ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социологии и политологии
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании кафедры политической теории ЮФУ
Протокол №_____
«____»____________________200 г.
Зав. кафедрой __________________________
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
(зам. декана по учебной работе)
____________________________
____________________________
«_____»________________200 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебной дисциплины
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ М.ВЕБЕРА»
Вузовского компонента цикла ДС
По специальности 020200 ПОЛИТОЛОГИЯ
Составитель:кандидат политических наук,
Доцент кафедры политической теории ____________ /Константинов М.С./
Ростов-на-Дону
2009
Аннотация
Курс состоит из 7 тем, отражающих структуру политической социологии М.Вебера:
- Политическое мировоззрение и деятельность М.Вебера;
- Исходные принципы социологической теории М.Вебера;
- Социальное действие и проблема рациональности;
- Политические аспекты социологии религии;
- Социология государства;
- Социология господства и права;
- Анализ М.Вебером революции в России.
Для закрепления и углубления знаний, а также приобретения практических навыков публичных выступлений используются семинары. Вопросы для обсуждения приводятся в каждой теме.
Курс изучается в течение VI семестра (см. план) и завершается зачетом (см. вопросы к зачету).
Цели и задачи учебной дисциплины
Цели учебной дисциплины. Основной целью курса является познакомить студентов с наследием виднейшего представителя мировой социально-политической мысли М.Вебера, творчески использовать это наследие при анализе политических процессов в современной России.
Студент должен:
- понимать влияние политического мировоззрения и деятельности М.Вебера на его теоретические построения;
- знать основные понятия политической социологии М.Вебера и уметь оперировать ими;
- понимать логику структуры политической социологии М.Вебера;
- понимать значение М.Вебера в контексте философских дискуссий о натурализме и интуитивизме в гуманитарных науках;
- знать «понимающую методологию» М.Вебера;
- понимать проблемы рациональности социального действия;
- знать типы социального поведения, эксплицированные М.Вебером;
- знать концепцию легитимного порядка и типы господства;
- уметь охарактеризовать политические аспекты социологии религии М.Вебера;
- знать социологические характеристики и типологию государств М.Вебера;
- знать концепции бюрократии и плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера;
- уметь применять концепцию бюрократии М.Вебера при анализе российской действительности;
- знать достоинства и недостатки концепции бюрократии М.Вебера;
- уметь охарактеризовать специфику социологического подхода М.Вебера к правовым явлениям и знать веберовскую типологию права;
- уметь анализировать историю революции в России в нач. XX в. в контексте веберовской теории.
Задачи учебной дисциплины:
- в теоретическом плане – способствовать активизации познавательной деятельности и гражданской ответственности студентов, компетентной ориентации в сложных, противоречивых политических процессах, формированию политического сознания и научного мировоззрения, адекватного современному восприятию политической действительности;
- в практическом плане – оказать помощь в овладении многообразными способами познавательной деятельности, использовании полученных знаний в профессиональной и повседневной жизни.
1) Освоение курса предполагает изучение результатов отечественных и зарубежных исследований политической социологии М.Вебера. Особое значение в этой связи имеет изучение и осмысление новой научной и учебной литературы, периодической печати.
2) Логика программы и тематического плана курса ориентирует на всестороннее и систематическое изучение политической социологии М.Вебера.
3) В ходе изучения курса студенты должны освоить понятийно-категориальный аппарат дисциплины, знать историко-политический и историко-теоретический контекст формирования взглядов М.Вебера, современные интерпретации его наследия.
4) В ходе учебного процесса студенты должны научиться искусству вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию.
Дневное отделение:
№ п.п. | Наименование темы | Всего часов | Аудиторные занятия (час), в том числе: | Самостоятельная работа | |||
лекции | семинары | консультации | зачёт | ||||
1 | Политическое мировоззрение и деятельность М.Вебера | 8 | 2 | 2 | 4 | ||
2 | Исходные принципы социологической теории М.Вебера | 8 | 2 | 2 | 4 | ||
3 | Социальное действие и проблема рациональности | 8 | 2 | 2 | 4 | ||
4 | Политические аспекты социологии религии | 8 | 2 | 2 | 4 | ||
5 | Социология государства | 16 | 4 | 4 | 8 | ||
6 | Социология господства и права | 8 | 2 | 2 | 4 | ||
7 | Анализ М.Вебером революции в России | 8 | 2 | 2 | 4 | ||
Итого: | 71 | 16 | 16 | 2 | 5 | 32 |
Заочное отделение:
№ п.п. | Наименование темы | Всего часов | Аудиторные занятия (час), в том числе: | Самостоятельная работа | |||
лекции | семинары | консультации | зачёт | ||||
1 | Политическое мировоззрение и деятельность М.Вебера | 5 | 1 | 0 | 4 | ||
2 | Исходные принципы социологической теории М.Вебера | 6 | 2 | 0 | 4 | ||
3 | Социальное действие и проблема рациональности | 5 | 1 | 0 | 4 | ||
4 | Политические аспекты социологии религии | 5 | 1 | 0 | 4 | ||
5 | Социология государства | 10 | 2 | 0 | 8 | ||
6 | Социология господства и права | 5 | 1 | 0 | 4 | ||
7 | Анализ М.Вебером революции в России | 6 | 2 | 0 | 4 | ||
Итого: | 47 | 10 | 0 | 0 | 5 | 32 |
Содержание дисциплины:
Тема № 1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.ВЕБЕРА
Формирование политического мировоззрения (1876—1895). Академическая карьера и политическая деятельность до первой мировой войны (1896-1914). Наука и политика в период крушения монархии и создания Веймарской буржуазной республики (1914—1920).
Социально-исторические истоки методологии М.Вебера. Категориальный аппарат или мировоззрение? Общество и культура, индивид и труд; классы, сословия и констелляция интересов; вожди-идеологи и народный традиционализм.
Темы для семинарского занятия
1. Наука и политика как призвание и профессия М.Вебера.
2. Влияние мировоззрения на политическую социологию М.Вебера.
Тема № 2. ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ М.ВЕБЕРА
Критика интуитивизма и натурализма в гуманитарных науках как интеллектуальный фон формирования философско-теоретических взглядов М.Вебера. Принцип «отнесения к ценности» и «свободы от оценки».
Концепция идеальных типов: идеальный тип как логическая конструкция. Проблема понимания и содержательная интерпретация идеального типа. Идеальный тип и теория факторов.