Трансформация форм собственности

Аграрное право

Введение

Цель данной работы: рассмотреть цели, направления реформирования земельного и аграрного комплекса в России. Описать основные этапы их проведения.

Основные направления и задачи современной земельной реформы, меняющей кардинальным образом весь земельно-правовой строй, можно определить путем сравнительного анализа Законодательства России, действовавшего с 1917 г., и нового, принятого в Российской Федерации в период с 1990 г. по настоящее время.

Попытка детальнее урегулировать в ГК РФ вещные права на землю приводит к различного рода коллизиям. Например, такой вид вещных прав, как постоянное (бессрочное) пользование землей, начиная с принятия Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» и Земельного кодекса РСФСР 1991 г. не распространяется на граждан. Обязательность переоформления гражданами этого титула прав на собственность или пожизненное наследуемое владение была предусмотрена законом РСФСР «О земельной реформе» и несколькими Указами Президента РФ.

Далее. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации» из Земельного кодекса РСФСР термин «пожизненное наследуемое владение» был исключен. Новый Гражданский кодекс РФ наряду с данным титулом сохранил в отношении граждан также право постоянного (бессрочного) пользования и называет их в числе вещных прав (ст. 216), указывает на необходимость регистрации этих прав (ст. 131), упоминает в других статьях и больше всего в главе 17. Новый ЗК РФ запрещает предоставлять земельные участки на этих титулах, но сохраняет их для существующих землевладельцев и землепользователей.

 

Цель земельной и аграрной реформ в России

Отрицательное отношение к принципу равного доступа к земле тех, кто ее обрабатывает, в определенной мере объясняется тем, что до настоящего времени не достигнута главная цель земельной и аграрной реформы - создание экономически эффективного и экологически безопасного использования земли. Вот почему во главу угла при подготовке федерального закона, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, вполне обоснованно ставится задача: для завершения рыночных институциональных преобразований и развития новых экономических отношений и предпринимательской инициативы в аграрной сфере, привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс необходимо повысить эффективность использования сельскохозяйственных земель.

Вместе с тем, когда мы говорим о негативных тенденциях в земельных и аграрных преобразованиях, связанных с низкой эффективностью деятельности реформированных сельскохозяйственных предприятий, и новых задачах законодательства, ориентированного на завершение институциональных преобразований, связанных с передачей земельных участков (доли в праве общей собственности на земельные участки) эффективно работающим сельскохозяйственным товаропроизводителям, мы должны крайне осторожно относиться ко всем изменениям законодательства 90-х годов, закрепившего раздел земли реформированных колхозов и совхозов по земельным долям, имущества по паям; право трудового коллектива колхоза и совхоза, каждого члена трудового коллектива на свободный выбор форм собственности и правовых форм аграрного предпринимательства; порядок формирования уставного капитала корпоративных и кооперативных сельскохозяйственных коммерческих организаций за счет имущественных паев и земельных долей.

 

Направления реформ

Перераспределение земель

Необходимость такого перераспределения обусловлена структурными изменениями в сельском хозяйстве, когда наряду с существующими организационно правовыми формами сельскохозяйственного производства (колхозами, совхозами) стали появляться новые – крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, которые необходимо было наделять землей.

Процесс наделения землей новых сельскохозяйственных структур происходил путем перераспределения земельных площадей между старыми и новыми хозяйствами. В ст. 1 Закона «О земельной реформе» от 23 октября 1990 г. говорилось: земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель.

На первом этапе земельной реформы предусматривалось выявление потребностей в земле граждан, предприятий, организаций и учреждений, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения.

Перераспределение земель в целях наделения землей граждан, желающих вести крестьянское хозяйство, в правовом плане реализуется двумя способами, в зависимости от того, является ли лицо, желающее вести крестьянское хозяйство, членом (работником) сельскохозяйственного предприятия или нет.

В первом случае наделение землей происходит за счет земель сельскохозяйственного предприятия, из которого выделяется колхозник или работник совхоза, а во втором случае – из земель специального фонда, который также образуется из земель, изымаемых у сельскохозяйственного предприятия.

 

Трансформация форм собственности

Известно, что ч 1917 г. в России Декретом «О земле» частная собственность на землю отменялась навсегда и земля передавалась в пользование всем трудящимся на ней.

До конца 1990 г. в России существовала монополия исключительной государственной собственности на землю. Закон «О земельной реформе» наряду с собственностью государства на землю закрепил также право собственности на нее граждан. Право частной собственности на землю граждан закреплял также Закон «О собственности в РСФСР» и Земельный кодекс Российской Федерации. Окончательно это право было закреплено в ст. 9 и 36 Конституции Российской Федерации.

Согласно принятому законодательству В России устанавливаются три формы собственности на землю:

- государственная;

- муниципальная;

- частная.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: