Г) отношения с Москвой

В XIV в. Новгородцы считали для себя выгодным признавать своим князем того из русских князей, который получал от татарского «царя великое княженик Владимирское, начиная с Ивана Калиты, это были князья московские. Такие новгородцы признали своим князем Ивана Калиту, потом его сына, Симеона Гордого, и приняли о них наместников. Временами у Новгорода происходили столкновения с московскими князьями, но обыкновенно дело кончилась примирением и уплатой очередных взносов «черного бора». В 1397 г. у Новгорода возник серьезный военный конфликт с Москвою. Московские войска пошли «за Волок на Двину» и овладели Двинской землей, принадлежавшей Новгороду. В следующем году большое новгородское войско возвратило Двинскую власть под власть господина Великого Новгорода, и затем новгородцы послали послов в Москву «и взяиша мир с великим князем по старине».

При Василии II Новгород два раза вступал в вооруженный конфликт с Москвою (1411 и 1456 гг.); оба столкновения закончились мирными договорами, по которым Новгород был обязан уплатить великому князю Московскому значительную контрибуцию «новгородским серебром», но московский князь все еще обязывается «Новгород держат в старине, по пошлине, без обиды».

 

 

Заключение.

Можно по-разному расценивать период раздробленности Руси. Многие отмечают прогрессивный характер этого процесса. Исчезает пропасть между центрами и слабонаселенными окраинами. Окраины превращаются в самостоятельные княжества и по уровню экономического, социально-политического и культурного развития и начинают превосходить Киевскую Русь. Но имеют и отрицательные стороны. Самое главное, что русские земли ослаблялись постоянными усобицами между князьями, борьбой за территорию. Новгород – один из древнейших русских городов, впервые упомянутый в летописи под 859 г. Это был самый крупный город – государство в системе древнерусских земель, где не существовало правящей династии князей, а так же один из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями.           

Новгород развивался относительно независимо и демонстрировал близость к европейскому типу развития. Историки указывают на то, что Новгородская республика фактически была аналогом городам-республикам Ганзейского Союза и городам-республикам Италии: Венеции, Генуи, Флоренции.                  

 


[1] XIV – XV вв., когда Москва возвысилась над прочими русскими княжествами и московские князья почт неизменно занимали престол великих князей владимирских, Новгородцы обыкновенно признавали своими князьями великих князей Московских. Последние, конечно не жили в Новгороде, но посылали своих наместников на Городище. Подобно древним князьям, они обязывались, по договорным грамотам, «держать Новгород в старине, по пошлине без обиды» и соблюдать все остальные постановления древних договоров. Иногда между Новгородом и великими князей происходил разрыв, и наместники великого князя «съезжались» с Городища. Фактически в течение последних полутора веков новгородской независимости в Новгороде не было не князя, ни княжеской дружины.

[2] Степень назывался помост на главной вечевой площади, с которого должностные лица обращались к народу.

[3][3] Так в 1353 г. «быть мятеж силен в Новгороде»: две стороны, Софийская и Торговая, вооруженными стояли против другой, готовые сразиться; тогда владыка Алексей с высшим духовенством пришел со спорящим и обратился к своим «детям» с горячим призывом к миру: «и прияла слово его и разидошася» (новг. 1). – Под 1814 г. находим в летописи подробное описание междоусобия в Новгороде: опять поднялась одна против другой Софийская и Торговая сторона, «и начаша людие срыскивать с обою страну, аки на рать, в доспесех на мост великий»; началась перестрелка и столкновения врукопашную, стали падать убитые, «аки на рати» (как на войне). Услышав о междоусобии «промеже своими детьми», владыка Симеон «испусти слезы из очию», повелел духовенству облечься «в священные ризы» и «повеле крест Господень и пресвятые Богородицы образ взяти, иде на мост», сопровождаемый сонмом духовенства. «И присед святитель, ста посреди мосту, и взял животворящий крест, Нача благословляли обе стороны»; тогда посадники и народ опомнились, поклонились кресту владыке «и разидошася, …и бысть тишина в граде».

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: