Развитие слухового восприятия речи

Развитие слухового восприятия ввиду сниженного слуха требует постоянного совершенствования. Кроме того, из-за широкого словарного запаса у слышащих сверстников гимназии, необходимо пополнять «слуховой словарь» слышащих за счет опознавания и восприятия речи на слух.

Содержание материала необходимо связывать с грамматикой наряду с различением фраз, связанных с организацией занятий, с различением речи разговорно-обиходного характера и различения ритмико-интонационной структуры речи.

Содержание материала

- Восприятие на слух фраз, связанных с организацией занятий (поручений): иди к доске, вытри доску; напиши слово, предложение, пример, условие задачи, вопрос, ответ; реши пример, задача; исправь ошибку; прочитай; возьми книгу, тетрадь, ручку, карандаш.

- Различение предложений и их интонационной выраженности:

- Кто выполнил (не выполнил) задание?

- Кто решил (не решил) задачу (пример)?

- Какой вопрос (ответ) в задаче?

- Поставь вопрос к слову. Назови глухие (звонкие) согласные.

- Назови мягкие (твердые) звуки. Назови гласные (согласные) звуки в слове.

- Покажи текст (предложение, слово).

- Назови слова, обозначающие предмет (действие предмета, признаки предмета). Поставь ударение в слове. Произнеси его и другие слова.

- Отличие на слух слова от предложения, предложения от текста.

- Восприятие на слух разговорно-обиходной речи на тему «Семья», «Школа», «Дорога домой», «Твой адрес», «Каникулы».

Формирование грамматического строя речи

Материал по грамматике во 2-ом классе, ввиду концентрического построения программы, имеет много общего с материалом 1 класса. Однако этот материал увеличивается в объеме, расширяется круг знаний, углубляется по содержанию.

Содержание материала

1 четверть

- Слово. Звуко-буквенный анализ слова. Различие между буквой и звуком. Выделение гласных, согласных звуков и букв. Определение количества букв и звуков в слове, их последовательность.

- Предложение. Установление связи слов в предложении, уточнения их значения.

- Слова с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу». Сочетания «чк, чн» без мягкого знака.

2 четверть

- Алфавит. Названия букв русского алфавита; признаки гласных и согласных звуков; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие; обозначение букв на письме.

- Слово и слог. Деление слов на слоги, выделение ударного слога, правила переноса слов.

-Речь. Текст. Предложение.

3 четверть

- Звуки и буквы. Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме буквами; мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков, разделительный мягкий знак.

- Обозначение гласного звука в ударных и безударных словах, подбор проверочных слов.

- Обозначение буквами парных согласных звуков, звонких и глухих в конце слова. Удвоенные согласные в словах, слова с непроверяемым написанием.

- Слово и предложение. Выделение слов, обозначающих предмет, обозначающих действие предмета, обозначающих признаки предмета.

- Предлоги, их раздельное написание со словами.

4 четверть

- Слово. Подбор однокоренных слов.

-Предложение. Постановка вопросов к словам «Что?» «Кто?» «Что делает?» «Какой? (ая, ое, ие)». Установление связи между словами. Употребление точки, вопроса и восклицательного знака в конце предложения. Весь материал, по возможности, воспринимается на слух.

Развитие речи

Работа над развитием речи слабослышащих детей тесно связана с формированием грамматического строя языка, формированием произношения и развитием слухового восприятия.

Содержание материала

- Восприятие деформированных (рассыпных) текстов на слух и их

составление.

- Составление рассказов по сюжетной и пейзажной картинке по вопросам учителя. Введение элементов описания.

- Составление рассказа по наблюдениям.

- Ведение диалога в вопросно-ответной форме на определенную тему: «Мой день в школе (дома)», «Выходной день в семье», «Мой класс», «Разговор о родителях».

- Понятие об изложении. Изложение текста под руководством учителя.

5.4. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психическом развитии детей. Для детей с проблемами в развитии остро стоит вопрос об отклонениях в их психическом развитии и об их потенциальных возможностях. Экспериментальные исследования позволили определить возможности психического развития детей с проблемами, в частности, детей с нарушениями слуха. Важнейшей особенностью психического развития детей с нарушением слуха является сниженный уровень развития речи или ее полное отсутствие. Это отражается на формировании познавательных процессов, особенно мышления. С помощью специальных (коррекционных) упражнений необходимо проводить систематическую работу по развитию личности и компенсация сниженных психических функций слабослышащего ребенка. Предлагаемая программа направлена на развитие внимания, памяти, мышления, операций сравнения, сопоставления, анализа и обобщения.

Содержание программы

1 класс, 1 полугодие

1. Развитие внимания

- Формировать умение концентрировать внимание учащихся за определенный временной отрезок с помощью таких упражнений, как: находить среди других и вычеркивать определенные знаки, геометрические фигуры типа круга, треугольника, звезды и др.; выполнять задания типа поиска скрытых фигур в «перепутанных линиях» рисунка.

- Формировать умения переключать внимание на упражнения по выполнению корректурных заданий с чередованием правил вычеркивать знаки (звезда в круге, перечеркнутый линией треугольник и др.).

2. Развитие памяти

- Формировать умение зрительно запоминать разложенные перед ребенком картинки за определенный промежуток времени с последующим воспроизведением их в виде зарисовки заданной фигуры, узоры; воспроизведения порядка расположения фигур.

- Развивать опосредованную произвольную слуховую память. Формировать умение воспринимать на слух 5-6 слов в сопровождении картинок за определенный временной отрезок; после этого ребенок без помощи картинок должен назвать те предметы, которые смог запомнить.

3. Развитие мышления

- Развивать наглядно-образное мышление в упражнениях на развитие познавательных способностей, связанных с выделением в любой информации наглядных отношений сходства и различия; познавательных способностей, связанных с поиском закономерных отношений.

2 полугодие

1. Развитие внимания

- Формировать умение концентрировать внимание в упражнениях на корректурные задания с буквами в печатном тексте, в заданиях на выделение признаков предметов, точного воспроизведения какой-либо геометрической фигуры, узора, движения, с чередованием правил зарисовывать фигуры (буква в круге, перечеркнутая линией буква).

- Увеличивать объем внимания и кратковременной памяти путем следующих упражнений: запоминание чисел, порядка расположения предметов, предъявляемых на несколько секунд. Число предметов и чисел по мере овладения упражнением увеличивается.

- Тренировать в распределении внимания в таких упражнениях как выполнение двух разнонаправленных заданий (сосчитать по таблице, рисунку большие или маленькие фигуры, буквы, предметы и др.).

2. Развитие памяти

- Развивать зрительную память в упражнениях по зарисовке предметов по памяти.

- Развивать вербальную память с помощью упражнений по подбору слов на заданную букву, тему (учебные вещи, одежда, обувь и др.).

- Развивать опосредованную произвольную слуховую память, с помощью упражнений типа: к запоминанию предложенного материала с помощью вспомогательных картинок начинают привлекаться словесные ассоциации, но эти словесные ассоциации носят еще наглядный характер. При запоминании слов предлагаются такие картинки, между которыми и словом уже существует какая-то достаточно упроченная связь, формируемая словесно. (Содержание картинок близко к содержанию запоминаемого слова.) Так, ребенок может легко запомнить по картинке «гребешок» слово «волосы», но не может по этой же картинке запомнить слово «школа», слово «поезд» и др.

- Развивать смысловую память при воспроизведении второго слова из пяти названных пар слов типа: ложка тарелка, стол — обед, чай — сахар, лес — медведь, кукла - игрушка и др.

- Воспроизводить рассказ, состоящий из 4-5 предложений по памяти.

3. Развитие мышления

- Развивать наглядно-образное мышление в упражнениях по обнаружению сходства в предметах, картинках, узорах, формированию умения сопоставлять предметы.

- Формировать мыслительные операции классификации на наглядном материале.

- Уметь устанавливать причинно-следственные связи в упражнениях по расположению серии картинок, раскрывающих последовательность типа: «Как я поймал рыбу».

2 класс, 1 полугодие

1. Развитие внимания

- Развивать концентрацию внимания на заданиях:

корректурного типа, т.е. найти и вычеркнуть определенные буквы в печатном тексте;

- точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность фигур, букв, цифр);

- выделения признаков предметов путем сравнения.

2. Развитие памяти

- Развивать зрительную память в упражнениях по зарисовке предметов по памяти.

- Развивать вербальную память в упражнениях по подбору слов на заданную букву, тему (школьные принадлежности, продукты питания, мебель и др.)

- Развивать смысловую память путем запоминания троек слов типа: глаза - нос - рот, обед - суп - тарелка, нож - вилка - ложка, масло - хлеб - сыр и др.

- Воспроизводить небольшие тексты, состоящие из 4-5 предложений.

3. Развитие мышления

- Развивать наглядно-образное мышление. Развивать познавательные способности, связанные с выделением наглядных отношений различия и сходства в предметах, рисунках, узорах на упражнениях типа: ребенку даются рисунки, на которых нарисованы похожие изображения. Предлагаются следующие задания: найти как можно больше пар изображений, отличающихся друг от друга разным количеством элементов (1, 2, 3, 4).

- Развивать познавательные отношения, связанные с поиском закономерностей с помощью упражнений типа: тренировка в выделении закономерных отношений в размещении абстрактно-геометрических изображений. Ребенку предлагается рассмотреть рисунок, состоящий из 9 клеток, в каждой из которых нарисованы по две фигуры. Закрыв одну из клеток, ребенку предлагается выбрать одну из шести пар фигурок, которая могла быть нарисована в этой клетке.

2 полугодие

1. Развитие внимания

-Развивать умение переключать внимание при выполнении корректурных заданий с чередованием вычеркивания в тексте буквы и обводки их кружочком.

-Тренировать в распределении внимания на материале таких упражнений как выполнение разнонаправленных заданий (рассмотрев картинку, мысленно расставить предметы рисунка по размеру, подобрать им названия из предложенных, определить, на каком месте по размеру они стоят).

- Развивать объем внимания в упражнениях типа, где после просмотра в течение небольшого времени картинки, определяется объем информации.

2. Развитие памяти

- Развивать вербальную память в запоминании слов (10-15) с привлечением картинок и последующим их воспроизведением.

- Развивать смысловую память.

- Воспроизводить небольшие тексты, состоящие из 5-6 предложений.

- Учить запоминать ряд слов, состоящий из четырех слов типа: спальня - кровать - подушка - одеяло, класс - доска - парта - стол и др.

3. Развитие мышления

- Развивать вербально-логическое мышление в упражнениях по сравнению трех или более предметов.

- Формировать умение относить объект к определенному роду на примере упражнения типа: из перечня слов выпишите слова в соответствующие столбцы: «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

5.5. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПОСЛЕ ОДНОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Интегрированное обучение слабослышащих детей принесло пользу этим детям, так как у них появился опыт общения со сверстниками из массовых школ, улучшилась устная речь. Важное значение интеграция имела и для учащихся с нормальным развитием, так как способствовала воспитанию у них чувства сострадания, милосердия, гуманного отношения к детям с особыми проблемами.

Характеристика Лизы А.

После одного года обучения в гимназии

Состояние слуха осталось прежним. Познавательные способности соответствовали средним показателям. По-прежнему испытывает большие трудности в развитии речи. Увеличение объема словаря представлено в табл. 5.

Таблица 5

Обследование уровня словарного запаса Лизы А. С нарушением слуха,
интегрированную в общеобразовательную школу-гимназию по сравнению
с Ниной М., продолжающей обучение в специальной школе

Части речи

1995/96 уч. год

1996\97 уч. год.

Динамика роста

Лиза А. Нина М. Лиза А. Нина М. Лиза А. Нина М.
Имена существительные 40% 63% 66% 90% 26% 27%
Глаголы 40% 60% 80% 80% 40% 20%
Имена Прилагательные 30% 70% 60% 90% 30% 20%

Можно видеть динамику роста объема словаря у Лизы А., обучающейся в гимназии выше, чем у ее сверстницы, продолжающей обучение в специальной школе для слабослышащих детей.

Объем словаря увеличился: количество имен существительных и глаголов на 40%, прилагательных на 30%. Таким образом, отмечается более высокий темп роста словаря у Лизы А., интегрированной в общеобразовательную школу по сравнению с ученицей 2 класса специальной школы. Однако, при обучении в гимназии у Лизы отмечаются трудности в общении из-за недостаточного объема словарного запаса, несмотря на специально-организованную помощь и сопровождение в развитии речи и формировании грамматического строя языка.

Проверка знаний и контрольных работ у Лизы А. показали, что у нее много ошибок, связанных с несформированностью фонетико-фонематического анализа речи, часто встречаются замены букв (оглушение-озвончение), ошибочное написание окончаний, что объясняется как снижением слуха, так и непрочным усвоением правил грамматики. Особые трудности вызывали диктанты из-за сниженного слуха, хотя задания к ним -выполнялись на «хорошо» и «отлично».

Примеры ошибок продемонстрируем в следующем диктанте.

Текст диктанта

По небу плывет большая туча.
Вот ударил сильный гром.
Полил дождь.
Под елкой нора.
Куда бежать?
Под кустом был пушистый зайка.
Прыгнул зайка.

Ошибки в диктантах

По не буду большая дуча
Вот удаел дельны гром.
Полил дожть.
Под елку нога.
Кута мишай?
Под кустом был пужистый зайка.
Прыкнул зайка.

Лиза А. Не может самостоятельно обнаружить и исправить у себя ошибки даже такого типа, как написание имен собственных с маленькой буквы. Например, результаты ее рассказа по сюжетной картинке «Семья».

Образец: Это комната. В комнате семья. В семье 6 человек. Мама шьет сыну рубашку. Папа читает газету. Их дочка делает уроки. Ее брат рисует красками. Малыш возит зайку на машине. Бабушка вяжет носки внуку. Хорошо вечером дома.

Рассказ Лизы до обучения

Семья. В комнате.
Дочка, ребенок, мальчик.
Бабушка, мама и папа.
Девочка пишет уроки.
Ребенок, малыш, заяц, машина.
Мальчик рисует.
Бабушка вяжет.
Мама зашивает.
Папа читает газету.

После обучения (в результате 3-х занятий)

Комната. Комнате семья.
Девочка делает уроки.
Малыш вез заяц на машине.
Мальчик рисует краска.
Бабушка вяжет носки малышку.
Мама шьет.
Папа читает газету.

Следовательно, Лиза А. После обучения в свой пересказ не включила ни одного нового слова или предложения. По-видимому, 3 занятий не достаточно для усвоения этого материала.

Обучение по математике для Лизы А. было успешным, пока повторяли материал диагностического класса. После прохождения этого материала стали появляться «3» и «2». Годовая работа написана на «2». Она не справилась с примерами на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток, у нее вызывает сложности понимание смысла задач из-за низкого объема речевого запаса.

Лиза любит работать у доски, вызов к доске не является невротизирующим фактором. Из школьных предметов любимым уроком является изобразительная деятельность, не любит пение, т.к. не знает слов песен, не понимает содержание и не может ее выучить. Домашние задания она выполняет без удовольствия.

Не смотря на большое число трудностей, учебный год в 1 классе гимназии девочка закончила без троек.

Характеристика Кристины С.

после одного года обучения в гимназии

Состояние слуха осталось прежним. Познавательные способности тоже. Увеличился объем словарного запаса: имен существительных — до 66%, имен прилагательных до 70%, глаголов до 90%. По-прежнему не испытывает трудностей в развитии речи, с интересом решает кроссворды и логические задачи. В работах по русскому языку встречаются ошибки, замены звуков (на оглушение - озвончение), но она обнаруживает их по просьбе учителя, и сама исправляет.

Кристина С. прочно усвоила программный материал по математике. Годовую работу выполнила на «отлично». Она закончила первый год обучения в гимназии с отличными оценками. По традиции гимназии присутствовала на Ассамблее отличников во Дворце творчества юных.

Эмоциональное отношение у Кристины С. к школе противоречиво. Так, с одной стороны, для нее характерно, что она любит школу, охотно идет туда по утрам, испытывает приятное чувство от общения со сверстниками, ответ у доски не является невротизирующим фактором. Больше всего ей нравится урок математики. С другой стороны, ей редко бывает интересно на уроках (видимо, необходимо усложнение материала). Домашние задания только иногда выполняет с удовольствием, не нравиться урок русского языка. К концу дня ослаблена и отмечает сама, что устает, когда едет домой.

Таким образом, обе ученицы, интегрированные в общеобразовательную школу, успешно справились с программным материалом первого года обучения, не смотря на трудности, отмеченные у Лизы А.

Они успешно адаптировались в слышащей среде, усвоили необходимость общения с учителем и учащимися только с помощью устной речью. Девочки старались успевать за сравнительно быстрым темпом работы в классе.

Обе девочки не стесняются своего дефекта и не испытывают дискомфорта в процессе общения. Таким образом, первый год обучения показал, что процесс интеграции вполне возможен, принятие решения об интеграции зависит как от родителей, так и от возможностей детей. Но даже при небольших возможностях с соответствующим психолого-педагогическим сопровождением процесс обучения происходит успешно, хотя и требует повышенного внимания как со стороны учителей и специалистов общеобразовательной, так и специальной школы.

Можно полагать, что направление детей с нарушением слуха из специальной школы в класс особой педагогической заботы массовой школы, в котором созданы специальные условия для преодоления трудностей в обучении, является переходным этапом для последующей полной интеграции в общеобразовательный класс. Это предположение может быть подтверждено в ходе продолжения эксперимента.

Создание классов особой педагогической заботы и интегрированное обучение имеют хорошие перспективы развития. Взаимодействие массовой школы со специальной, положительный опыт ППМС-сопровождения детей с проблемами в обучении способствуют успешной интеграции. Повышается заинтересованность во взаимодействии педагогов массовой и специальной школ.

Сотрудники ППМС-центра постоянно наблюдают за обучением Лизы и Кристины, обсуждают возникающие проблемы в усвоении материала, воспитания и коррекционных занятий, в развитии детей. Эти обсуждения проводятся совместно с учителями, родителями, педагогом и психологом специальной школы.

Анализ результатов обучения этих детей в массовой школе свидетельствует о положительных результатах в преодолении трудностей общения, разговорной речи, эмоционально-личностного развития.

Однако наряду с позитивной стороной интегрированного обучения этих детей хорошо видны и нерешенные вопросы. Среди них:

- высокий уровень требований массовой школы в связи с ориентацией на обучение в гимназии;

- необходимость переподготовки учителей с целью овладения ими основами специальной педагогики, психологии, принципами работы по интегрированному учебному плану;

- повышение престижа педагогов, работающих с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении, развитии;

- неготовность родителей объективно оценить проблемы таких детей;

- трудности в принятии детей этой группы остальными школьниками, преодоление традиций раздельного обучения особых детей от остальных;

- необходимость медицинского сопровождения детей в рамках общеобразовательного учреждения.

Не смотря на все проблемы и трудности, администрация и педагогический коллектив обеих школ убеждены, что интегрированное обучение чрезвычайно гуманно и необходимо не только для учащихся специальной и массовой школ, но и для родителей и педагогов. В настоящее время рамки эксперимента расширились, и в школу-гимназию № 56 интегрировано еще 5 детей с нарушением слуха из специальной школы-интерната № 20.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5 Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М, 1983. С. 34-49.

2. Гилевич И. М., ТиграноваЛ. И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха // Дефектология, 1996. № 6. С. 44-51.

3. Казакова Е. И., Тряпицына A.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб., 1997. 160 с.

4. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология, 1997. С. 3-15.

5. Назарова Н. М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена // Компенсирующее облучение: опыт, проблемы, перспективы. Ч. 1, М., 1996. С. 28-38

6. Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1996. 121с.

7. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998 г.). СПб., 1998. 126 с.

8. Сводина В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология, 1998, №6. С. 38-41.

9. Специальное образование в развитии / Под ред. К. Рейсвейка, Н. Формана, Л. М. Шипицыной. СПб., 1996. 110с.

10. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.

11. Шипицына Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. 130с.

12. Шипицына Л. М., Панир М., Смет Б. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998. 56 с.

13. Шматко Н. Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 13-19.

 






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: