Для решения задачи необходимо познакомится с руководящим документом «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (Р3112194-0366-03) утв. Минтрансом РФ 29.04.2003г. Краткие сведения для решения задач из данного руководящего документы приведены ниже.
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации автотранспортного средства и соответствуют условиям работы.
Базовые нормы на 100 км пробега автомобилей некоторых марок приведены в приложении 1.
Для транспортной работы, учитываемой в тонно-километрах, установлены следующие нормы на каждые 100 ткм: бензин – 2 л, дизельное топливо – 1, 3 л. При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами нормы расхода на пробег 100 км увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов или полуприцепов: бензин – 2 л, дизтопливо – 1, 3 л. Для автомобилей работающих с почасовой оплатой или в качестве грузотакси, нормируемое значение расхода топлива увеличивается на 10 %.
Расход топлива на работу отопительных систем или специальных систем и оборудования, установленных на автомобилях, также учитывается, что отражено в расчетных формулах, приводимых ниже.
|
|
Транспортно-дорожные, климатические и другие факторы учитываются с помощью поправочных коэффициентов.
Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях (здесь и далее приводятся наиболее часто встречающиеся факторы):
1) Работа в зимнее время:
· В южных районах страны – до 5%;
· В северных районах – до 15%;
· В районах Крайнего севера – до 20%;
· В остальных районах – до 10%.
2) Работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:
· от 500 до 1500м – на 5%;
· 1501 – 2000м – на 10%;
· 2001 – 3000м – на 15%.
3) Работа в городах с населением:
· свыше 2,5 млн человек – до 20%;
· 0,5 – 2,5 млн человек – до 15%;
· до 0,5 млн человек – до 10%.
4) Работа с частыми технологическими остановками (загрузка и выгрузка, посадка и высадка пассажиров и т.д.), маршрутные автобусы, автомобили по разгрузке почтовых ящиков – до 10%.
5) Работа в тяжелых дорожных условиях (карьер, поле, лесные дороги) – до 20%.
6) При учебной езде – до 20%.
7) Почасовая работа – 10%.
Снижение нормы расхода осуществляется:
1) При работе за пределами пригородной зоны на дорогах с усовершенствованным покрытием (цементо- или асфальтобетон, брусчатка и т.п.) – до 15%.
2) То же на дорогах из битумноминеральной смеси, щебня (гравия) – до 5%.
3) При эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах – до 10%.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
|
|
Далее приведены формулы для расчета нормируемого расхода топлива.
Формулы расчета расхода топлива для автомобилей общего назначения
Легковые автомобили
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), (1)
где:
Qн - нормативный расход топлива, литры;
Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S - пробег автомобиля, км;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
Автобусы
Для автобусов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично, однако возможен учет расхода топлива на работу отопителя в зимнее время:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x Т, (2)
где:
Qн - нормативный расход топлива, литры;
Hs - транспортная норма расхода топлива на пробег автобуса, л/100 км с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);
S - пробег автобуса, км;
Нот - норма расхода топлива при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/час;
Т - время работы автомобиля с включенным отопителем, час;
D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.