Глава XI. Доиндустриальный тип социальности и культурная регуляция 5 страница
3. Индивидуализм. Под ним подразумевается признание приоритета прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. Направив энергию свободной личности в сферу экономической и политической деятельности, буржуазный индивидуализм способствовал ускоренному развитию производительных сил. Развитие различных форм корпоративизма, характерных для государственно-монополистического капитализма,не уничтожило индивидуалистическую основу западной культуры. В буржуазном сознании индивидуализм прочно связан с такими понятиями, как свобода, равенство возможностей, конкуренция, личный успех.
Однако развитие противоречий капиталистического общества привело к конфликту между идеалами свободной индивидуальности и действительностью. Как принцип отношения человека к человеку индивидуализм стал антигуманен, как норма отношения индивида к обществу — антисоциален, как способ отношения к государству и законности — антидемократичен.
4. Право как кодифицированная система обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается государством через судебную систему, основные сферы права:
права личностд на жизнь, свободу и собственность; гражданское право как соблюдение обоюдных обязательств, зафиксированных соответствующими соглашениями (контрактом); политическое право, регламентирующее разделение властей. Среди основных принципов правовой регуляции следует указать следующие: а) субъект правопорядка — прежде всего изолированный индивид, ищущий частную выгоду, обретаемую через взаимную “честную конкуренцию”; б) свобода и равенство возможностей, обеспечиваемое товарно-меновыми отношениями; в) за каждой личностью признаются права на жизнь, свободу и собственность, что и составляет основу “естественного права”. Право свободы отрицает всякое отношение личной зависимости, но гарантией этой независимости является частная собственность.
5. Активность и труд. Товарно-денежные отношения не могут функционировать без постоянной заботы об обращении товаров и капиталов. Капитал ценен лишь как функционирующий капитал, а ценность профессии — в ее реализации. Активность становится самой по себе высокоценимой ценностью независимо от того, на что она направлена. Она приводит в интенсивное движение все многообразие элементов социальных и культурных структур. Подвижность социальных отношений, технологий, духовной жизни — характерная черта капиталисти
ческого общества. Но конечно, активность может быть '.травлена на “девиантные” цели, принося ущерб дру-| им людям, обществу или окружающей среде.
6. Потребительство. Созревание капиталистическо-| г общества, повышение совокупного дохода привели в гбласти культуры к смене гуманистической и духовной устремленности. Прежние ценности заменяются ценно-| гими гедонизма, материального комфорта, расширенного потребления. Но жажда потребления не всегда находит-
•н и соответствии с возможностями индивидов, что при-нодит к острым эмоциональным стрессам. Нередко ориентация на потребительство выражается в искусственно форсируемой смене потребительских товаров, мод и сти-
•I с и, имеющих не столько содержательный смысл, сколько отвечающих принципу престижности.
7. Универсализм, т.е. распространение ценностей западного общества на другие культуры. Стандартная по-111 ция среднего американца или европейца выражается в идее превосходства западной цивилизации над всеми ос-i ильными и отношении к другим как “отставшим”. Как мы увидим в гл. XIII, универсализм чреват разрушительными последствиями для других культур, принижением их статуса и ростом межкультурной напряженности.
8. Вера в прогресс. В индустриальном обществе широко распространена ориентация на то,что новое лучше старого. Увлечение стилем “ретро” лишь дополняет такую ориентацию. Однако прогрессизм оказался глубоко скомпрометированным теми издержками и противоречиями, которые приходится решать обществу.
9. Уважение к науке и технологии. Промышленно развитое общество ожидает от науки практического решения как технических, экологических, медицинских, так и социальных проблем. Ни капитал, ни власть сами по себе, без соединения с профессиональной экспертизой “не берутся за дело”. Как мы увидим, и позиции научно-технического рационализма во многом оказываются теми издержками, которые претерпевает в буржуазном обществе гуманистическая сторона жизни.
Таковы функциональные ценности, принятые в буржуазном обществе и активно утверждаемые всей систе"? мой духовного воздействия на массы населения.
Социокультурные противоречия буржуазного общества
А. Социальное и духовное отчуждение. Еще в середине XIX в.,когда капитализм в странах Запада еще набирал силы и утверждал свое превосходство над предшествующей ему феодальной системой, со всей очевидностью вскрылись присущие ему противоречия как в социальной, так и в культурной сфере. Хорошо известно об основном противоречии в социальной сфере, выражающемся в резком классовом разделении по отношению к собственности на средства производства. Так как эффективность производства во многом зависит от его размеров, возникает концентрация средств производства у наиболее крупных компаний, что приводит к постоянству огромного числа населения, не имеющего сколько-нибудь значимой собственности и живущего только продажей своего труда. Этот социальный механизм в духовном плане порождает состояние антагонизма, заключающегося в восприятии как “несправедливых” условий разделения труда и различий в образе жизни. Но еще более глубокий антагонизм возникает в силу того, что результаты деятельности человека превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Как управление трудом, так и необходимые для него знания отчуждаются от рабочего и преподносятся ему извне, как объекту, подчиненному чужой для него силе. Результаты труда отчуждаются от работника как в силу его удела наемника, так и в силу крайне дробной специализации, в которой человек уже не способен проследить цепочку связей,в которую вплеталась выполняемая им операция. Частичный, разорванный труд, оцениваемый прежде всего как “трудовое время”, лишается всякой привлекательности. Соответственно падает и трудовая ориентация.
Важная черта индустриального общества — отделение производства от потребителя. В аграрном обществе обычно сочетаются функции производителя и потребителя: люди в большинстве своем живут продуктами собственного труда и семейный труд поглощает значительную часть времени и усилий. В промышленном обществе
происходит резкое разделение двух секторов: частной или частно-семейной жизни и собственно производства. Регулярный уход на работу проводит резкую грань меж-iv двумя сферами жизни: а) работа, где необходима постоянная рациональность мышления, четкая профессиональность и жесткая самодисциплина, все профессиональное умение человека и его время и где он получает плату за свой труд; б) досуг, во время которого он восстанавливает свои силы и тратит заработанные деньги — на семью, питание, удовольствия и т.д. По сравнению с эффективностью массового производства ручной труд, даже искусный (например, воспитание детей и домашняя кухня), не имеет особенной ценности, не учитывается в цифрах валового национального продукта (ВНП), низкий социальный статус приводит к снижению его качества.
Из сферы производственных отношений отчуждение распространяется и на социальные нормы, предписываемые со стороны безличным бюрократическим аппаратом, над которым обычный трудящийся не властен, так как назначение чиновника не зависимо от демократического процесса и определяется механизмом иерархии.
Чувство беспомощности и зависимости, возникающее у человека в результате отчуждения, зачастую ведет к аномии и отклоняющемуся поведению, которое мы в общей форме рассматривали выше (см. гл. V). Подрывается не только мотивация труда, но и принятие нормативного поведения: то и другое мало оправдывает себя с точки зрения человека, который не чувствует себя хозяином жизни.
Отчуждение стало одной из важнейших характеристик индустриального общества, изучением которой занимались многие мыслители разных школ. Уже в середине XIX в. с резкой критикой социальных условий, ведущих к отчуждению, выступил К.Маркс, раскрывший его истоки именно в классовой разделенности и неравенстве условий труда, когда господствующей силой являются индустриальные средства производства, находящиеся в частных руках. Преодоление отчуждения К.Маркс видел в уничтожении эксплуатации и всемерном развитии общественных отношений.
Марксистская критика капитализма по этому пункту стала одним из основных источников, питавших социалистическую мысль как в развитых буржуазных странах, так и в тех, где капитализм лишь начинал утверждаться.
На ранних этапах индустриализация приводила к резкому ухудшению условий существования значительных масс трудового населения, обрекала обездоленные слои на убогую жизнь и моральную деградацию, скученную жизнь в убогих жилищах, беспросветный труд. Достаточно вспомнить романы знаменитого английского писателя Ч.Диккенса, в которых он уже в период более высокого уровня развития общества пробуждал сострадание и симпатию к тем, кто оказался “на дне” жизни- Другим характерным явлением в культурной жизни Англии второй половины XIX в., когда она была “промышленной мастерской мира”, стало влиятельное эстетическое движение “прерафаэлитов”, отразившее протест против уродования человеческой жизни и человека, вызванного натиском промышленного производства и техники. Этому натиску английские поэты, художники и мыслители противопоставили возрождение “золотого века” красоты, существовавшего, по их мнению, в период раннего итальянского Возрождения.
Именно Англия стала родиной и организованного рабочего движения, слившегося с нараставшим по всей Европе социалистическим движением.
JS. Колониализм. Неизбежным спутником индустриализма стало подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов, в которых нуждалась промышленная метрополия. Это явление получило название “колониализма” и не ограничивалось установлением экономического или политического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма западной цивилизации,что привело к широкомасштабным движениям национального освобождения. Социокультурные характеристики этих процессов будут рассмотрены подробнее в гл. XIV.
В. Антагонизм человека и техники. Несмотря на превращение техницизма в, казалось бы, универсальный принцип современной западной культуры, его власть никогда не была безграничной. Наступление техницизма —
и первой, довоенной, волны, связанной с вторжением техники в культуру, и второй, послевоенной, связанной с бурным индустриальным ростом 50—60-х гг.,— всегда встречало противодействие со стороны гуманитарно ориентированных слоев интеллигенции. И чем выше поднималась техницистская волна, тем ожесточеннее становилось противодействие ей.
Антитехницистское, антисциентистское движение умов чрезвычайно разнородное в своих позициях — от субъективистских и анархо-индивидуалистических концепций до религиозно-мистических, пытавшихся возродить те или иные формы спиритуалистического сознания. Иррационализм такого мировоззрения выражается и во фрейдистских и неофрейдистских трактовках человеческой психики и человеческого поведения, и в экзистенциалистском и персоналистском абстрактном гуманизме, и в возрождении различных моделей утопического социализма. Его социально-психологические устои также противоречивы — наивный, беспочвенный оптимистический взгляд на будущее соседствует с безысходно-пессимистическим мироощущением, неверием в возможности избавления цивилизации от угрожающих ей катастроф.
Учитывая эту трансформацию романтического миросозерцания в середине XX в. и изменение его веса в буржуазной культуре, мы все же вправе утверждать, что антагонизм техницизма и контркультуры, в который вылилось былое противостояние романтического и позитивистского типов общественного сознания, является важной характеристикой культуры индустриального общества.
С широко известной критикой техницизма выступил З.Фромм в ряде своих работ (“Иметь или быть?”, “Бегство от свободы” и др.). Он показывает, что техника промышленного общества подчиняет человека своим рациональным и дегуманизированным целям. Широкая технизация требует автоматизации, централизации и жестокой систематизации, что идет вразрез с антропологической сущностью самого человека, его стремлением к их проявлению. Вот с чего начинается первая глава книги “Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии” (1968): “Призрак бродит среди нас, ни ясно видят его лишь немногие. Это не прежний при зрак коммунизма или фашизма. Это новый призрак — полностью механизированное общество, нацеленное на максимальное производство материальных благ и их распределение, управляемое компьютерами. В ходе его становления человек, сытый и довольный, но пассивный, безжизненный и бесчувственный, все больше превращается в частицу тотальной машины*.
В широкой публицистике и даже в социологических работах часто встречаются обращения к мотивам из романа российского писателя Е.Замятина “Мы” и романа английского писателя О.Хаксли “О дивный новый мир”. В обоих произведениях изображается стандартизированный мир материального благосостояния и духовной ограниченности. Управляемое высокоспециализированными, но бездушными технократами, это общество состоит из обезличенных людей, являющихся объектами всесторонней и постоянной манипуляции.
Один из способов ослабления и сокрытия этих противоречий был найден в так называемой массовой культуре, основная социальная функция которой — направить разбуженные научно-техническим прогрессом массовые потребности в конструктивном направлении,встроить их в механизм расширенного воспроизводства. Это достигалось расширенным потреблением, в котором культура стала товаром массового спроса. Человек оказывается объектом культа потребления и добычей рекламы, которая драматизирует мир вещей, искусно преувеличивая их действительную значимость в человеческой жизни, раздувает смутное желание обладать ими до уровня всепоглощающей страсти. Тем самым вещизм не только неоправданно преувеличивает значение материально-вещных потребностей в ущерб духовно-творческим, но и придает элементарным нуждам людей видимость высокого духовно-эмоционального напряжения, превращая все действительно возвышенное в нечто пресное, скучное или вообще излишнее. А капризы искусственно обновляемой моды то и дело обесценивают еще недавно столь надежные и престижные вещи.
•Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ и этика.— М., 1993.- С.220.
Г. Экологические границы индустриализма. Индустриальное общество основано на “жестких” технологиях, осуществляющих принцип “человек — покоритель природы”. Природа рассматривается лишь как внешний объект и как предмет труда, а не как среда обитания, с которой человек находится в постоянной связи. И хотя эта установка способствовала высокой эффективности производства, она же стала причиной глобальных процессов экологической деградации. Другим следствием такого отношения стала чрезмерная урбанизация планеты, создавшая тяжелые условия для физического существования человека.
Кризис классической культуры
Но что же происходит в этих условиях с другими типами духовности, прежде почти целиком определявшими содержание ценностно-смысловой сферы, хотя и находившимися между собой в состоянии жесткой конкуренции? Кризис охватывает как секулярно-просветительские направления художественной культуры или философии, так и религиозные формы духовности. Напомним, что даже в период своего расцвета классическая художественная культура оставалась привилегией достаточно образованных людей, имеющих положение в обществе. Именно образование давало ключ к освоению и пониманию почти любых видов литературы и искусства, творимых в то время. (Только театр в некоторых своих разновидностях сохранял связь с народной аудиторией.) Даже выходцам из богатых слоев приходилось предпринимать немало усилий, чтобы освоить “культуру штатских”. В университеты шли обычно уже сыновья разбогатевших буржуазных родителей, которые сами вряд ли что читали, кроме Библии и бухгалтерской книги. Устойчивое признание великой художественной культуры XVIII—XIX вв. было связано все же с теми слоями на>селения, которые входили в той или иной степени в орбиту буржуазных отношений. Литература и искусство критического реализма в значительной степени были ориентированы на менталитет слоев, вошедших в эти отношения или так или иначе к ним примыкавших. Для остального населения смыслы, нормы и ориентации по-прежнему поставляла церковь. А народная культура, как мы видели, если и сохранялась, то в сильно ослабленном состоянии, как остатки мифологическо-магического пласта прежней культуры.
Конечно, по мере расширения секуляризации просветительская и реалистическая литература и искусство XIX в. все более определяли мировосприятие активных слоев буржуазного общества. Однако в конце XIX в. прежняя художественная культура перестает в должной степени удовлетворять разнородные потребности активных социальных слоев. Первичная работа по социализации этих слоев проделана, и общество сталкивается одновременно как с потребностью гибкой и многообразной социализации массы населения, так и с потребностями духовного поиска, ценностной и стилевой ориентации в усложняющемся мире.
Какое влияние эти процессы оказывают на прежнюю классическую культуру, определявшую духовную жизнь образованных слоев европейского общества? В первой половине XIX в. она становится достоянием аристократических салонов и академических школ, пользующихся покровительством официальных кругов и старой буржуазии, приобретая все более эпигонский и эклектический характер. Ощущение (и осознание) упадка прежних смыслов и ценностей порождает декадентство конца XIX и начала XX в., которое завершает прежние течения в изощренной или измельченной форме. Для искусства декаданса характерен пессимизм и отрицание смысла жизни, констатация тщетности человеческих устремлений, любование мотивами разложения и смерти, попытки найти в утонченной эстетике форму ухода от жизни. Культ красоты сочетался в декадентстве с аморализмом и крайним пессимизмом.
Это течение стало довольно влиятельным в художественной культуре ряда стран Западной Европы (особенно Франции, Германии и Великобритании), а также в Америке (творчество Эдгара По) и в России, где к этому течению обычно причисляют ряд известных писателей, поэтов и художников (А. Белого, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, М. Арцыбашева, Ф. Сологуба, К. Сомова, М. Врубеля и др.). В интеллектуальной жизни России;”того периода заметную роль играла полемика вокруг декадентства, против которого выступили сторонники различных направлений модернизма.
Культура модерна
То направление, которое оказалось перспективным и на долгое время определило основной характер художественной культуры Запада в первой половине XX в. принято называть модернизмом. Вначале наиболее сильное выражение это направление получило во Франции, но потом распространилось и в другие страны Западной Европы, Америку и Россию. В его рамках в большой степени происходил поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индустриального общества. Характерно, что это направление получило выражение и в некоторых социально-политических движениях этого периода,как леворадикального, так и праворадикального толка. Многие видные художники-модернисты на раннем этапе жизни принимали участие в такого рода движениях и содействовали им своим творчеством, перейдя затем в сферу “революции духа”.
К этому направлению принято относить самые разные течения в искусстве XX в., зачастую вступавшие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом:
ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Некоторые культурологи считают вполне правомерным отнести к нему и искусство социалистического реализма, получившее распространение в СССР и других странах. Модернизм отразился в самых разных формах художественной культуры (живопись, поэзия, литература, скульптура, графика, музыка, архитектура, хореография). В теоретическом плане модернизм смыкается с различными вариантами “философии жизни” и экзистенциализма, представленной столь различными мыслителями, как А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Ше стов,С. Кьеркегор,К. Ясперс,М. Хайдеггер,Н. Бердяев, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.
Модернисты придерживались различных ценностно-интеллектуальных мотиваций: иррационализм и рационализм, формирование нового мифологизма и конструирование техноутопий, личностный и надличностный мир форм и смыслов. Тем не менее в этом направлении отразилось стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодоление натурализма и “реализма”, предполагающих доверие к сложившимся формам жизни и предметности бытия. Искусство становится не только отражением реальности, но и средством ее преодоления, ее заменой и выражением истинного бытия. Поэтому новое искусство предполагает разрыв с прежними формами, их препарирование и реконструирование или же воссоздание принципиально новых моделей бытия,преодолевающих прежние ограничения. Источником этого нового могут стать самые различные начала: создание принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма; апология техницизма в техноутопиях и живописи футуристов; утверждение абсолютной ценности индивидуального начала в философии и литературе экзистенциализма; приобщение к архаическим мифам, связующим человека со стихиями природы; непосредственное соприкосновение с высшим началом в различного рода мистических течениях и т.д. Модернизм способствовал преодолению традиционных типов буржуазности, внедрял в общество идеи и мотивации, способствующие переходу к зрелому индустриальному обществу и выходу за его пределы.
Массовое общество и культура
Культура, производство и -“культурное потреблением. Важным изменением, преобразившим во многом облик социокультурной жизни в позднем индустриальном обществе, стало новое соотношение между производственной и социокультурной сферами. Как пишет Д. Белл*,
• Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism, N.Y., 1976.
буржуазное общество XIX в. было единым целым: экономика, социальные отношения и культура были проникнуты единой системой ценностей. К этому времени и относится взлет западной цивилизации. На новом этапе происходит разрыв между сферой производства и расширенной внепроизводственной сферой. В организации производства и труда требуются рациональность, трудолюбие, самоконтроль, преданность делу, предусмотрительность. Причем все эти качества необходимы в еще большей степени, чем прежде, ввиду сложности производства и опасностей, возникающих при нарушении его нормального функционирования.
В сфере потребления, напротив, поощряется принцип расширенного потребления, мотовства, показуха, неуемные поиски наслаждений. Растущий жизненный уровень и освобождение нравов от “репрессивной культуры” становятся теперь самоцелью и определяют степень личной свободы.
Как мы видели, эти тенденции к антибуржуазному бун-гарству проявлялись еще в XIX в. в виде романтизма,.эстетизма, модернизма, различных форм эскапизма и т.д. Но на том этапе это была преимущественно революция в искусстве, культ эстетического и духовного авангардизма. На новом этапе эти тенденции приводят к утверждению альтернативных стилей поведения и деятельности для все более широких социальных групп, прежде всего молодежи и различного рода этнических и культурных меньшинств.
Эта культура привязана не столько к расширенному, сколько к оригинальному, а значит и престижному, потреблению. В ней переворачиваются те основные принципы, которые лежали в основе буржуазной духовности в период формирования западной цивилизации. Вопреки представлениям М. Вебера о рационализации мышления и поведения в обществе XX в. современная доминирующая культура порывает с принципами рациональности и ведет поиски иррационального опыта.
С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса город ского рабочего класса и расширение демократических институтов, а значит, и более широкое вхождение трудящихся слоев в активную гражданскую жизнь. Необходимым условием стало распространение грамотности. Если зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и картинки для “простого люда”, то зрелый этап наступает с принятием в 70— 90-х гг. сначала в Великобритании, а затем и других европейских странах закона об обязательной всеобщей грамотности. Эти тенденции стали быстро распространяться на другие развитые страны Европы и Америки, включая Россию.
По словам российского специалиста по проблемам массовой культуры К.Разлогова, “наивные наблюдатели полагали,что наконец настала золотая пора,когда народ “Белинского и Гоголя с базара понесет”. Но эта прекрасная мечта была быстро разрушена. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам, которые стремительно завоевывали еще не обжитые культурой территории*.
В 1895 г. был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем — без различия пола, возраста, вероисповедания, не требующий даже элементарной грамотности для своего восприятия. К тому же периоду относится и широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел будущей массовой культуры — легкую музыку (до появления самого этого термина), захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу “развлечения” и “развращения” широких масс.
Интенсивного развития все средства массовой культуры получили вначале в Америке, а затем в Западной
• Разлогов К. Феномен массовой культуры//Культура, традиции, образование.—М.,1990.—Вып.1.—С. 133—150; см. также: Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? — М.,1992.— С. 160 - 180.
Европе в 20-х гг., сначала в период послевоенного бума, а затем “великой депрессии”, когда, как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно “Голливуд спас Америку от социальных потрясений”. Конечно, в дополнение к масс-культу в обществе были использованы эффективные социальные программы, связанные с “новым курсом” Ф.Рузвельта. Однако не меньшее значение отводилось массовой культуре, с соответствующим националистическим уклоном, в нацистской Германии.
К 60-м гг. XX в. технические возможности массовой культуры многократно возросли. Первое выступление в США рок-группы Битлз, происходившее в 1964 г. в Кар-неги-холл в Нью-Йорке, слушали не только 2 тысячи посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее благодаря спутниковой связи подобные мероприятия становились доступными 2 миллиардам людей — почти половине жителей земли. Десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков распространяют аудиовидеофирмы за самые короткие сроки по всем странам мира.
Какие же изменения в духовном производстве принесла с собой массовая культура? Как подчеркивает К.Разлогов, этот процесс означал не только введение еще одного типа и варианта культуры, наряду с другими, уже сложившимися и устоявшимися, а изменение самого типа функционирования культуры. Это изменение вполне можно сравнить с тем, что произошло на переломе между Средневековьем и Возрождением, когда началась эра постепенного оттеснения монополии религиозной духовности и церковного искусства в пользу секулярной культуры просвещенных слоев. Каковы бы ни были достижения в распространении этой светской духовности, все же монополистом духовной жизни масс оставалась церковь. На рубеже XIX—XX вв. оба эти соперника вынуждены были уступить влияние на умы и души людей новому грубоватому пришельцу, располагавшему, в отличие от конкурентов, гораздо большими техническими возможностями, над развитием которых трудились талантливые изобретатели — “коммерческие структуры”.
Своим содержанием и принципами функционирования массовая культура тесно взаимодействует с другими сторонами социальной регуляции в том обществе, которое складывается на рубеже веков и получает также название “массового”.
В социальном плане массовая культура связана с необратимыми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемыми религиозными ценностями. В растущей степени церковь оказывалась бессильной дать надежную ориентацию в условиях резко усложнившейся жизни. Психическое напряжение, неизбежное в ходе широкой миграции из деревни в город и из Старого Света в Новый Свет, наряду с расширенными возможностями по новому “устроиться” в жизни, требовало нового духовного, душевного и умственного продукта.
Как пишет далее К.Разлогов, “ключевую роль сыграло и развитие производства, его усложнение и резкое повышение затрат психической энергии”. Если в эпоху классического капитализма для восстановления сил было достаточно сна и “грубых наслаждений”, то новые типы производства, неизмеримо увеличивая интеллектуальные нагрузки, столь же значительно расширяют роль художественной культуры в процессах рекреации. “В этом же направлении движется и эволюция всей системы образования, в особенности увеличение длительности учебы, в ходе которой опять-таки тратится интеллектуальная энергия. Если учитывать, что именно молодежь обладает наибольшим резервом свобод нового времени для расширения контактов с искусством и непосредственного участия в культурном творчестве, то крен в сторону компен-саторно-развлекательного начала предстанет и вовсе неизбежным”*.