Рассмотрим, какие факторы могут обуславливать различия в развитии дошкольников на примере анализа и сравнения разных групп российских детей, сформированных по принципам влияния на их физиологические особенности:
· климатических факторов,
· урбанизации,
· социальных факторов.
Россия – страна многонациональная, ее население относится к различным расовым группам и проживает в существенно различающихся климатических, экологических и социальных условиях. Подобное разнообразие не может не влиять на физическое развитие детей различных регионов. Действительно, данные антропологии и возрастной физиологии свидетельствуют, что в нормальных условиях, вне болезни, ростовой процесс каждого индивидуума является продуктом взаимодействия таких факторов, как:
· биологические особенности вида Homo sapiens;
· наследственность (генетический контроль);
· природная среда;
· социальное, экономическое и культурное окружение. [15]
Взаимное влияние всех этих факторов приводит к тому, что развитие каждого ребенка протекает по особому, индивидуальному «сценарию». Средовое окружение оказывает различное воздействие на те или иные характеристики человека. Некоторые факторы могут мало влиять на рост тела в длину, но тормозить нарастание массы, и т.д. На практике исследователи обычно сталкиваются со следующими вариантами (основными типами) роста:
o общий ускоренный рост всех тотальных размеров;
o средняя скорость роста;
o общий замедленный рост всех тотальных размеров;
o ускоренный рост длины тела при замедленном росте массы;
o замедленный рост длины тела при среднем / ускоренном росте массы[15]
Важно иметь в виду, что на продолжении всего периода роста человека свое действие оказывает генетический контроль. Согласно результатам посемейных исследований), рост человека и отдельные продольные размеры (например, длина конечности, бедра или предплечья) находятся под более выраженным генетическим контролем по сравнению с поперечными и обхватными размерами, а также жировой тканью. [6]