Одна из важнейших общих характеристик индустриального общества, на которую обращали внимание, хотя и с разных сторон, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, заключается в глубокой раздвоенности и противоречивости принципов социальной организации индустриального общества. Одно из важнейших противоречий — противоречие между все более углубляющимся разделением труда или усилением различий между разными частями общества и потребностью в поддержании взаимодействия и единства.
Конечно, производственные ячейки, а значит, и люди г качестве носителей труда связаны между собой через функционально-производственные связи как участники | “жокупного производства (см. гл. III). Однако сама по | гбе система разделения труда еще не обеспечивает до-1 гаточного взаимодействия и единства общества. Как показал К.Маркс, важнейшим социально-экономическим институтом, формирующим буржуазное общество, является рынок как система, обеспечивающая товарно-денежное обращение. Но необходимым дополнением рынка являются правовая система, государство и бюрократия. Со-"гношение этих факторов представляется принципиально иным для обществ, придерживающихся социалистических принципов регуляции. В действительности в каждом обществе присутствуют элементы разных социально-экономических моделей, хотя одна из них — доминирующая и накладывает отпечаток на все остальные общественные связи.
В капиталистическом обществе таким механизмом глужит прежде всего рынок как товарно-денежная сис-it-ма, не только обеспечивающая сеть социальных отношений. В этом обществе деньги выступают не только как средство обмена или накопления капитала,но и как выражение функциональной связи между индивидами, производящими разные товары или услуги. В социалистическом обществе такое взаимодействие обеспечивается производственной и социальной кооперацией, налаженным взаимодействием всех ячеек и групп общества. Однако хорошо известно, что огромную роль в этой системе играло государство и именно засилье государственных методов регуляции всей совокупности отношений привело к застою и породило тенденции глубокого реформирования социалистических обществ.
Другое противоречие относится к социально-классовому расслоению общества. В социологической литера-гуре основательно раскрыты социальные аспекты разделения труда в индустриальном обществе. Высокая степень машинизации и автоматизации возможна только на основе достаточной концентрации средств производства. А это означает, что значительная часть населения, лишенная такого капитала и располагающая лишь своим “правом на труд”, становится наемной рабочей силой. Это и создает основное классовое деление индустриального общества. Доминирующий класс становится основным собственником, а значит, и распорядителем тех средств производства, которые определяют характер совокупного производства. При капитализме таким классом является буржуазия. В условиях государственного социализма основным владельцем средств производства становится государство, от имени которого всеми имущественными и организационными делами распоряжается госбюрократия. Но почти во всяком обществе существует и кооперативный уклад. Кроме того, в каждом обществе формируются социальные институты, поддерживающие социально необходимые функции,ограничивая “свободную игру” частного сектора в случае нарушения общественного интереса или поощряя деятельность социально полезных слоев.
Из марксистского анализа прежде всего хорошо известны социально-классовые противоречия, связанные с эксплуатацией трудящихся, выступающих как “рабочие руки”, т.е. как носители живого труда, хотя и в его специализированных функциях. Эксплуататорами выступают “хозяева”,т.е. владельцы средств производства. Возникающее глубокое классовое расслоение становится источником социальной напряженности и классовой борьбы. Из критической литературы советского периода столь же хорошо известны злоупотребления и социально-негативные последствия всеохватной государственно-партийной системы, утвердившейся в рамках государственного социализма в СССР, в ряде стран Восточной Европы, Азии и Африки и Латинской Америки.
Однако остальные социальные связи, определяемые как аскриптивные — религиозные, семейные, половозрастные, групповые, клановые, сословные, этнические и т.д.,— не устраняются, но подчиняются базисному типу, хотя и в различной степени дополняя его и корректируя или смягчая его действие. Это положение относится к индустриальному обществу любого социально-экономического устройства — как буржуазному, так и социалистическому.
Хозяйственная культура буржуазного общества
Как мы уже видели в предшествующей главе, в становлении буржуазного общества в Европе важную ориентировочную роль играли принципы этики, выработанные и упорядоченные в рамках религиозной системы. Сначала этому способствовал протестантизм, а затем определенную эволюцию в духе современности претерпел и католицизм. Однако с течением времени сфера религиозной регуляции все более сокращалась, уступая свое место светским принципам и нормам. Еще в средние века утвердились различные институты и механизмы поддержания и регуляции хозяйственной этики в различных сферах деятельности. Гильдии купцов, ремесленные цеха следили за соблюдением норм поведения и деятельности в профессиональных сферах, предпринимая те или иные меры статусного поощрения или наказания своих членов и ограничивая деятельность чужих. И как мы видели в гл. XI, важнейшим духовным регулятором хозяйственной деятельности в раннем буржуазном обществе стала религиозная этика, утверждавшая аскетизм, т.е. умеренность и сдержанность в образе жизни, рачительность и добросовестность в выполнении своих обязанностей.
Однако позднее, в период “освобождения” от прежних сословно-феодальных или религиозных ограничений, буржуазному обществу приходилось с большим трудом и издержками налаживать рациональную регуляцию эффективных хозяйственных связей.
О сложности и противоречивости этих процессов свидетельствуют и расхождения, которые мы без труда обнаружим в работах крупнейших мыслителей XIX— XX вв. в характеристиках буржуазного общества. Так, по словам К.Маркса и Ф.Энгельса: “Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль буржуазия повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его “естественным повелителям”, и не ставила между людьми ни какой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного “чистогана”. В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли...”*.
Но спустя более полувека М.Вебер в работе “Протестантская этика и дух капитализма” (1904—1905) сформулировал принципиально иную концепцию, показав, что становление подлинно капиталистического хозяйства невозможно без соответствующего позитивного духа, состоящего в рациональной организации трудовой деятельности, трудолюбии, строгой хозяйственности и рачительности, направленной на сбережение и приумножение капитала посредством внедрения его в полезное производство. Важно обратить внимание и на то, что М.Вебер считал этот дух не только свойством предпринимателей, но и наемных работников. Свидетельства рациональности в управлении, преданности хозяина своему делу как выполнение общественно значимого долга оправдывали положение дел в глазах работников. К тому же воспитание в духе протестантизма, по мнению М.Ве-бера,создавало благоприятную почву для развития хозяйства и повышения общего благосостояния. У работников, приверженных протестантской этике, “способность к концентрированному мышлению, а также приверженность идее “долга по отношению к труду” чаще всего сочетаются со строгой хозяйственностью, ввиду чего они принимают в расчет размер своего заработка с трезвым самообладанием и умеренностью,— все это необычайно повышает производительность их труда”**.
Весь опыт буржуазного развития показал, что рациональное ведение хозяйства несовместимо с “погоней за чистой выгодой”, учет “человеческого фактора” всегда оказывается “рациональным” как в рамках отдельно
•Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.- М., 1948.- С. 50.
•• Вебер М. Избр. произв.- М., 1990.- С. 83.
взятого предприятия, так и в рамках большого общества. Впрочем, между отдельными ячейками буржуазного общества и обществом в целом существуют немалые отличия и свои противоречия, которые подлежат регуляции в сложной, многоуровневой сети отношений, с которыми связана “срединная культура”, обеспечивающая стабильность общества и его постепенное развитие. На протяжении XIX—XX вв. в буржуазном обществе происходит ныработка специализированных ценностных ориентации и хозяйственной деятельности, а вместе с тем и внедрение в общественное сознание высокого престижа предпринимательства и подчиненного (руководимого) положения труда. В идеологических установках буржуазного общества, находящих постоянное отражение в массовой публицистике, утверждается имидж “капитана индустрии”, воплощающего дух предприимчивости, решимости и стремления к риску, соединенного с точным расчетом.
Культивирование духа предпринимательства — это не только частное дело бизнеса. Активным формированием хозяйственной культуры занимается и система образования, поставляющая подготовленные кадры, в вы-(окой степени заинтересованные в эффективном участи в производстве. На государственном уровне осуществляются различные программы, направленные, с одной стороны, на то, чтобы смягчить последствия социального расслоения и обеспечить выживание менее удачливых в конкурентной борьбе, а с другой — избежать поощрения “нерадивых” и “иждивенческих настроений” и сохранить низкий статус малообеспеченных слоев населения.
Следует отметить и то обстоятельство, что важным моментом в поддержании общественного престижа предпринимательства в большинстве стран является подчеркивание национальной направленности деловой деятельности, ее значения для усиления могущества страны и нозрастания ее богатства. Благодаря деятельности тех или иных компаний страна приобретает статус лидера или место в первой десятке научно-технического про-ipecca. Соединение духа предпринимательства с национальным духом оказывается важным средством сплочения общества.
Однако перечисленные выше содержательные характеристики хозяйственной культуры по разному встраиваются в общую культурную систему того или иного общества.
Духовные структуры буржуазного общества
Рост капитализма сопровождается и другими важными изменениями во всей системе культуры. Формирование новых принципов хозяйства, основанного на рыночных связях, потребовало громадного развития разделения труда и специализации в различных сферах деятельности. Уменьшается роль искусного труда и спрос на “мастера своего дела”, широкое распространение получает “частичный работник”, специализирующийся в узкой профессиональной области. Наряду с частной собственностью критерием ценности человека становится его профессия. Из марксистского анализа капитализма хорошо известно о социально-классовых противоречиях и атомизации общества, в котором рыночная конкуренция разъединяет людей. Процессы секуляризации подрывают влияние религии как интегрирующего начала. Религия все больше становится частным делом и может способствовать делу спасения. Ослабевают религиозные конфликты, но вместе с тем подрывается и ощущение единства верующих. Однако эти процессы не означают разрыва общественных связей, но они во многом меняют характер. Единство общества в большой степени складывается как национальное единство. Какой бы степени ни достигало классовое расслоение, формирование новых хозяйственных отношений означало значительную интенсивность контактов между людьми, что требовало установления общих норм и правил, а также общего языка как важнейшего средства коммуникации.
Рост просвещения. В принципе всякая мировая религия в классическом состоянии может обходиться сравнительно небольшой образовательной элитой, умеющей читать и интерпретировать священные тексты и некоторый объем преданий, применять канонические законы для регуляции отношений между верующими. Но Рефор
мация означала индивидуализацию ответственности человека за свои поступки. Не столько церковь и священник, сколько он сам должен отдавать себе отчет в их соответствии Священному Писанию. Для этого надо было прежде всего знать это Писание. Поэтому проте-i 1антизм возвел чтение Библии и размышления над ней и ранг обязательного предписания и вменил в обязанность пасторам разъяснять Библию прихожанам. Чтобы добиться этого, нужно было, во-первых, перевести Биб-чию на живые языки, во-вторых распространить грамотность. Поэтому Реформация обычно совпадает с расширением начального обязательного образования.
Однако дело было не только в знании Библии или умении читать популярные проповеди. Именно широкое распространение самостоятельной оценки священных тек-< юв и догматов, интериоризация религиозных норм прицел и к растущей секуляризации общества, больше не нуждавшегося во всеобъемлющих институциональных санкциях со стороны церкви и все больше переходившего на | ражданско-правовые формы регуляции, к которым божественная воля не имела прямого отношения. Но именно ' 1 о обстоятельство привело к ослаблению влияния универ-• алистских духовных принципов и складыванию национальных культур. Подрывая приоритет надмирских авторитетов, капитализм вместе с тем стирал прежние локальные границы и местные различия, содействуя формированию общей культуры, главным носителем которой выступает национальный язык. Рост горизонтальной социальной мобильности, т.е. перемещение населения между городом и деревней и разными районами, сближает различные |руппы населения. Вместе с тем происходит и культурное сближение по вертикали, так как слои, имеющие разное имущественное положение, тем не менее общаются в рамках одной и той же профессиональной деятельности. Носителем единых национальных языков становится не только религиозная, но и художественная литература. Именно и этот период, в XVII—XVIII вв. формируется национальная литература Англии, Франции, Германии.
Развитие производства означало введение все более “.южных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Эти же тех нологии требовали более точных и многообразных знаний об обществе и производстве.
Просвещение способствовало устранению многих средневековых пережитков в сфере права, судопроизводства, в релгии, искусстве, морали, политической культуре. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как все более широкие слои населения пользовались правовой защитой, приобрели возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к достижениям общей культуры.
Важным сдвигом в культуре Запада XIX в. стало утверждение в идеологии, искусстве и философии принципа реализма. Мифологическое и религиозное мировосприятие замещается признанием действительности, которая требует учета обстоятельств и преодоления иллюзий. Утверждалось утилитарное мышление, тесно привязанное к потребностям реальной жизни.
Просветительство и реализм постепенно перенимают у духовной литературы функции социализации, выработки ценностных ориентации.
Формирование национальной культуры. Как мы видели в гл. VIII, нации складываются в ходе утверждения в обществе принципов взаимной коммуникации,относящейся как к производственной (и торговой), так и политической и культурной сферам. Утверждение хозяйственного рационализма и прагматизма вело к ослаблению влияния универсалистских духовных принципов, носителями которых выступали мировые религии в сложившемся интегративном варианте. В XIX в. эти процессы интенсивно охватывают всю Западную Европу, что приводит к крушению династического или имперского принципа государственности и территориальных границ и формированию государств-наций. В XX в. процессы национального самоопределения охватывают и другие континенты. Утверждение национального единства означало сглаживание внутренних различий,границ и барьеров.
Но одновременно это означало утверждение более жестких границ между национальными общностями, что приводило к межнациональным войнам. Именно под французскими знаменами сражались и побеждали армии Наполеона, а в морском сражении под Трафальгаром ад
мирал Нельсон произнес знаменитую фразу: “Англия ожидает, что каждый выполнит свой долг”. Однако и поражения тоже терпели нации во все более ожесточенных конфликтах. На протяжении XIX и первой половины XX в. соперничество переносилось на колониальные пространства. В XX в. межнациональные войны переросли в две мировые войны, что сделало очевидным ограниченность национализма в военно-политическом плане. Но в хозяйственном и культурном аспектах национализм выступает как характерный признак капитализма вплоть до позднего периода, когда зрелое капиталистическое общество переходит в постиндустриальную фазу.
Гражданское право как компонент социокультурной регуляции. Религиозная реформация сопровождалась ожесточенными конфликтами между разными конфессиями, длительными и разорительными войнами, которые не вели к окончательной победе какой-либо стороны. После того как в 1648 г. в Европе был заключен так называемый Вестфальский мир, в межгосударственных отношениях стали устанавливаться принципы международного права, основанного на компромиссе и взаимном признании друг друга разными сторонами. Внутренняя жизнь европейских наций, как известно, изобиловала социальной напряженностью и конфликтами, вылившимися в серию революций и революционных движений, нередко подавлявшихся с огромной жестокостью. Но на протяжении XVIII—XIX вв. происходило постепенное укрепление правовой регуляции как межгосударственных, так и внутригосударственных дел. Постепенно был выработан правовой порядок, уравновешивающий социальные и национальные конфликты.
Перечислим основные принципы этого порядка:
1. Субъект правопорядка — прежде всего изолированный индивид, ищущий частную выгоду, обретаемую через взаимную “честную конкуренцию”.
2. Свобода и равенство возможностей, обеспечиваемые товарно-меновыми отношениями.
3. За каждой личностью признаются права на жизнь, свободу и собственность, что и составляет отношение личной независимости, но гарантией этой независимости является частная собственность.
Социокультурные характеристики зрелого индустриального общества
Решение обозначенных выше противоречий и конфликтов, которыми была отмечена жизнь индустриального общества, обреталось через сложное взаимодействие интересов различных социальных слоев, но вместе с тем через формирование новых принципов регуляции социо' культурной жизни, отвечавших тому значительному сдвигу, который происходил на позднем этапе развития индустриального обшества. Этот процесс обычно определяется как модернизация, основные характеристики которого мы рассмотрим в гл. XIV.
Техника индустриального общества и культура. Этот этап обычно обозначается как начало научно-технической революции, означающей соединение производительного труда с научным знанием. Первыми в этот этап вступили в 1914-1929 гг. США, затем в 30-50-х гг. Западная Европа, в 50—60-х гг. Япония, и позднее ряд других малых стран Дальнего Востока. В XX в. создание технико-экономической и социокультурной базы индустриального общества был осуществлен в Советском Союзе и других социалистических странах.
Интенсивное развитие техники вызывается тем императивом индустриального общества, который мы приводили в самом начале: необходимость утверждения преобладания накопленного труда над живым. Важная хозяйственная причина технизации заключается в том, что без новых технических средств производства невозможно обеспечить уровень потребления и образ жизни, достигнутый в других странах. Но важная политическая причина заключается в том,что в условиях национального соперничества более развитые в техническом отношении нации могут, защищая свои интересы, диктовать свою волю другим, менее развитым странам.
В культурном плане принято выделять две духовные причины, придавшие высокий престиж технической деятельности, что и привело к столь огромным результатам. Во-первых, это появившееся уже в период Возрождения представление о человеке как активном преобразователе природы. Во-вторых, это выработанная Просвещением
установка на преодоление пассивного созерцания внешнего мира как “Божьего творения” и утверждение ак-гивной роли разума в постижении реальности и его способности конструировать целесообразные орудия и механизмы воздействия на этот мир. Позднее эта установка привела к утверждению материализма как представления об определяющей роли материальных потребностей и ин-гересов. Наиболее полное выражение эта концепция получила в теории К.Маркса, который главное и самодовлеющее начало видел в производительных силах (земля, орудия труда, капитал, техника), а духовным факторам отводил вторичное и подчиненное место. Поэтому и религия представала у него как компенсация несовершенного бытия, как иллюзия, заменяющая человеку истинное понимание условий своего бытия. Конечно, марксизм не сводит к технике или к производительным силам в целом воздействие бытия на сознание, а раскрывает опос-редующее влияние общественных отношений на условия человеческого бытия. Последующая социология в общем преодолевает техноутопии, в которых техника и наука утверждаются как главная движущая сила, основа нового общества. Тем не менее влияние техники не сводится к введению различных чудесных приборов и технологий, воздействующих на окружающую среду. В ряде отношений подвергаются трансформации важные измерения человеческого бытия и самовосприятия мира.
Массовость производства. Дотехническое производство было связано с мастерством и было еще сродни искусству или ремесленному навыку, через который человек преодолевал сопротивление материала. Машинное производство заменяет ручной труд и воспроизводит вещи по единому образцу, благодаря чему достигается огромная скорость выпуска продукции (например, миллионы экземпляров газеты, печатаемой за ночь).
В индустриальном обществе динамика производства измеряется прежде всего по критериям количества и объема — в физическом или денежном выражении. Из области производства эти критерии распространяются и на остальные сферы. Размеры народного хозяйства измеряются величиной “валовой национальный продукт” (ВНП),при этом не обращается внимания на ущерб, при носимый другим странам, глобальной природной среде, внутреннее распределение этого продукта, т.е. на что израсходованы средства — на продовольствие или образование, на здравоохранение или вооружение, на то, насколько оправдывает себя гонка вооружений, космическая гонка, сколько стоит домашний труд, воспитание детей и т.д. Правительства следуют девизу “Рост любой ценой” и идут при этом на риск экологической и социальной катастроф. Ведущие отрасли промышленности — “крупные” и “тяжелые”. Но и в “легких” продукт измеряется прежде всего количественными параметрами, а качество — условие максимализации количества.
Важной предпосылкой массовости стала стандартизация, которая охватила не только собственно производственную сферу, но также и сферу потребления и образ жизни, включая и массовую культуру. Стандартами определялись и т.ребования к рабочей силе, образованию, управлению, поведению.
Потребление энергии как критерий уровня жизни. Взамен естественных источников энергии (человек, животные, сила ветра и воды) техника использует новые источники, которые позволяют осуществлять грандиозные проекты, превосходящие все, что рисовалось художественному воображению прошлых эпох. Если символ средневекового города — крепость, собор или ратуша, то для современного города — это ночные огни небоскребов и потоки машин. Автомобиль стал не только средством передвижения, но и символом престижа, непременной принадлежностью образа жизни. Ставка на энергию породила и тот порыв научного и технологического творчества, который привел к открытию ядерной энергии и созданию ядерного оружия, самого зловещего достижения XX в.
Мир как функциональная предметность. Форма и структура предметов, изготавливаемых для технических целей и при помощи техники, определяются их функцией, а не эстетическими критериями, соображениями стиля, гармонии, следованием “школе”. Поэтому природные или социальные объекты, да и сам человек, рассматриваются в их практической рациональной значимости, через сумму характеристик, соотносимых с общественным производством.
Постоянный разрыв с традицией. Техника требует постоянного разрыва с прошлым, она обращена к упорядочиванию настоящего или к будущему. Ей не нужны первоначальные образцы, которые обречены на моральное устаревание. Эстетизация машинной техники породила в начале XX в. в России и Италии течение футуристов, стремившихся ниспровергнуть искусство прошлого и выразить восхищение функциональностью техники, подчиняющей себе человека, и упоение движением, покоряющим пространства.
Новые коммуникации (масс-медиа). Техника связи в огромной степени помогала преодолению прежних барьеров между обществами, прежде всего пространства, обеспечив возможность быстрой и эффективной связи на гигантские расстояния. Это способствовало разрушению прежних политических и культурных границ, ускорению процессов общения, огромному влиянию мировых культурных центров на глобальную периферию.
Модели мышления. Массовое распространение техники потребовало принципиального изменения человеческого мышления. Уменьшается роль антропоморфных образов, гуманитарных принципов. Их оттесняет естественно-научный подход к миру природы, обществу и человеческой деятельности. Как мышление, так и сам язык приобретают все более абстрактный характер, отодвигая реалистичную образность,— репрезентативность и метафоричность, свойственные донаучному миру. Общественные проблемы, когда-то облекавшиеся в богословские представления, затем увязываемые с просве-тительско-гуманистическими ценностями, все более стали выражаться в терминах естественных наук — физических (энергия, сила, движение, динамика и т.д.) или биологических (эволюция, рост, органическая структура и функция). Вплоть до последнего времени эти термины составляют язык социологии.
Новые принципы социально-технологической организации деятельности охватили не только крупную индустрию, но распространились на все сферы жизни. Пассажирский транспорт, потребительская торговля, сфера услуг, ежедневный досуг и развлечения, туризм и даже всевозможные хобби стали превращаться в соответству ющие отрасли массового производства, нацеленные на извлечение прибыли и действующие по принципу строго рационализированного, индустриального механизма.
Этот процесс захватил и сферу духовной культуры. Из деятельности, где художник и мыслитель считали себя подотчетными лишь высшим принципам красоты, духовная культура превратилась в индустрию массового сознания.
Функциональные ценности индустриального общества
Сложный механизм промышленно развитой системы требует для своего поддержания не только соответствующей социальной структуры, разделяемой прежде всего на различные категории рабочего класса и предпринимателей (или бюрократическое начальство) различного уровня, но и соответствующей политической системы, которая в нормальном состоянии обычно имеет демократический характер. Для ее поддержания необходимо также и адекватное духовное обеспечение в виде системы норм и ценностей, обеспечивающей осознанное и активное участие населения в необходимых видах жизнедеятельности, выполнение должного разнообразия ролей и обеспечения согласия между различными слоями и группами.
Приоритет производственной сферы, связанной с промышленным производством, придает особое значение поддержанию тех ценностей, без которых не может быть обеспечено полноценное участие “социальных партнеров” или “участие в общем деле”. Рассмотрим основные ценности, присущие буржуазному индустриальному обществу":
1. Достижение и успех — ценности, в соответствии с которыми культура буржуазного общества подчас получает определение достижительной. Неслучайно так популярны в ней рассказы о том, как кто-то вырвался из
* Нижеприведенный список ценностей составлен по текстам западных, преимущественно американских, учебников по социологии.
бедняков в богачи, из бедной эмигрантской семьи в высокооплачиваемую “звезду” массовой культуры.
Измеряются эти ценности финансово-экономическими критериями. Однако нельзя сказать, что методы приобретения богатства при этом игнорируются. Разоблачения в неуплате налогов или причастности к наркобизнесу вызывают громкие скандалы. Но одной из основных проблем буржуазного общества остается согласование ориентации на успех с нормативностью поведения. Постоянный успех массовой литературы о преуспевании, достигнутом нечестными, аморальными или прямо преступными методами, свидетельство того огромного напряжения, в котором держит ориентация на успех многих рядовых людей буржуазного общества. Богатство остается самоценностью, но за моральными нормами сохраняется признание, жгучий интерес вызывает механизм их постоянного нарушения при сохранении показной благопристойности и добропорядочности.
2. Частная собственность. В системе ценностей буржуазной личности центральное место занимает обладание собственностью, обеспечивающей право гражданства в мире собственников. Превращение частной собственности в основу социального взаимодействия придает общественным отношениям обезличенно-формальный характер. Отношения между людьми подменяются отношениями капиталов, доходов, имущественных статусов. Поэтому личностного осуществления человек ищет за пределами собственно производственных отношений, в сфере услуг, освобождаясь от принудительности закона постоянного роста капитала, от жесткой конкурентной борьбы, в которой выживает сильнейший, т.е. преуспевающий в погоне за прибылью. В широко известной книге Э.Фромма “Иметь или быть?” (М., 1988) уже в самом названии сформулирована дилемма, занимающая умы многих людей буржуазного общества.