Вспомогательные службы предоставляют дополнительные платные услуги. Сюда могут быть отнесены парикмахерские, сауны, солярии, спортзалы, бассейны и т.п. Эти службы информационно связаны со службой приема и размещения, куда поступает информация о полученных дополнительных услугах, стоимость которых учитывается при оформлении счета гостя. При автоматизации вспомогательных служб используются дополнительные функциональные модули.
В случае предоставления средством размещения услуг связи полезно будет установить программируемые АТС (Alcatel, Ericsson, Siemens, NEC, Definity, Meridian, GDX, Bosch, Panasonic и другие). При наличии в АТС специального программного обеспечения для гостиниц система может поддерживать функции управления станцией: on-line тарификация звонков с одновременной проводкой соответствующих сумм на счет гостя, отключения телефона в номере по превышению депозита, а также дистанционная установка текущего состояния номера (например, убран или нет) посредством набора соответствующего цифрового кода на телефонном аппарате.[18]
|
|
Среди систем контроля доступа к платным телеканалам известностью пользуются General Satellite и GuestLink. Интегрировав их в АСУ гостиницы, можно автоматически начислять стоимость просмотра платных телеканалов, устанавливать и исключать возможность доступа к ним.
Большой популярностью пользуются системы контроля доступа в номера (электронные замки). Из наиболее известных систем в этой области можно назвать американскую VingCard, шведскую Timelox, испанскую TESA, итальянскую CISA. В качестве ключа может использоваться ключ-карта с записанной на нее информацией гостя, генерируемая на рабочем месте службы приема и размещения, клубная карта гостя или даже его собственная кредитная карточка.
Обмен информацией между смежными элементами такой комплексной АСУ может осуществляться на трех уровнях:[19]
Отсутствие обмена как такового. Такая ситуация возможна в тех случаях, когда та или иная гостиничная служба работает в сугубо автономном режиме (например, телефонная связь или ресторан). В условиях необходимости согласованности действий разных отделов для повышения эффективности такой вариант встречается все реже.
Документальный обмен. Информация в этом случае поставляется в виде стандартных бумажных отчетов, которые попросту отсылаются в соседний отдел, где вручную вновь переводятся в электронный вид. Несколько усовершенствованный вариант – обмен файлами через внутрикорпоративную сеть с последующим переносом информации из них в смежную АСУ.
Электронный обмен. Это наиболее удобный и оперативный уровень обмена информацией между элементами комплексной системы управления, однако необходимо, чтобы все они поддерживали процедуры экспорта-импорта. В противном случае может понадобиться согласованная работа программистов каждой из систем для интеграции их в единый комплекс, что затребует дополнительных затрат.
|
|
В данный момент далеко не каждая система объединяет все модули автоматизации (модуль номерного фонда, административный модуль, бухгалтерский модуль, модуль ресторана, дополнительные функциональные модули) в одно целое. В связи с широким распространением специализированных программных продуктов, сложностью разработки собственных конкурентоспособных проектов или невостребованностью этих модулей большим количеством клиентов, некоторые из составных частей АСУ не входят в основной пакет и устанавливаются отдельно. Наиболее часто это касается модуля бухгалтерии, ресторана (не всякая гостиница может им похвастаться) и обеспечения дополнительных и часто нестандартных услуг, как-то: тарификация телефонных разговоров, услуги платного телевидения, система электронных платежей и т.п.
Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. К настоящему времени разработано достаточно много различных систем управления гостиницей как зарубежных, так и отечественных, среди которых можно выбрать наиболее подходящую. При необходимости всегда можно сделать необходимые доработки с учетом особенностей конкретной гостиницы.
Глава 3. Автоматизированные системы управления в гостиницах г. Петрозаводск
Наличие систем управления в гостиничных предприятиях г. Петрозаводск
В настоящее время далеко не все гостиничные предприятия г. Петрозаводска оснащены компьютерными системами управления. В таблице 1.1 представлены данные о наличии автоматизированных систем управления в гостиницах города Петрозаводск.
Таблица 1.1
Наличие автоматизированных систем управления в гостиницах г. Петрозаводска
Гостиница | Автоматизированная система управления |
«Северная» | «Невский портье» |
«Невская» | «Невский портье» |
«Прионежская» | Отсутствует |
«Карелия» | «Невский портье» |
«Уют» | Отсутствует |
«Маски» | Отсутствует |
«Калевала» | Отсутствует |
«Руна» | Отсутствует |
«Акватика» | Отсутствует |
Как видно из таблицы 1, в большинстве гостиниц города автоматизированные системы управления отсутствует, в остальных же используется компьютерная система управления «Невский портье».
В Таблице 1.2 представлены функциональные преимущества автоматизированной системы «Невский портье»
Таблица 1.2