Работа над танком Т-32

Оглавление

 

1. Введение

2. Основная часть «М.И. Кошкин - главный конструктор легендарного танка»

2.1. Начало пути

2.1.1 Детство и юность

2.1.2 Годы учебы

2.2 Дело жизни

2.2.1 Работа над танком Т-32

2.2.2 Рождение «тридцатьчетверки»

2.2.3 Технические характеристики Т-34-76

2.3 Память потомков

Заключение

Используемые источники и литература

 



Введение

 

В настоящее время многие не знают своего прошлого, не задумываются о жизни своих предков. Я решила провести опрос, и вот что получилось:

 

  5 классы 6 классы 7 классы 8 классы 9 классы 11 классы Итого
Всего опрошено 8 6 10 11 50 15 100
Знают о своих предках 1 3 4 2 9 4 23

 

Итого, из 100 человек только 23 знают что-то о своих прабабушках и прадедушках.

Я считаю, что все должны стараться больше узнать о своем прошлом, об истории своей семьи, нашей страны и жизни ее граждан. Ведь отношение к нашим предкам - это залог нашего будущего, без которого невозможно себя представить. Каждое поколение вкладывает частичку своего сердца и своей души в наше будущее, прямыми потомками которого, являемся мы.

Цель моей работы: изучить историю семьи и составить своё представление о предках.

Историю своей семьи я начала изучать со своего двоюродного прадедушки, который вошёл в историю нашей Родины – Михаила Ильича Кошкина (см. приложение № 1) – главного конструктора танка Т-34, который способствовал победе в Великой Отечественной Войне.

Этим летом ко мне в гости из Калининграда приезжала моя двоюродная сестра Татьяна. Она познакомила меня со своей бабушкой Кошкиной Елизаветой Михайловной (см. приложение № 2), дочерью знаменитого конструктора, которая собирает свидетельства о жизни отца, документы, ездит в города, где он жил и работал, присутствует на открытии памятников…

Я проследила родословную и выяснила, что М.И.Кошкин приходится мне двоюродным прадедушкой (см. приложение № 3).

Елизавета Михайловна Кошкина почти полвека проработала учительницей в Казахстане, а когда Казахстан стал «зарубежьем», перебралась в Новосибирск. Теперь она живет недалеко от моего дома, и мы с ней часто встречаемся. Елизавета Михайловна очень много рассказывала мне о Михаиле Ильиче, как он жил, учился, где и когда служил и работал. Показывала фотографии, вырезки из газет. Елизавета Михайловна вспоминала отца так: «Я помню его совсем молодым. Когда он служил, мы учились в школе. Отец нас очень любил, хоть и проводил с нами немного времени, так как был занят работой. Но то время, которое мы проводили вместе, я никогда не забуду. Он всегда рассказывал нам интересные истории, с ним не приходилось скучать. Отец всегда был полон новых идей. Он был добрым и отзывчивым человеком, всегда готовым прийти на помощь. Память о нем я пронесла через всю жизнь».¹ Елизавета Михайловна рассказала мне и о своей поездке в Москву на празднование Дня Победы, и о своей поездке в Харьков на торжественное открытие памятника к 100-летию со дня рождения М.И. Кошкина, и о многом другом. Я всегда слушала ее и думала: «Сколько же интересного она знает». Но одно меня поразило больше всего – на одной из наших встреч Елизавета Михайловна сказала, что хочет написать книгу о своем отце. А ведь правда, пусть люди больше узнают об этом великом человеке.

Слушая рассказы Елизаветы Михайловны, работая с воспоминаниями Веры Николаевны Кошкиной – жены М.И. Кошкина, рассматривая семейные фотографии, я чувствовала, что история оживает. Своего прадеда я увидела не только как историческую личность, но и как человека.

 



Основная часть

Начало пути

Детство и юность

Имя Михаила Ильича Кошкина стоит в ряду выдающихся личностей ХХ века. Вошел он в историю, как создатель легендарного танка Т-34, ставшего не только новым словом в этом виде боевой техники, но и сделавший переворот в мировом танкостроении. Его творческая жизнь на поприще конструктора, а затем главного конструктора исчисляется всего шестью годами, но и за этот относительно короткий период во всей полноте проявились его талант, незаурядные способности, умение быть организатором.

Родился Михаил Ильич 3 декабря 1898 года в небольшой деревне Брынчаги Переславского уезда (см. приложение № 4), нынешней Ярославской области, в многодетной крестьянской семье. Отец его, бедный крестьянин, трагически погиб, когда мальчику было семь лет. Семья не имела ни лошади, ни коровы. Маленький клочок земли не мог ее прокормить, и мать работала батрачкой. С раннего детства Кошкину приходилось помогать ей по хозяйству. Учился он совсем немного – закончил лишь три класса.

В 11 лет, после окончания церковно-приходской школы, Михаил Ильич уехал в Москву на заработки, где приобрел профессию кондитера. Весной 1917 г., уже после Февральской революции, его призвали в армию и отправили на германский фронт, правда, воевать Кошкину пришлось совсем недолго – в августе, после ранения, он оказался в госпитале. Здесь застало его известие об Октябрьской революции, которую он принял сразу и полностью. Во время боев с юнкерами в Москве он сражался на стороне большевиков, а в апреле 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию; что подтверждается Военным билетом, дубликат которого хранится в домашнем архиве Кошкиных (см. приложение №5). В период службы он был принят в большевистскую партию, стал политработником.

Кошкин был знаком с Блюхером Василием Константиновичем. Командарм отзывался о Кошкине так: «Я был очарован душевностью этого человека. Он был идеалом многих. Бесстрашный боец с врагами советской республики, замечательный большевик, чудесный товарищ и талантливый командующий».¹

В годы Гражданской войны Михаил Ильич участвовал в обороне Царицына от войск генерала Краснова, потом оказался на севере – воевал против белогвардейских отрядов генерала Миллера и его английских союзников, участвовал в освобождении Архангельска. Весной 1920 г. его командировали на польский фронт, но до места назначения он не доехал, так как заболел тифом.

Годы учебы

После демобилизации в 1921 году Кошкин поступил в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. По тем временам это было очень сильное учебное заведение, дававшее не только политическую, но и общеобразовательную подготовку. В 1924 году, по окончании университета, он получил назначение в Вятку на должность заведующего кондитерской фабрикой. Под его руководством фабрика вскоре из отстающей и нерентабельной превратилась в одно из лучших предприятий в городе.

Организаторские способности Михаила Ильича заметили и в 1925 г. его перевели на работу в промышленный отдел райкома партии. Позже он работал заведующим губернской партшколой и заведующим агитационно-пропагандистским отделом Вятского губкома. Таким образом, почти 10 лет, Кошкин отдал работе партийного функционера. Решительный перелом в его судьбе произошел в годы первой пятилетки, когда в Советском Союзе чрезвычайно остро встал вопрос о создании собственных инженерно-технических кадров. Тогда появилось решение руководства ВКП(б) о направлении в высшие технические заведения страны коммунистов, прошедших школу партийной работы. Кошкин, который давно мечтал стать инженером, засел за учебники – сам прошел весь школьный курс математики, физики и в 1929 году поступил в Ленинградский машиностроительный институт. На доме, где семья Кошкиных жила в этот период помещена мемориальная доска (см. приложение № 6). Учился он прилежно, хотя время было непростым. Денег все эти годы катастрофически не хватало – Кошкин уже был женат и имел двоих детей; всем им приходилось жить на одну его стипендию. Пять лет учебы не только утвердили в нем правильность избранного пути, но и развили созидательность, чувство нового и желание творить. Наконец, в 1934 году, он получил диплом инженера, и с этого момента его жизнь оказалась неразрывно связана с танкостроением.

Из воспоминаний Веры Кошкиной, жены главного конструктора:

«Михаил Ильич очень любил семью, детей. Был жизнерадостный, здоровый. Мало только приходилось бывать с детьми и видеть их. Уезжал на работу рано, они спали. Приезжал поздно, видел их спящими. Только в выходной день все были вместе. Любил футбол, литературу, кино, театр, но не хватало на все времени. Проработал около 4 лет на заводе, не был в отпуску. Очень переутомлялся».

 

Дело жизни

Работа над танком Т-32

Начало самостоятельной конструкторской деятельности Михаила Ильича положила работа над новым танком Т-28. Тогда впервые проявился инженерный талант Кошкина. От рядового конструктора он вырос до заместителя главного конструктора. В 1936 году М.И. Кошкина назначили главным конструктором Харьковского танкового завода (см. прилож. № 7. Вскоре ему была поручена работа над совершенно новым танком Т-11. Но Михаил Ильич уже тогда начал понимать, что будущее за танками с мощной броневой защитой. Однако усиление брони сразу увеличивало вес танка, требовало более мощного двигателя и порождало массу новых проблем. Далеко не все из них удалось разрешить в Т-11, но работа над ним помогла Кошкину накопить необходимый опыт. Затем Михаил Ильич создал танк Т-32. Разработанный им танк был снабжен чисто гусеничным движителем. Это позволило значительно сократить вес ходовой части, увеличив толщину брони и калибр орудия. Оставаясь по весу средним танком, машина Кошкина по толщине брони и огневой мощи стояла на уровне тяжелых танков. Вместо привычной для средних типов 45-мм пушки, конструкторы запланировали установить самую мощную из разработанных тогда – 76-миллиметровую.

Летом 1938 года проект нового танка предложили на обсуждение Главного военного совета. Новизна машины многим пришлась не по вкусу. Т-32 подвергли критике. Но Сталин, за которым оставалось последнее решающее слово, не дал запретить проект и приказал изготовить опытные образцы.

Генерал армии А.А. Епишев говорил:

«Хорошо помню, сколько трудностей пришлось испытать, преодолеть, прежде чем появились первые образцы новой боевой машины. И это понятно. Подобного аналога в мировой практике танкостроения не было. Не таким уж богатым был и собственный опыт... Поэтому конструкторам, инженерам, техникам во многом пришлось идти непроторенными тропами, проявляя творческую, техническую и определенную политическую смелость в поиске наиболее оптимальных решений».¹

В ходе работы над опытными образцами Кошкин решился еще на один эксперимент - сварная башня была заменена цельнолитой, что должно было значительно упростить серийное производство. В 1939 году Т-32 представили Государственной комиссии для ходовых испытаний. Весивший 26, 5 тонн танк показал прекрасную проходимость. Скорость его достигала 55 км/ч. Это произвело впечатление даже на заведомых противников.

Комиссия отметила, что новый танк «отличается надежностью в работе, простотой конструкции и легкостью в управлении». Но многим по-прежнему не нравился чисто гусеничный движитель. Но вскоре начавшаяся финская война заставила комитет обороны в середине декабря 1939 года принять новый танк на вооружение, при этом, как и задумывал изначально Михаил Ильич, предлагалось усилить толщину брони до 45 мм и установить на машине новую 76-мм пушку. В этом варианте танк получил новое наименование Т-34, под которым и вошел в историю (см. приложение № 8)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: