Технология проектного обучения

В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта.

Исходный этап: разработка проектного задания:

- Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).

- Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»)

- Определение цели проекта и поэтапных задач.

Этап разработки плана работы:

- Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.

- Выбор средств и методов выполнения.

- Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

- Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

- Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

- Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

- Проведение исследования, выполнение расчетов,

- Подготовка наглядно-графического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).

- Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)

- Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта:

- Общественная презентация проекта.

- Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

- Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

 



Особенности учебных проектов младших школьников

Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.



Заключение

Таким образом можно сделать вывод, что, в организации проектной деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы:

1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам.

2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.

3. Повышается учебная активность школьников.

4. Обучающиеся участвуют с проектами в районных конкурсах.

Таким образом, можно считать, что участие детей в проектной деятельности действительно способствует развитию их творческих способностей и учебной активности, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.

 



Используемая литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002. – 24 с.

2. Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 2-3.

3. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы. –1995.— № 6, — с. 39 – 47.

4. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 8-11.

5. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов. – Чебоксары, 2007.

6. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006. – №1.

7. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование. –2005. – №2.

8. Макаров Ю. Метод проектов.// Начальная школа. – 2006. – №10. – с. 4-7.

9. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2004.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.

11. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель. – 2000. – № 1. - с. 41-45.

12. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель.— 2000. – № 4. - с. 52-55.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: