Легенда о возникновении Христианства

В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от "духа святого" и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески — Христос) — божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собрал вокруг себя 12 доверенных людей — учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он "вышел из себя", что он ненормален.

В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию — мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, "рабской" формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, "отверзлись гробы" и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство и "горный Иерусалим" — небесное божье царство.

*   *   *

Îäíàêî óæå ïåðâûå õðèñòèàíñêèå îáùèíû ïðèó÷àëè ñâîèõ ÷ëåíîâ äóìàòü íå òîëüêî î ñåáå, íî è î ñóäüáàõ âñåãî ìèðà, ìîëèòüñÿ íå òîëüêî î ñâîåì, íî è îá îáùåì ñïàñåíèè. Óæå òîãäà âûÿâèëñÿ ñâîéñòâåííûé õðèñòèàíñòâó óíèâåðñàëèçì: îáùèíû, ðàçáðîñàííûå ïî îãðîìíîìó ïðîñòðàíñòâó Ðèìñêîé èìïåðèè, îùóùàëè òåì íå ìåíåå ñâîå åäèíñòâî. ×ëåíàìè îáùèí ñòàíîâèëèñü ëþäè ðàçíûõ íàöèîíàëüíîñòåé. Íîâîçàâåòíûé òåçèñ "нет ни эллина, ни иудея... ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного" ïðîâîçãëàñèë ðàâåíñòâî ïåðåä Áîãîì âñåõ âåðóþùèõ è ïðåäîïðåäåëèë äàëüíåéøåå ðàçâèòèå õðèñòèàíñòâà êàê ìèðîâîé ðåëèãèè, íå çíàþùåé íàöèîíàëüíûõ è ÿçûêîâûõ ãðàíèö.

Ïîòðåáíîñòü â åäèíåíèè, ñ îäíîé ñòîðîíû, è äîâîëüíî øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå христианства ïî ìèðó — ñ äðóãîé, ïîðîäèëè ñðåäè âåðóþùèõ óáåæäåííîñòü ÷òî åñëè îòäåëüíûé õðèñòèàíèí ìîæåò áûòü ñëàá è íåòâåðä â âåðå, òî îáúåäèíåíèå õðèñòèàí â öåëîì îáëàäàåò Äóõîì Ñâÿòûì è Áîæüåé áëàãîäàòüþ.

Ñëåäóþùèì øàãîì â ðàçâèòèè ïîíÿòèÿ "öåðêîâü" ñòàëà èäåÿ åå íåïîãðåøèìîñòè: îøèáàòüñÿ ìîãóò îòäåëüíûå õðèñòèàíå, íî íå öåðêîâü. Îáîñíîâûâàåòñÿ òåçèñ î òîì, ÷òî öåðêîâü ïîëó÷èëà Ñâÿòîé Äóõ îò ñàìîãî Õðèñòà ÷åðåç àïîñòîëîâ, îñíîâàâøèõ ïåðâûå õðèñòèàíñêèå îáùèíû.

Íà÷èíàÿ ñ IV âåêà õðèñòèàíñêàÿ öåðêîâü ïåðèîäè÷åñêè ñîáèðàåò âûñøåå äóõîâåíñòâî íà òàê íàçûâàåìûå âñåëåíñêèå ñîáîðû. Íà ýòèõ ñîáîðàõ ðàçðàáàòûâàëàñü è óòâåðæäàëàñü ñèñòåìà âåðîó÷åíèÿ, ôîðìèðîâàëèñü êàíîíè÷åñêèå íîðìû è áîãîñëóæåáíûå ïðàâèëà, îïðåäåëÿëèñü ñïîñîáû áîðüáû ñ åðåñÿìè. Ïåðâûé âñåëåíñêèé ñîáîð, ñîñòîÿâøèéñÿ â Íèêåå â 325 ãîäó, ïðèíÿë õðèñòèàíñêèé ñèìâîë âåðû — êðàòêèé ñâîä ãëàâíûõ äîãìàòîâ, ñîñòàâëÿþùèõ îñíîâó âåðîó÷åíèÿ.

Õðèñòèàíñòâî ðàçâèâàåò ñîçðåâøóþ â èóäàèçìå èäåþ åäèíîãî Áîãà, îáëàäàòåëÿ àáñîëþòíîé áëàãîñòè, àáñîëþòíîãî çíàíèÿ è àáñîëþòíîãî ìîãóùåñòâà. Âñå ñóùåñòâà è ïðåäìåòû ÿâëÿþòñÿ åãî òâîðåíèÿìè, âñå ñîçäàíî ñâîáîäíûì àêòîì áîæåñòâåííîé âîëè. Äâà öåíòðàëüíûõ äîãìàòà õðèñòèàíñòâà ãîâîðÿò î òðèåäèíñòâå Áîãà è боговоплощении. Ñîãëàñíî ïåðâîìó, âíóòðåííÿÿ æèçíü áîæåñòâà åñòü îòíîøåíèå òðåõ "èïîñòàñåé", èëè ëèö: Îòöà (áåçíà÷àëüíîãî ïåðâîíà÷àëà), Ñûíà, èëè Ëîãîñà (ñìûñëîâîãî è îôîðìëÿþùåãî ïðèíöèïà), è ñâÿòîãî Äóõà (æèâîòâîðÿùåãî ïðèíöèïà). Ñûí "ðîæäàåòñÿ" îò Îòöà, ñâÿòîé Äóõ "èñõîäèò" îò Îòöà. Ïðè ýòîì è "ðîæäåíèå" è "нисхождение" èìåþò ìåñòî íå âî âðåìåíè, òàê êàê âñå ëèöà õðèñòèàíñêîé Òðîèöû ñóùåñòâîâàëè âñåãäà — "ïðåäâå÷íû" — è ðàâíû ïî äîñòîèíñòâó — "ðàâíî÷åñòíû".

×åëîâåê, ñîãëàñíî õðèñòèàíñêîìó ó÷åíèþ, ñîòâîðåí êàê íîñèòåëü "îáðàçà è ïîäîáèÿ" Áîãà. Îäíàêî ãðåõîïàäåíèå, ñîâåðøåííîå ïåðâûìè ëþäüìè, ðàçðóøèëî áîãîïîäîáèå ÷åëîâåêà, íàëîæèâ íà íåãî ïÿòíî ïåðâîðîäíîãî ãðåõà. Õðèñòîñ, ïðèíÿâ êðåñòíûå ìóêè è ñìåðòü, "èñêóïèë" ëþäåé, ïîñòðàäàâ çà âåñü ðîä ëþäñêîé. Ïîýòîìó õðèñòèàíñòâî ïîä÷åðêèâàåò î÷èñòèòåëüíóþ ðîëü ñòðàäàíèÿ, ëþáîãî îãðàíè÷åíèÿ ÷åëîâåêîì ñâîèõ æåëàíèé è ñòðàñòåé: ”ïðèíèìàÿ ñâîé êðåñò", ÷åëîâåê ìîæåò ïîáåæäàòü çëî â ñåáå ñàìîì è â îêðóæàþùåì ìèðå. Òåì ñàìûì ÷åëîâåê íå ïðîñòî èñïîëíÿåò Áîæüè çàïîâåäè, íî è ñàì ïðåîáðàæàåòñÿ è ñîâåðøàåò âîñõîæäåíèå ê Áîãó, ñòàíîâèòñÿ ê íåìó áëèæå.  ýòîì è åñòü ïðåäíàçíà÷åíèå õðèñòèàíèíà, åãî îïðàâäàíèå æåðòâåííîé ñìåðòè Õðèñòà. Ñ ýòèì âçãëÿäîì íà ÷åëîâåêà ñâÿçàíî õàðàêòåðíîå òîëüêî äëÿ õðèñòèàíñòâà ïîíÿòèå "òàèíñòâà" — îñîáîãî êóëüòîâîãî äåéñòâèÿ, ïðèçâàííîãî ðåàëüíî ââåñòè áîæåñòâåííîå â æèçíü ÷åëîâåêà. Ýòî прежде âñåãî — êðåùåíèå, ïðè÷àñòèå, èñïîâåäü (ïîêàÿíèå), áðàê, ñîáîðîâàíèå.

Ãîíåíèÿ õðèñòèàíñòâа â ïåðâûå âåêà åãî ñóùåñòâîâàíèÿ, íàëîæèëè ãëóáîêèé îòïå÷àòîê íà åãî ìèðîâîççðåíèå è äóõ. Ëèöà, ïðåòåðïåâøèå çà ñâîþ âåðó òþðåìíîå çàêëþ÷åíèå è ïûòêè ("èñïîâåäíèêè") èëè ïðèíÿâøèå êàçíü ("мученики"), ñòàëè ïî÷èòàòüñÿ â христианстве êàê ñâÿòûå. Âîîáùå èäåàë ìó÷åíèêà ñòàíîâèòñÿ â õðèñòèàíñêîé ýòèêå öåíòðàëüíûì.

Епископы и их власть

Через двести лет после начала христианской проповеди христиан было много и на западе: они при дворе и в войске, среди богатых людей. Из разных вкладов в общинах христиан составились большие средства. В городах христиане выстроили крупные церкви. Общины пересылались между собою письмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этими делами они выбирали из своей среды епископов. Епископ скоро стал самым уважаемым и сильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным имуществом. К нему обращались для разрешения споров и тяжб вместо того, чтобы идти к судье. Христианин, отправлявшийся в другую страну со свидетельством от епископа, встречал у собратьев по вере горячий прием: ему давали приют, омывали ноги, сажали на первое место за столом.

Некоторые епископы в больших или старых городах, Антиохии, Александрии, Иерусалиме, пользовались особым почетом. К мнению этих патриархов или пап особенно прислушивались. Всего боле значения имел римский епископ, потому что Рим считали вечным городом, главой мира.

Христианские общины распространились к 300 году по всем областями Римской империи. Епископы стремились утвердить во всех общинах порядки, одно учение, одни обряды. Когда поднимался между общинами спор о том, как понимать учение, епископы съезжались вместе на собрания; на этих синодах старались установить согласие. Кто отступал в чем-нибудь от утвержденного порядка или учения, считался еретиком, т.е. "раскольником", "отрезающим" себя от общей церкви. Еретиков отлучали от церкви, т.е. объявляли лишенными спасения.

Император Константин

Ко времени Диоклетиана христиане были большой силой в империи. Местами старые боги и их алтари были покинуты. Императоры и их наместники видели, как велика власть епископов. Им казалось, что церковь отвлекает и людей, и богатства от службы империи. Еще за 50 лет до Диоклетиана были изданы строгие указы против христиан; собрания их были запрещены, им грозили отобранием имущества. При императоре Валериане сильно преследовали пресвитеров и епископов, около которых теснились верующие: их ждала ссылка или казнь. С тех пор прошло много лет, в течение которых христиане могли жить спокойно.

К концу правления Диоклетиана эти указы были возобновлены, и к ним прибавились еще более суровые меры. Сначала погрозили выключить из среды войска и числа чиновников всех, кто откажется принести жертву гению императора. Затем Диоклетиан предписал сжечь книги христиан и сломать их церкви и молитвенные дома.

Преследование христиан не имело успеха. Хотя некоторые поколебались и выдали книги, но большинство осталось твердыми; выступали проповедники, которые громко объявляли свою веру. Христиане еще крепче держались за пострадавших епископов, более слушались их слова. Диоклетиан во время преследований отказался от власти императора.

Сын его товарища по власти, Константин (311-337 гг.), правивший западной четвертой частью империи, сначала примирился с христианами, потом перешел на их сторону. Десять лет спустя после гонений Диоклетиана Константин указом в Милане позволил христианам свободно исповедовать веру. Потерпевшие получили назад свое имущество.

Константин стал потом давать перевес христианам. В своем войске Константин ввел новое крестообразное знамя: наверху его были изображены начальные буквы имени Христова; на нем стояла надпись: "Сим победишь". Было позволено изображать крест на императорских монетах. Константин стал особенно приближать к себе епископов. Он позволил им участвовать в суде, решать тяжбы; позволил отпускать рабов на волю в церквах. Константин освободил духовенство от податей и тяжкой повинности доставлять хлеб в казну. Он приглашал епископов к своему столу и щедро одарял церкви. Епископы стали главной опорой его управления. Своих детей Константин воспитал в христианстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: