Рассмотрим несколько примеров решений

Пример 1. Самосвал МАЗ – 503 совершил пробег 165км, выполнив 10 ездок с грузом в зимнее время в карьере. Базовая норма для МАЗ-503 составляет HS =28 л/100км, дополнительная норма расхода на каждую ездку 0,25л. Надбавки за работу в зимнее время – 10% и за работу в карьере – 15%.

Нормируемый расход:

QH = 0,01×HSА×S(1+0,1×D)+НZ×Z = 0,01×28×165 (1+0,25)++0,25×10=57,25 л

 

Пример 2. Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115км 13т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80км 16т щебня.

Общий пробег составил 240км.

Автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 имеет базовую норму расхода HS =27,7 л/100км, норма расхода на перевозку полезного груза HW =1,3 л/ткм. Надбавок за дорожные и климатические условия не предусмотрено.

Масса прицепа GПР =4,5т.

Отсюда HSА=HS+HW ×GПР =27,7+1,3×4,5=33,6 л/100км,

А нормируемый расход

QH=0,01[HSA×S+HW×(S×G+S’’×G’’)] ==0,01[33,6×240+1,3×(115×13+80×16)]=117л.

 

Пример 3. Бортовой грузовой автомобиль ГАЗ-53А с прицепом при общем пробеге 320км совершил работу 1820 ткм зимой, в горной местности на высоте 1800м над уровнем моря. Определить норму расхода топлива.

Исходные данные:

-базовая норма расхода бензина для ГАЗ-53А HS =25л/100км;

-норма расхода бензина на перевозку полезного груза HW =2л/100 т×км;

-надбавка за работу в зимнее время (допустим регион южный) D1 =5%;

-надбавка за работу в горных условиях D2 =10%;

-масса прицепа GПР =1,9т;

-увеличение нормы на 1т массы прицепа Hg =2л.

Отсюда норма расхода топлива на пробег (из формулы 3)

HSAП=HS+Hg×GПР =25+2×1,9=28,8 л/100 т×км

Надбавка к норме расхода за условия работы D=D1+D2

Нормируемый расход топлива (по формуле 3)

QH=0,01×(HSAП×S+HW×W)×(1+0,01×D)= =0,01(28,8×320+2×1,9)×[1+0,01(5+10)]=106л

 

При планировании или нормировании прихода топлива по автопредприятию в целом должен учитываться расход на внутригаражные разъезды и технические надобности (техосмотры, регулировочные работы и т. п.) – до 1% от общего количества топлива, потребляемого автопредприятием, как это сделано в примере 4.

 

Пример 4. Определить годовой расход топлива на предприятии, имеющем грузовые дизельные автомобили МАЗ-500А и самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 с бензиновым двигателем, если планируется выполнить указанный ниже объем работы. АТП работает в регионе с умеренным климатом.

 

Планируемые показатели МАЗ-500А ЗИЛ-ММЗ-555
Общий пробег, тыс км 8350 4210
Грузооборот, тыс. 20300 -
Число ездок, тыс. - 1690

 

Расчет необходимо вести для каждой марки автомобиля и для каждого вида работы в отдельности.

Учитывая, что предприятие расположено в зоне умеренного климата, принимаем срок действия зимних надбавок к нормам расхода 5 месяцев в году (в соответствии с Приложением 1 руководящего документа). Предельная величина надбавки 10%, тогда среднегодовая составит

 

 

Рассчитываем расход дизельного топлива автомобилями МАЗ.

Базовая норма для МАЗ-500А HS=24,0 л/100 км.

Норма расхода на транспортную работу Hw=1,3/100 т.км.

1. Общий расход дизельного топлива на пробег и транспортную работу

 

 

2. Расход на внутригаражные нужды

 

л.

 

3. Общий годовой расход дизельного топлива автопредприятием составит

 

л.

 

Расход бензина самосвалами ЗИЛ рассчитывают подобным же образом.

Базовая норма расхода бензина на ЗИЛ-ММЗ-555 имеет величину                    37,0 л/100 км.

Расход на одну ездку с грузом 0,25 л.

4. Расход на пробег и ездки с грузом

 

 

Расход на внутригаражные нужды

 

л.

 

5. Общий расход бензина автопредприятием

 

л.

 

Расход смазочных материалов на автотранспорте рассчитывается по общему расходу топлива. Нормы расхода установлены на 100 л расхода топлива (для масел в литрах, для смазок в кг на 100 л топлива). Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50% для автомобилей (кроме ВАЗ) находящихся в эксплуатации до 3-х лет, и увеличиваются до 20% для автомобилей, работающих более 8 лет.

Индивидуальные нормы расхода смазочных материалов для каждой марки автомобиля указана в Руководящем документе.

Приложение № 1

Базовые нормы расхода топлива для некоторых марок автомобилей.

Марка автомобиля Базовая норма Вид топлива
Ваз-2109, легк. 8 Б
Москвич-2141, легк. 10 Б
ГАЗ-33022 «Газель», фург. 16,5 Б
ИЖ-2715, фург. 11 Б
ЛАЗ-696, авт. 43 Б
ЛиАЗ-5256, авт. 46 Д
Икарус-280, авт. 43 Д
ГАЗ-53, -53А, борт. 25 Б
ГАЗ-66, борт. 28 Б
ЗИЛ-4331, борт. 25 Д
КамАЗ-5320, борт. 25 Д
САЗ-3503, самосв. 26 Б
КамАЗ-5511, сам. 34 Д
КрАЗ-6510, сам. 48 Д
МАЗ-513, сам. 28 Д
КамАЗ-55111, бетоновоз 39,5 Д

 

 

Приложение № 2

НОРМЫ

РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

Руководящий документ

Р3112194-0366-03

 

В данном Руководящем нормативно-методическом документе приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при эксплуатации, справочные нормативы по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

Руководящий документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и др., независимо от формы собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

Предлагаемые нормативы могут быть использованы в качестве основы для расчета ведомственных норм при эксплуатации специальных и технологических автомобилей.

Данный Руководящий документ введен в действие со дня утверждения до 1 января 2008 г. взамен "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" Р3112194-0366-97 от 29.04.97.

 

Общие положения

 

Норма расхода топлива (или смазочного материала), применительно к автомобильному транспорту, подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормируемого значения расхода топлива, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (по действующей методике определения базовых норм расхода топлива), и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Потребление топлив и смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники производится в соответствии с установленными нормами.

Нормы расхода топлив, приведенные в утвержденном Руководящем документе, имеют статус постоянных норм. Вновь разрабатываемые и устанавливаемые для автомобилей нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных или при переутверждении, или при дополнении Руководящего документа с учетом развития структуры автопарка страны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: