 

Таким образом, в доходы бюджетов муниципальных образований в 2008 году поступило налогов 27 600,5 млн. руб. с темпами роста к уровню 2007 года 124,9%, а в 2009 году - 26 096,4 млн. руб., что составило снижение поступлений к уровню 2008 года  3,7%.

Основными источниками формирования налоговых доходов бюджетов местного уровня являются поступления по налогу на доходы физических лиц, земельному налогу и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налога на доходы физических лиц в 2008 году собрано 21 963,0 млн. руб., что составило 79,5% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступления налога по сравнению с предыдущим годом составили 131,7%. В 2009 году в структуре доходов данный налог составил 76,3%, однако в сравнении с 2008 годом темп роста составил лишь 90,7%, т. е поступления в 2009 году сократились на 2 040,8 млн. руб. или на 9,3%.

Земельного налога в 2008 году поступило 3 560,7 млн. руб., что составило 12,9% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступлений по сравнению с уровнем 2007 года составили 101,5%. В 2009 году в структуре доходов земельный налог составил 15,6%. По сравнению с 2008 годом в 2009 году поступление земельного налога увеличилось на 506,4 млн. руб., темп роста составил 114,2%.

Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности собрано 2 103,8 млн. руб., что составило 7,4% в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Темпы роста поступлений по сравнению с предыдущим годом составили 109,8%. В 2009 году данного налога собрано 2 107,1 млн. руб., что составило 7,7% в структуре доходов. Темпы роста поступлений по сравнению с 2008 годом составили 100,2%.

Из приведенных основных источников формирования налоговых доходов бюджетов местного уровня, закрепленным является лишь земельный налог, т. е зачисляется в местные бюджеты по нормативу 100%. Однако, в формировании местных доходов налог занимает второе место, что в общей структуре поступлений составляет в среднем около 15%, тем самым, является одним из важнейших источников поступлений налоговых доходов.

Говоря о земле как объекте налогообложения с точки зрения интересов муниципального образования, нельзя не учесть тот факт, что структура земельного фонда каждого муниципального образования неоднородна. Проблема разнородности структуры земельного фонда в настоящее время очень актуальна. В первую очередь это связано с тем, что в различных поселениях, округах, районах и других муниципальных единицах преобладают земли, находящиеся либо в государственной, либо в частной собственности, а так же земли, исключенные из объектов налогообложения земельным налогом, либо в отношении которых устанавливаются различные льготы. В то же время на муниципальные образования возложены функции по содержанию подобных объектов. Если территория муниципального образования состоит из подобного рода земель, собственных доходов оно будет лишено. Структура земельного фонда влияет на оценку налогового потенциала, так как земельный налог, единый сельскохозяйственный налог, арендная плата за землю и порядок их распределения различны в зависимости от принадлежности земель организациям различных форм собственности и физических лиц.

В настоящее время только часть земельных участков полноценно оформлена и внесена в кадастр. И это лишь одна из причин, по которой бюджет не дополучает платежи по земельному налогу. Основная проблема состоит во множестве поставщиков и неоднозначности информации, передаваемой в налоговые органы для определения земельного налога. Очень часто сведения, которыми располагают такие учетные ведомства, как Главное управление Федеральной регистрационной службы и Управление Роснедвижимости не совпадают, а иногда и противоречат друг другу.

Таким образом, земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации и выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Однако при его поступлении в местные бюджеты существует ряд проблем, которые необходимо решать на законодательном уровне.

 

Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу на примере организации ОАО «Металлист»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: