Финансирование науки из средств федерального бюджета

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Расходы федерального бюджета, млн. руб 17396,4 23687,7 31055,8 41576,3 47478,1 76909,3 97363,2 132703,4 162115,9
в том числе:                  
на фундамен-тальные исследования 8219,3 11666,6 16301,5 21073,3 24850,3 32025,1 42773,4 54769,4 69735,8
На прикладные научные исследования 9177,1 12021,1 14754,4 20503,0 22627,8 44884,2 54589,8 77934,0 92380,1
в процентах:                  
к расходам федерального бюджета 1,69 1,79 1,51 1,76 1,76 2,19 2,27 2,22 2,14
к валовому внутреннему продукту 0,24 0,26 0,29 0,31 0,28 0,36 0,36 0,40 0,39
Внутренние затраты на исследования и разработки: млн. руб. в фактически действовавших ценах 76697,1 105260,7 135004,5 169862,4 196039,9 230785,2 288805,2 371080,3 431073,2
в процентах к валовому внутреннему продукту 1,05 1,18 1,25 1,28 1,15 1,07 1,07 1,12 1,03

Таблица 4

Результативность науки[8, 556, 561]

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Количество поданных патентных заявок на изобретения всего 28688 29989 29225 30651 30192 32254 37691 39439 41849
Число созданных передовых технологий     688             637   735   780   854
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в отчетном году, в общем числе организаций, процентов   10,6   9,6   9,8   10,3   10,5   9,3   9,4   9,4   9,6
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов   4,4   4,2   4,3   4,7   5,4   5,0   5,5     5,5   5,1
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов   1,4   1,4   1,8   1,6     1,5   1,2   1,4   1,2   1,4
Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе организаций, процентов               3,2   3,5   3,5
Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе организаций, процентов               2,3   2,5   2,6

 

 Исследования показывают, что в целом инновационная активность отраслей и технологических комплексов в стране остается на низком уровне. Для адаптации к сложившейся хозяйственной ситуации только небольшая часть предприятий осуществляла организационные инновации (управленческие изменения), оказавшие влияние на развитие таких направлений, как «обеспечение производства современными стандартами», «улучшение качества продукции».

Организации федеральной собственности активнее организаций собственности субъектов РФ настраиваются на современную хозяйственную ситуацию. Это важнейшая характеристика инерционности системы управления инновационными процессами, которая находится все еще в начальной стадии формирования. Решение основных проблем инновационного развития перемещается в сферу организационной и мировоззренческой культуры, которая формирует качество труда во всех сферах жизнедеятельности.

Анализ уровней затрат и результативности инновационных процессов за период 2000-2008 гг. оказал, что между ними прослеживается только слабоположительная взаимосвязь, а сами значения практически остаются стабильными на протяжении этих лет, либо даже снижаются. Так, численность исследователей сократилась на 11,8% (с 426 тыс. чел. в 2000 г. до 375,8 тыс. чел. в 2008 г.), а доля в ВВП затрат на исследования и разработки в 2008 г. составила всего 1,03 %, меньше чем все предыдущие годы. Количество ежегодно создаваемых передовых производственных технологий осталось практически неизменным. Обращает на себя внимание устойчивая тенденция более чем двукратного превышения импорта технологий над их экспортом, что объясняется неполным восстановлением потенциала отечественного инновационного сектора, а также более высоким уровнем конкурентоспособности и завершенности ряда зарубежных технологий.[3, статья]

Нынешняя ситуация в отечественной науке создает угрозу национальной безопасности России. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, в том числе в США-2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5-4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП.[5, 2-3]. Продолжение деградации научного потенциала страны привело к тому, что Россия остается единственной крупной страной в мире с сокращающейся численностью ученых. Сложившаяся ситуация – это результат применения в России неолиберальных экономических концепций, согласно которым любое государственное вмешательство в экономику ведет к негативным последствиям. Такая вера в «невидимую руку рынка» затронула и государственную политику в научной сфере. Фактически научной политики в России нет.

Состояние образования явно не соответствует требованиям перевода страны на инновационный курс развития. В последнее время наметились определенные позитивные сдвиги в области образования. Безусловно, компьютеризация школ, создание исследовательских и национальных университетов, увеличение финансирования высшего образования и т.д. плодотворно скажутся на всей системе образования. Однако в этих шагах не просматривается системный подход к обеспечению инновационного пути развития страны.

Главным препятствием для инновационного развития страны является бессубъективность, отсутствие субъекта инновационного развития, осознающего свои цели, интересы, стратегию и тактику, обладающего необходимой политической волей и способного добиваться решения поставленных задач. Первые и важные шаги для появления такого стратегического субъекта -это не только формулировка образа будущего, национальных интересов и большого проекта для России, но и проекта формирования и воспитания субъекта, инновационной элиты, способной сделать реальным именно этот образ будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: