Культура Древнего Египта

Введение.

  

Существует много различных определений понятия «цивилизация».

 Под ней понимается вся общечеловеческая культура или же  современный этап ее развития. В социально – философской мысли понятие цивилизация было связано с теорией «общественного договора», в традициях которой, начиная с А. Фергюсона, цивилизацией обозначался этап человеческой истории, следующий за варварством. Триада «дикость-варварство-цивилизация» и поныне остается одной из предпочтительных концепций типа «европейская цивилизация», чем прочеркивается своеобразие региональных культур.

Сам термин «цивилизация» происходит от латинского сivilis (гражданский, государственный, политический) и во многом совпадает по смыслу с термином «культура».

Социальные преобразования и научные достижения ХХ в. внесли много нового в понимание цивилизации. Ее следует рассматривать как целостность экономической, социально – классовой, политической и духовных сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Взаимосвязь культуры и цивилизации представляется довольно запутанным вследствие того, что на уровне понятия они во многом перекрывают друг друга. В настоящее время вопрос о соподчинении этих понятий рассматривается, исходя из того, какие аспекты, стороны, грани культуры и цивилизации выступают предметом совместного анализа. Скажем, способ производства с позиций культурологического анализа выступает и экономическим фактором развития культуры, и сферой развития различных элементов материальной и духовной культуры (наука). А в ракурсе цивилизованного анализа тот же способ производства предстает материальной основой существования и развития той или иной цивилизации – локальной либо мировой. По мнению Н. Я. Бромлея «Когда мы говорим «цивилизация», мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим «культура», то речь может идти о духовной культуре, о материальной, либо о той и другой»1.

Можно отметить, что, во-первых необходимо, следуя предложенной выше структуре культуры, учитывать еще и культуру человеческих отношений. Во-вторых, говоря, например, о культурном человеке, мы подразумеваем его воспитанность, образованность, духовность, обусловленные наличествующей в обществе культурой (литературой, искусством, наукой, нравственностью, религией).

 

 

____________________________________________________________

 

1Бромлей Н.Я. Цивилизация в системе общественных структур// Цивилизация. Вып.2 Под.ред.М.А. Барга. М., 1993г. с235

 

                                                                                                                                   2

В современной литературе вопрос о соотношении культуры и цивилизации обретает еще один исследовательский аспект – как соотносятся между цивилизационный и формационный подходы к изучению общественной жизни, социокультурной деятельности человека. Одни авторы считают, что цивилизационный подход пришел на замену формационному, поскольку марксизм уже не может верно отражать реалии современной жизни. Другие считают правомерным их теоретический синтез, поскольку ни один из них не может исчерпывающим образом охватить все ее многообразие.

Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том или ином этапе развития цивилизация представляет собой сочетание множества культур. Это должно быть учтено как при сопоставлении рассматриваемых подходов, так и при рассмотрении вопроса о соотношении культуры и цивилизации.

В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизации:

1) древневосточные цивилизации (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия);

2) античная цивилизация;

3) средневековая цивилизация;

4) западноевропейская цивилизация;

5) современно восточные цивилизации;

6) славянская (в т.ч. русская) цивилизация.

Между этими историческими типами цивилизации можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи.

Цивилизация Древнего Востока – один из периодов развития культуры, которое происходило с древнейших времен и до нашей эры. Этот этап играет важнейшую роль в становлении и развитии культуры народов Востока, основные моменты которого я берусь рассмотреть в работе.

 

 

 

                                                                                                                                                    

                                                                                                                          3

Список литературы.

 

1.История Мировой Культуры (мировых цивилизаций)- под редакцией проф. Г.В. Драча 2007г.

2. Культурология (в вопросах и ответах) – К.И. Кирамов  2004г.

3.Основы теории и истории культуры Учебное пособие – под редакцией д.н.ф., проф. И.Ф. Кефели 1996г.

4.Культурология (третье издание переработанное и дополненное) –

Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин 2007г.

 

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                       15

ТЕМА: «Культура древневосточных цивилизаций».

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

1. Культура Древнего Египта.

2. Культура Древнего Китая.

Заключение.

Список  литературы.

 

 

                                                                                                                         1                                                                                                                                                          

Культура Древнего Египта.

 

Египетская цивилизация, возникшая на берегах Нила, признана одной из старейших. Название «Египет» происходит от «Айгуптос» - так называли эту страну греки. Сами же египтяне именовали свою страну «Черная земля» («Та-Кемет») в противоположность неплодородной «Красной земле», т.е. пустыне1.

Культура Древнего Египта является типичным образцом древневосточной культуры. В истории человечества цивилизация Древнего Египта возникла одной из первых и просуществовала около трех тысячелетий – приблизительно с конца IV тыс. до н.э.  до  332г. до н.э., когда была завоевана Александром Македонским. Завоевание Египта греками навсегда лишило его независимости, но египетская культура еще долгое время продолжала существовать и сохранять свои ценности и достижения. История древнеегипетского государства,, расположенного в долине и дельте Нила, прошла несколько этапов развития – Раннее (Древнее) Царство (около 3000 – 2500 гг. до н.э.), Среднее Царство (ок. 2050 – 1700 гг. до н. э.), Новое Царство (ок.1580 – 1070 гг. до н.э.)

Раннее царство характеризуется образованием первого централизованного и сильного рабовладельческого государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В этот период утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, которое нашло материальное закрепление в сооружении гигантских пирамид-гробниц. (в частности, Хеопса в Гизе). Религия и мифология являются ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта.

Значительного расцвета в эту эпоху достигает материальная культура. Наибольшее значение в хозяйственной жизни страны имело земледелии, которое основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основой и ведущей отраслью хозяйства. Сельскохозяйственные орудия долго сохраняют свой первобытный характер. Для обработки почвы применяется древняя первобытная мотыга, но на ряду с ней все шире распространяется примитивный плуг.

Значительного развития в этот период достигают ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка тканей и кожи.

В эпоху архаики и Раннего Царства все рощи были сведены и поэтому обработка дерева имела в тот период большое значение. При изготовлении мебели, кораблей, погребальных ящиков и др. предметов, пользовались как местными породами дерева – акацией, пальмой, так и привозными сортами, - сосной, которую привозили из Сибири, и черным деревом, которое доставляли из Нубии.

 

_________________________________________________________

 

1 Пигаев А.И. Культурология. 1999г. с.81

 

                                                                                                                                                       4

Высокого расцвета и технического совершенства достигает в это время обработка камня. Представление о технике обработке камня дают ценные сосуды, сделанные с поразительной точностью и совершенством.

Но особых успехов достигают египетские каменотесы в строительном деле. Огромные царские гробницы (пирамиды) и расположенные около них храмы  дают яркое представление о расцвете строительной техники. Для их постройки пользовались огромными каменными плитами.

Высокого расцвета достигает в эту эпоху ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного

искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.

Ярким показателем развития духовной культуры этого периода является появление письменности, которая, подобно шумерской, возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система письменности была всегда наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков.

К концу ХХIII в. до н.э. в Древнем Египте резко усилились сепаратистские настроения, а результате которых страна распалась на несколько самостоятельных государств. Такое состояние раздробленности продолжалось около двухсот лет. За это время ирригационная система пришла в упадок и плодородные земли начали заболачиваться. Пришла в упадок и столица единого государства – Мемфис, но усилились другие города Гераклеополь и Фивы. Все быстрее ощущалась необходимость нового объединения египетских земель. Такое объединение было осуществлено после ряда военных столкновений. В борьбе победили Фивы, и эта победа открыла новый период развития культуры, получивший название Среднего Царства.

Эпоху Среднего Царства нередко называют классической, она стала новым периодом расцвета египетской культуры. Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухен I смог объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив.

После объединения страны в развитии культуры Египта наступила эпоха процветания, которая нашла выражение в подъеме самых разных ее сторон. Фиванские  фараоны, стремясь возродить и продолжить традиции Древнего царства, провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык.

 

 

                                                                                                                         5

Эти изменения наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, без них нельзя понять стремительный расцвет светской художественной литературы и научных знаний, переосмысление роли фараона в египетском обществе, который теперь все более представлялся не только недосягаемым божеством, но и конкретным человеком. Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, религиозных и художественных потребностей. Одновременно с развитием архитектуры шло развитие конкретного научного знания. От этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.

Среднее Царство вошло в историю культуры как период развития научных знаний, сосредоточием которых стали храмы. Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии. Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается над восходящем солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила. Этот день знаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще дополнительно 5 дней. Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.

Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время мумификации вскрытия трупов способствовали развитию медицины; египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения. В медицинских текстах отмечается специализация по отдельным видам болезней – гинекологии, глазным болезням, хирургии. В эпоху Среднего царства высокого уровня развития достигла хирургия.

По сравнению с другими эпохами египетской истории, Среднее царство заняло относительно непродолжительный период. Около 1700 г. до н.э. в Египет вторглись кочевые скотоводческие племена гиксосов, которые положили конец Среднему царству. Государство гиксосов продолжалось более сотни лет, и в начале XIV в. до н.э. началось освободительное движение, во главе которого стояли фиванские цари. После победы над гиксосами в 1580 г.до н.э. развитие древнеегипетской культуры перешло в новый период – Новое царство.

Этот период явился дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами других народов.

 

                                                                                                                         6          

Этому способствовали агрессивная внешняя политика и завоевательные походы, которые привели к покорению многих соседских стран. Степень проникновения египетской культуры в другую этнокультурскую среду была различна. Она нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии и Нубии, с культурой которых египетская цивилизация имела много общих корней, и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте.

История культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация не всегда была монолитной и могущественной, она пережила периоды расцвета и упадка. Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов подчас расшатывали и ослабляли египетское государство. А войны с соседями, соперничество других мощных империй порой ставили под угрозу целостность империи фараонов.

 Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались достаточно велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжила воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеждениях древних египтян.

Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие. Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия, и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров.

В древности каждое божество имело свое зооморфное тождество. Оно представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого. Так, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет-львицы, Исида-змеи. На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, то есть наделение их человеческими качествами. Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы животных, среди которых наиболее распространенным был культ священного быка Аписа.

Существование египтян не мыслилось без богини Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе они выступают в роли всеобщей гармонии Маат. Понятие «Маат» становиться центральным в древнеегипетской этике и начинает означать принцип, на котором строятся правильные человеческие отношения. Правила Маат предписывали имущим помогать неимущим.

 

 

                                                                                                                      7

 Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, требовали подчиняться законам, которые ориентировали, как поступать в той или иной ситуации. Если человек сумеет приспособиться к законам, созданными богами, то он будет счастлив.

Во главе всего пантеона древнеегипетских богов стоял бог солнца Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и победивший мрак. Он создал первое поколение богов, от которых пошли все последующие.

«Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала»1. Представления египтян о загробной жизни и, как следствие этого, большое внимание к смерти и погребению, непосредственно связаны с самыми значительными памятниками древнеегипетского искусства – пирамиды. Пирамиды – монументальные постройки из каменных блоков, а позднее из кирпичей, предназначались для погребения фараонов и возводились только в период Древнего и Среднего царства.

С погребальными обрядами и архитектурой была теснейшим образом связана литература. В Египте появился уникальный литературный жанр –книги мертвых. Написанные на папирусных свитках, эти религиозные тексты помещались в гробницу. Кроме того, подробные надписи были обнаружены на стенах гробниц и саркофага. Неотъемлемой частью храмов и гробниц была скульптура. Статуи, изображающие фараонов, его приближенных, придворных писцов, были выполнены в соответствии со строгими канонами.

Мужские скульптуры раскрашивались обычно красно-коричневым, женские -желтоватым, для волос использовался черный цвет, для одежды – белый.

 Гробницы украшались также рельефами и росписями. Характерной особенностью египетских рельефов было изображение различных частей тела в разных ракурсах: голова и нижняя часть тела были показаны в профиль, а плечи и глаз – будто бы смотрят прямо на нас.

После завоевания Египта персами его культура включилась в жизнедеятельность целого ряда народов, которыми в пошлом были в основном косвенные контакты. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала – к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Нестабильность, ожидание прихода завоевателей, смуты между владельцами распадающегося на отдельные области государства, вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами богов и привели к усилению апокалиптических настроений. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, в искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы. Однако даже в пору своего угасания египетская культура продолжала быть источником для культур других народов, для которых Египет по – прежнему оставался страной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний.

   

 

____________________________________________________

 

1 Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1989 с.29

 

                                                                                                                       8

 Последний период культуры Древнего Египта связан с завоевательными походами Александра Македонского, который в 332г. до н.э. направил свои войска в Египет и завоевал его. Он был торжественно встречен египетскими жрецами, объявлен фараоном и обожествлен. Развитие культуры Египта не прекращалось при греко – македонском владычестве. Соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила свой последний своеобразный расцвет, будучи уже частью общей эллинистической культуры. Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к ним и сделать их достоянием своей культуры.

В 642 г.н.э. Египет, бывший в то время восточной провинцией Византии, был отвоеван арабами и постепенно стал составной частью арабской культуры. Однако влияние египетской культуры на другие страны Востока оказались огромным и прослеживается во многих деталях.

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: