Социальное взаимодействие - это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом и реакцией па поведение остальных. (13)
Взаимодействие вырастает из общения и предполагает два процесса: обмен информацией и обмен действиями.
Беседу 2 человек в каком-то смысле можно считать взаимодействием. На самом деле это всего лишь коммуникативный процесс -обмен мнениями. Но вот они что-то не поделили и сцепились. Наступила вторая фаза - обмен действиями. В этом случае взаимодействие называется конфликтом. Мирный обмен действиями называется сотрудничеством. (14)
Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. (15)
В социальное взаимодействие входят межличностные отношения, их можно назвать совокупность отношений между хорошо знакомыми людьми, проявляющихся в непосредственном (лицом к лицу) контакте. Такие отношения возможны только на основе личных симпатий или антипатий, обмена действиями или информацией в небольшом коллективе.
Сравнивая социальные и межличностные отношения, говорят, что в первом случае люди играют социальные роли, а во втором проявляют себя как личности. Между социальными и межличностными акторами большая разница. Первые, как правило, создают нам проблемы, а вторые -их решают. (14)
Можно выделить четыре основных признака взаимодействия:
1. Предметность - наличие внешней по отношению к взаи
модействующим индивидам или группам цели, осуществление ко
торой по различным причинам предполагает необходимость объе
динения усилий, будь это тот же футбол или работа какого-либо
цеха Минского автозавода.
2. Ситуативностъ — достаточно жесткая регламентация
конкретными условиями той ситуации, в которой протекает про
цесс взаимодействия: если мы с друзьями находимся в оперном
театре, мы реагируем на происходящее на сцене совсем иначе, чем
в том случае, когда мы с ними же бываем на футбольном матче
или загородном пикнике.
3. Эксплицирование - доступность для стороннего наблюда
теля внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это -
игра, танцы или работа на заводе.
4. Рефлексивная многозначность - возможность для взаимо
действия быть проявлением как особенных субъективных намере
ний, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совме
стного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах
деятельности (та же игра или работа, например).
Процесс взаимодействия имеет две стороны - объективную и субъективную. Объективная сторона взаимодействий - это связи, не зависящие от отдельных личностей или их групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона — это сознательное, нередко эмоционально насыщенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен, В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты:
- индивидов (или их группы), совершающих определенные действия по отношению друг к другу;
- изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями;
- изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках, стремлениях и т.д.);
- влияние этих изменений на других индивидов;
- обратная реакция на такое влияние.(13)