Трудовой метод в психологическом изучении профессий

Сущность трудового метода состоит в том, что психолог, изучающий профессию, объединяет в своем лице и человека, знающего и владеющего данным видом деятельности, и человека, умеющего его анализировать.

В отличие от интроспекции трудовой метод изучения профессий, предложенный И.Н.Шпильрейном, предполагает обязательное соотнесение данных самонаблюдения с объективным содержанием трудовых задач, условиями протекания трудовой деятельности. Самонаблюдение в трудовом методе основывается и направляется данными об объективном содержании трудовой деятельности, условиях и средствах ее выполнения, которые могут получаться и другими методами (наблюдением, опросом, анализом документации и т.п.).

Процедура исследования профессии трудовым методом. При использовании трудового метода психолог овладевает допустимым минимумом профессиональных навыков, систематически изучая их в реальных условиях, ведя дневник наблюдений по определенной форме и заполняя его ежедневно в конце рабочего дня (ниже – см. подробнее).

Протокол наблюдений строится по схеме, включающей пять основных пунктов: 1 – описание рабочего дня; 2 – указание наиболее трудных моментов; 3 – протоколирование явлений упражнения (автоматизации) трудовых действий; 4 – протоколирование явлений утомления; 5 – указание дефектов в организации труда и в инструктировании работников.

Рассмотрим более подробно содержание некоторых из этих пунктов:

Описание рабочего дня – это дневник всех переживаний и случайностей, происходящих в течение рабочего дня, по возможности беспристрастное изложение событий и особенностей трудовых действий. Например, следует отмечать и нелестные замечания мастера-руководителя типа: «Не сидеть сюда пришли, а работать», когда исследователь сам присел у станка, и тот факт, что в процессе работы постоянно забывается последовательность манипулирования с органами управления.

Анализ трудных моментов в работе при освоении профессии позволяет изучить их не «в поперечном разрезе», как трудности, тормозящие работу обученных работником, а «в разрезе овладения профессией», что дает возможность говорить о «поворотных пунктах», по которым, собственно, следует судить о главных трудностях профессии. Отсюда можно сделать ряд указаний для улучшения методов обучения. Например, в работе столяра важную роль играет умение правильно направить пилу; при обучении ткачих важную роль играет приобретение навыка связывать нитки тонким узлом и т.п.

При протоколировании явления упражнения отмечают все те облегчения, которые проявляются в день ведения протокола относительно предыдущих дней, например, моменты «внезапно появившегося ощущения облегчения». Особое внимание обращается на явление автоматизации, то есть на такие изменения трудового процесса, при которых трудовые движения, прежде требовавшие сознательного напряженного внимания, начинают протекать автоматически.

В протоколах исследователей явление автоматизации отражается, например, в том, что правильное движение руки начинается прежде, чем осознается сигнал, требующий второго движения, тогда как в начале обучения постоянно приходится напоминать о том, какое движение является адекватным текущей трудовой операции.

Данные о явлениях упражнения особенно ценны при сравнении упражняемости различных действий. Одни из них «упражняются вдруг, то есть переход от необходимости сознательного контроля над работой к полному овладению происходит внезапно», в других случаях происходит процесс последовательного овладения трудовыми движениями. В некоторых трудовых процессах явления автоматизации проявляются в том, что выполнение последовательности нескольких операций регулируется как бы «общим импульсом», при этом каждый предыдущий трудовой акт является сигналом последующего.

При протоколировании явлений утомления следует выделять две группы явлений: 1 – субъективные проявления и 2 – внешние поведенческие проявления утомления.

Обобщение материалов протоколов является исходной базой для выработки конкретных рекомендаций по научной организации труда.

Естественно, что в рамках практикума (учебного выполнения задания) трудовой метод не может использоваться в полной мере, однако отдельные его элементы, в частности, первичное формирование навыков на простейших профессиях (или даже на простых элементах более сложных видов профессиональной деятельностиН.П.) могут быть продуктивными при составлении ориентировочного психологического анализа деятельности.

Схема выполнения задания:

1. Выделить относительно несложную трудовую задачу и получить инструкцию о способах ее выполнения от мастера, бригадира, начальника отдела или просто от «начальника».

2. Отработать на изучаемом рабочем месте 2-3 смены (2-3 дня), ведя регулярно протоколы наблюдений после окончания работы.

3. Дать анализ результатов работы по протоколам и с использованием данных других методов анализа рассматриваемого труда.

4. Разработать конкретные предложения по организации (оптимизации) данного профессионального труда и для обучения по данной профессии.


Задание 7. Подготовить аннотацию статьи Пряжникова Н.С. «Основы организации и планирования профориентационной работы в школе» («Психологическая наука и образование», 2004, №4).

 

Задание 8. Исходя из общих требований к организации рабочего места оператора, попробуйте обрисовать «идеальное рабочее место» для психолога-консультанта, использующего в психодиагностике клиентов компьютерную технику.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: