Особенности технологии развивающего обучения

Технология обучения предполагает наличие следующих признаков:

1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и учащихся;

2. Совокупность приемов, методов;

3. Проектирование и организация процесса обучения;

4. Наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Также любая технология обучения включает различные позиции, как то:

1. Целевую направленность;

2. Научные идеи, на которые опирается;

3. Системы действий преподавателя и учащегося;

4. Критерии оценки результата;

5. Результаты;

6. Ограничения в использовании.

Таким образом, любая современная технология обучения характеризуется следующими позициями:

1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

2. Технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

3. Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

4. Поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

5. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Как правило, традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. С помощью данной технологии происходит усвоение обучающимися содержания изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репродуктивном уровне.

Суть технологии состоит в обучении по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. В основе — образовательная парадигма, согласно которой можно определить объем знаний, достаточный для успешной жизнедеятельности, и передавать его ученику. При этом главные методы обучения — это сочетание объяснения и наглядности, ведущие виды деятельности учащихся — слушание и запоминание, главное требование и основной критерий эффективности — безошибочное воспроизведение изученного. Деятельность учителя связана с объяснением, демонстрацией действий, оценкой выполнения их учащимися и корректировкой.

Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний. Вместе с тем традиционная технология имеет и определенные недостатки — она располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, а также слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.

В отличие от традиционного, развивающее обучение имеет целью всестороннее развитие личности. Сущность технологии развивающего обучения в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию при помощи механизма вовлечения учеников в различные виды деятельности. В технологии развивающего обучения обучающемуся отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

В основе технологии развивающего обучения лежат следующие принципы:

1. Вне деятельности нет развития;

2. Знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;

3. Обучающийся становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

Указанные принципы достигаются при реализации следующих условий:

1. Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и ее субъект»;

2. Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности ученика за счет движения от замысла — к опробованию — к достраиванию — к решению — к действию;

3. Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;

4. Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;

5. Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;

6. Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся;

7. Слияние учебной и внеурочной деятельности.

Таким образом, на современном этапе педагогической практики происходит переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся [9].

 

              



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: