Общая характеристика понятия «социальная идентичность личности»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО 

ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК 

КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ЛИЧНОСТИ................................................................................................. 5

1.1. Социальная идентичность личности как часть «Я»-концепции............... 5

1.1.1. Общая характеристика понятия «социальная идентичность

личности»....................................................................................................... 5

1.1.2. Особенности формирования идентичности в подростковом и

юношеском возрасте..................................................................................... 12

1.2. Образ тела как психологический феномен................................................. 15

1.2.1. Общая характеристика понятия «телесность человека»........................... 15

1.2.2. Особенности восприятия и оценки телесного образа в

подростковом и юношеском возрасте......................................................... 18

1.3. Телесность человека и социальные аспекты ее идентификации..............  22

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

  ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТА

  СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В

  ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ......................... 27

2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 27

2.2. Описание используемой методики исследования...................................... 28

2.3. Анализ результатов эксперимента............................................................... 29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 33

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 36

ВВЕДЕНИЕ

Человеческое тело в широком смысле этого слова есть основа душевной жизни. Тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному. Тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями. На свете более шести миллиардов неповторимых человеческих тел. Для человека его собственное тело как синтез телесного и духовного оказывается центральным объектом переживаний, наглядным воплощением его «Я», по аналогии с которым он образует свой образ человека и мира.

Но много ли человеку известно о своем теле, своем организме? Число открытий в этой области к началу XXI в. достигло значительных величин. И все-таки познание тела и телесности продолжает вызывать обостренный интерес. Это особенно характерно для прошлого века. Данная тенденция сохраняет себя и в наступившем столетии.

На пороге третьего тысячелетия психология оказалась в ситуации, содержание которой красноречиво раскрывают призывы «возвращения человеком собственного тела», его «открытия» и «реабилитации». Современная культура, как отмечается в публикациях последнего времени, утратила реальность человеческого тела, оказавшись перед угрозой потери и самого человека. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что многие феномены, связанные с телесностью, в значительной степени игнорировались психологией, а сейчас стали предметом интенсивного изучения.

Появление проблематики идентификации и идентичности традиционно связывают с психологическими учениями. В 40-е годы Э.Эриксон предлагает в своих концепциях термины «идентичность», «кризис идентичности». Их начинают активно использовать в диагностике различных форм психопатологии. В 50-е годы предлагают различные интерпретации этих понятий. Эволюция проблемы идентичности от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания прослеживается в работах: классиков зарубежной философии, психологии и социологии У. Джеймса, З. Фрейда, К. Юнга, Ж. Пиаже, Э. Фромма, Дж. Мида, Ч. Кули; современных авторов: Э. Эриксона, Р. Баумайстера, А. Маслоу, Р. Мейли, Г. Олпорта, К. Роджерса, Х. Салливена, Ю. Хабермаса, В. Хесле, К. Хорни, Э. Шпрангера, А. Гидденса и классиков отечественной мысли К. А. Альбухановой-Славской, М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, Э. В. Ильенкова, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Ю. М. Лотмана, В. С. Мерлин, Б. Ф. Поршнева, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Сохань, А. Г. Спиркина, Д. Б. Эльконина, В. Ядова, Н. Л. Ивановой и других.

Цель курсовой работы: изучить феномен телесности человека как компонент социальной идентичности личности и проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Гипотеза: при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте.

Объект исследования: социальная идентичность личности.

Предмет: телесность человека как компонент социальной идентичности.

Задачи:

1. На основе теоретического анализа психологической литературы раскрыть содержание понятий «социальная идентичность личности», «телесность человека»; выявить их соотношение.

2. Раскрыть особенности формирования идентичности и восприятия телесного образа в подростковом и юношеском возрасте.

3. Провести экспериментальное исследование и на основе анализа результатов эксперимента проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, психологический эксперимент, синтез, обобщение, статистическая обработка данных.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА  КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Социальная идентичность личности как часть «Я»-концепции

Общая характеристика понятия «социальная идентичность личности»

Я-концепция – это совокупность установок человека на самого себя. Наиболее известным различением образов «Я» яв­ляется различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах 3. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я» [7].

Более дробная классификация образов предло­жена Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я»  [17, с.14].

Ш. Самюэль выделяет четыре «из­мерения» Я-концепции: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я», и самооценку. В. В. Столин отмечает, что практически любой из образов-Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. Так, например, В. Шонфельд определяет констелляцию психологических компонентов, детерминирующих структуру образа тела на сознательном и бессоз­нательном уровнях следующим образом:

· актуаль­ное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;

· интернализованные психологические факторы, являющиеся ре­зультатом собственного эмоционального опыта инди­вида, так же как и искажения концепции тела, про­являющиеся в соматических иллюзиях;

· социоло­гические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида;

· идеальный образ тела, заключающийся в установках по отноше­нию к телу, в свою очередь, связанных с ощущения­ми, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей [27, с.112-114].

По мнению Карла Роджерса, Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и ценностных представлений, связанных с объектами и действиями.

Я-концепция – это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. Согласно этому определению Я-концепция – это реальный, идеальный образы «Я» и образ «Я» как результат отраженного самоотношения («Я» в представлениях других людей, или зеркальное «Я»). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями.
Кроме модальностей, Я-концепция представлена когнитивным (образ «Я»), эмоциональным (самооценка) и поведенческим (стратегии самоутверждения личности) компонентами.

Образ «Я» – это представление индивида о самом себе. Согласно Р.Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными – атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т.д. Все эти образы называются аспектами целостного «Я» и в более общем виде представляют собой физическое «Я» – образ, или схему тела, социальное «Я» – роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное «Я» – ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность – все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое «Я» – неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы.

Самооценка – отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности.

Самоутверждение – поведенческий аспект Я-концепции, представляет собой одну из стратегий эго, это способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости. В целом самоутверждение – это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение  [22, с.224].

Образ «Я», самооценка и самоутверждение личности – взаимно обусловленные и обуславливающие друг друга феномены, поэтому их исследование должно основываться на принципе системности.

Итак, существуют различные подходы к структуре «Я». Однако наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Я-концепция личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема – социальная идентичность – складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения [1, с.201-202].

Н. Л. Иванова отмечает, что в современной психологической литературе выделяют два основных вида идентичностей, которые точнее можно назвать двумя гранями идентичности: личностная (персональная) и социальная идентичности. Хотя З.Фрейд в свое время и писал, что противопоставление индивидуальной и социальной психологии, которое на первый взгляд может показаться столь значительным, теряет свою остроту при ближайшем рассмотрении, тем не менее, до сих пор в психологии проблема идентичности рассматривается в двух своих видах: личностной и социальной  [10, с.109-110].

Н. Л. Иванова в этой связи подчеркивает, что между этими видами идентичности, конечно, есть различие, но различие это натянуто и произвольно. Личная идентичность имеет отношение к тому качеству и характеристикам, которые мы видим в себе и которые строго индивидуальны. Если кто-то отвечает на вопрос «Кто вы?» утверждениями типа: «Я скучный», «Я слишком много нервничаю», то обычно эти ответы относят к его личной идентичности. Социальная идентичность определяется как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивида о принадлежности к социальной группе (или группам) вместе с соответствующей оценкой и эмоциональным отношением  [15, с.11].

А. И. Фоминцева выделяет 3 вида идентичности:

1. психо-физиологическая идентичность – единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма;

2. социальная идентичность – система свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы, и предполагает разделение индивидов по их социально-классовой принадлежности, социальному статусу и усвоенным ими социальными нормами;

3.  личностная идентичность (эго-идентичность) – единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость»  [29, с.14].

Теория социальной идентичности (СИТ) была сформулирована сравнительно недавно: в 70-е, 80-е годы. Ее основоположник, известный европейский психолог, профессор Бристольского университета (Англия) Анри Ташфел, еще в 1970-е годы представил в европейской психологии движение, которое отказалось от индивидуалистических крайностей американских психологов и более конкретно определило основные постулаты и принципы.

Одной из основ базисной категоризации является установление различий между собой и другими. Приобретение данных различий – это ранняя и необходимая часть социализации. Чувство себя и знание, «кто я такой», способность «отражать» и осознавать себя – все это формируется в социальном взаимодействии. Самосознание индивида, находится под влиянием конкретных элементов определенной культуры, которые необходимо исследовать в динамике и перспективе. Идентичность – это основное понятие в СИТ.

Согласно определению Ташфеля, социальная идентичность – это определяемая как индивидуальное знание принадлежность к конкретным социальным группам, сопровождающаяся эмоциональной и ценностной определенностью группового членства. Это часть индивидуальной Я- концепции, которая происходит из знания себя как члена социальной группы (или групп) вместе с оценкой эмоциональной значимости этого членства. Иными словами, социальная идентичность характеризует то, членом каких социальных групп и общностей индивид ощущает себя, по отношению к каким группам он себя определяет и соответственно какие группы выступают для него в качестве референтных  [15, с.5].

Самое простое определение социальной идентичности – у Д. Майерса: социальная идентичность – аспект «мы» в нашей Я-концепции. Вариант ответа на вопрос «Кто я такой?», базирующийся на нашей принадлежности той или иной группе  [20, с.201].

Н. Л. Иванова так характеризует понятие «социальная идентичность»: «В процессе социализации у человека появляется система представлений о себе, которая влияет на общение, поведение и деятельность, происходит постепенное осознание существования различных социальных структур, а также собственной социальной идентичности, заключающейся в признании принадлежности к какой-либо общности, которая может быть узкой, например референтная группа, или широкой, например народ. В связи с этим формируется система социальных характеристик, неразрывно связанных с индивидуальными, но имеющими смысл объединения человека с другими, определяющими его позицию в обществе, отношение к ценностям, нормам, правилам группы, социальную перспективу и деятельность»  [14].

Традиционно трактовку термина «идентичность» в психоло­гии связывают с именем Э. Эриксона, который определил иден­тичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности [2, с.134].

На уровне индивидуального опыта чувство идентичности – это с одной стороны, восприя­тие себя как тождественного и осознание непрерывности своего существования во времени и пространстве, с другой, - восприятие того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность. Переживание чувства идентично­сти с возрастом и по мере развития личности усиливается: чело­век ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил за все свое детство, и тем, что он предполагает пере­жить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как вос­принимает ожидания других по отношению к себе. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправ­ленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении.

Ряд исследователей (Ж. Пиаже и др.) отмечают, что социальная идентичность формируется по мере роста социальной осведомленности, знаний о своей социальной группе. Таким образом, многие психологи в структуре идентичности в качестве ведущего выделяют когнитивный компонент. Другие авторы (Бергер, Лукман, Финней и др.) связывают социализацию с большой эмоциональной нагрузкой, отмечают роль предубеждений, чувств, т.е. первичное место в формировании идентичности отводят эмоциональному компоненту.

На формирование социальной идентичности влияют особенности языка, культуры, менталитета, исторического развития  [11, с.39].

Каждый человек обладает многими видами идентичности, которые, как правило, формируются независимо от сознания человека, посредством его отнесения к тем или иным группам  [28, с.23].

Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп. Так, например, в «Я-образ» может входить осознание себя как мужчины, европейца, студента, представителя средних слоев общества, члена спортивной команды, молодежной организации и т.д. [1, с.219].

Определение социальной идентичности так или иначе фиксирует, чем одна большая социальная группа отличается от другой. Так, например, гендерная идентичность предполагает ответ на вопрос: что отличает мужчин и женщин как представителей своей социальной группы? Какой само-образ складывается в сознании представителей гендерной группы?

Таковы основные характеристики социальной идентичности, которая вместе с личностной идентичностью (осознаваемыми индивидуальными особенностями) образует единую когнитивную систему – «Я-концепцию». В целях приспособления к различным ситуациям «Я-концепция» регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Большая выраженность в самосознании социальной идентичности влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому. Основной чертой последнего является то, что оно контролируется восприятием себя и других с позиций принадлежности к социальным категориям. Как только на первый план в «Я-концепции» выходит социальная идентификация, личность начинает воспринимать себя и других членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам.

Итак, в процессе социализации происходит становление социальной идентичности. Социальная идентичность определяется как часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству; рассматривается как динамическая структура, образующаяся за счет механизмов идентификации и дифференциации, состоящая из когнитивного и аффективного компонентов, и развивающаяся на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста; проявляется в различных формах (этнической, гражданской, идеологической, религиозной, общечеловеческой, профессиональной, половой).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: