Профессиональное развитие личности

Раздел II.

Раздел I.

Предмет, задачи и истории развития ППО

Отрасли психологии:

· Теоритическая (фундаментальная) – общая, социальная, зоопсихология

· Прикладная психология – педагогическая, психология труда, клиническая психология

ППО – исследует психологические механизмы, обучение, воспитание и овладение профессией в системе профессионального образования.

Концептуальные основы ППО

1. Психика развивается в процессе деятельности, входе присвоение социального опыта накопленного человечества. Лев Семенович Выготский

2. Деятельность и сознание едины.

3. В процессе развития человек овладевает своими психическими функциями, средством овладения является речь.

4. Развитие психики происходит скачками, чередуются периоды количественных и качественных изменений.

5. Личность – это целостное психологическая структура, формирующаяся на основе усвоение общественных форм сознания и поведения.

6. Обучение является основной причиной развития. Оно эффективно, если учитывается возрастные и индивидуальные особенности.

7. Учебная деятельность – это особый вид деятельности ведущей на определенном этапе развития личности.

8. Обучение характеризуется, как активное взаимодействие, между обучающим и обучающимся.

Проблемы ППО

1. Проблема содержания профессиональной подготовки.

2. Проблема организации профессионального образования.

ü Принципы организации профессионального образования

Ø Соответствие современным мировым тенденциям

Ø Фундаментализация профессионального образования

Ø Индивидуализация профессионального образования


Задачи ППО

1. Изучить возрастные и индивидуальные особенности личности в системе профессионального образования.

2. Изучение человека, как субъекта профессиональной деятельности его жизненного и профессионального пути.

3. Изучение психологических основ профессионального обучения и воспитание.

4. Изучение психологических особенностей разной видов деятельности

Направление исследование в ППО

1. Разработка профессиограмм (научное описание профессий) и психограмм.

2. Изучение закономерностей формирование профессиональных умений и развитие способностей.

3. Исследование изучение условий совершенствование профессионального умения и развитие способностей.

4. Разработка теоритических психологических проблем профессионального обучения.

14.09.12.

Лекция 2

Этапы развития ППО

Этапы:

1. Психотехнический.

Психотехника – наука о работающем человеке, синтезирующая знания из физиологии, гигиены, социологии, психологии и других наук о труде.

A. Профессиональный отбор, профессиональное консультирование, профессиональное обучение, борьбы с утомлением, и производственным утомлением.

Научное исследование:

ü Изучение профессий и составление психограмм – это упорядочивание описание профессионально важных качеств.

ü Разработка тестов для оценки профессионально важных качеств.

ü Изучение профессий – профессиография

Центральный институт труда (ЦИТ) руководил им Гастев А. К.

Решались задачи массового профессионального обучения – это формирование биологических и биомеханических установок, соответствующих установочным стандартам. Программированным реакциям и движениям приспособленные к механизму и образующую комплекс реакции живого работника и машинных движений.

B. Основной проблемой стала реконструкция профессий разработка типологий профессий и выделение новых признаков и требований работников.

Задачи:

ü Формирование обобщенных знаний умений и навыков – политехнизм.

Основные ученые, которые внесли вклад в развитие ППО:

ü С.Л. Рубинштейн, изучал осмысленную деятельность как основу связи как человека с миром

ü Н.А. Бернштейн, изучал психологическую природу произвольных движений экспериментальным путем.

Постановление «О педологических извращениях» Наркомпросса 1937 года. – Остановила развитие психотехники и педологии.

2. 30-50е годы.

Основная проблема:

ü Проблема профессионального мастерства, то есть выявление закономерностей формирование и совершенствование трудовых умений и навыков.

Направление исследований:

ü Разработка инструкционных карт - последовательность работы.

ü Изучение динамики, формирование производственных навыков.

ü Изучение изменений формирования навыков под влиянием мотивов, самоконтроля знания результатов и т.п.

ü Изучение изменения навыков после обучения.

ü Изучения возможностей переноса и обобщение навыков.

Был сделан вывод, что профессиональные особенности формируются в деятельности. Процесс формирования зависит не от количества упражнений, а от организации деятельности. Она должна быть активной, целенаправленной, сознательная имеющая смысл.

3. 50-70е годы.

Основная проблема:

ü Формирование развития активной творческой личности специалиста.

Основные направления исследований:

ü Разработка основ программированного обучения на основе теории поэтапного формирования умственного действий П.Я. Гальперин.

ü Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. изучали основные изменения личности.

ü Изучение сложных видов труда, летчики, операторы, диспетчер и т.п.


4. 80-90е годы.

Основная проблема:

ü Изучение личности, как фактора надежности и успешность профессиональной деятельности. Надежность – постоянство, уверенность.

ü Ананьев Б.Г., Платонов К.К. – рассматривали особенности личности, как важнейшую детерминанту профессионального обучения.

Основные исследования:

ü Анализ профессиональных качеств личности

ü Исследование формирования профессионально важных качеств (ПВК) в профессиональной деятельности.

ü Изучение профессиональной самооценки и устойчивости и другого как регулятора профессиональной деятельности

Проблема самоопределения в условиях рыночной экономике в настоящее время Актуальным стало изучение кризисов и безработицы.

21.09.12.

Лекция 3

Труд как особый вид деятельности человека.

Деятельность в широком смысле – это способ существование человека и общество в целом.

Особенность деятельности – это активное отношение к миру направленное на целесообразное изменение и преобразование.

Деятельность в психологическом узком смысле – это совокупность процесса реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением.

Виды деятельности:

ü Общение

ü Игра

ü Учение

ü Труд

Процессы деятельности:

ü Преобразование мира субъектам (опредмечивание)

ü Изменение человека или субъекта за счет впитывание части предмета мира (распредмечивание).

Основные характеристики деятельности:

ü Предметность

ü Социальная общественная природа

ü Опосредованность(с использованием средств)

ü Целенаправленность (запланированному результату)

ü Инициированность субъекта

ü Продуктивность

Структура деятельности:

ü Побудительные

Ø Потребность

· Биологические

· Социальные

Ø Мотив

Ø Цель – образ будущего результата деятельности

ü Исполнительные

Ø Действие осознаются человеком

Ø Операции не осознаются человеком

Условие деятельности:

ü Внешние условия

ü Внутренние условия

Части деятельности:

ü Ориентированная часть – анализ ситуации и возможности

ü Исполнительная – включает реализация намеченных целей

ü Контролирующая и корректирующая, оценка, достигнута ли цель

В ходе развития деятельности ее структурные элементы видоизменяются:

ü действие может стать операцией и наоборот

ü действие может стать деятельностью

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезных материальных и духовных продуктов. Протекает в обязательно организационных формах.

Мотивами труда являются:

ü Чувства долга

ü Ответственности

ü Материальный интерес

ü Интерес к результату или процессу

ü Привычка трудиться

Психологические признаки труда (Климов Е.А.):

ü Сознательное предвосхищение, социально ценного результата

ü Сознание обязательность достижения заданного результата

ü Владение внешними и внутренними средствами деятельности

ü Ориентировка вмежлюдских производственных отношениях

Развитие представление о смысле труда:

ü Труд, как условия выживания

ü Труд как обязанность и долг человека

ü Труд как производственная техническая необходимость

ü Труд как условие социального статуса

ü Труд как личностная потребность и условие развитие человека

Трудовая деятельность состоит из двух сложных образований:

ü Объект труда (трудовой процесс)

ü Субъект труда человек или группа людей

Структура объекта труда:

ü Предмет труда, социально фиксированная система признаков объекта труда, которыми мысленно или практически оперирует в ходе профессиональной деятельности

ü Средство труда

ü Цели труда

ü Условия труда или профессиональная среда

Субъект труда:

ü Внешняя структура, включает в себя деяние, целостный этап трудовой деятельности психологические действия и операции

ü Внутренняя структура, личностные характеристики, мотивы ценности и так далее. Психологические характеристики

ü Психофизиологические характеристики

Типы трудовых или профессиональных действий:

ü Двигательные или психомоторные действия

ü Перцептивные или действия восприятия

ü Мнемические – приемы запоминаия

ü Имажитивные(= образ)

ü Логические

ü Действие контроля

ü Интерперсональные

28.09.12.

Лекция 4

Теории мотивации труда

Понятия мотивация

1. Мотив = потребность

2. Переживание потребности и ее удовлетворения

3. Мотив как предмет потребности

4. Мотивация – это сложное объединение движущих сил поведения, представлены субъекту в виде потребности интересов влечений целей, идеалов, непосредственно обусловливающих человеческой деятельностью

5. Мотивационная сфера, включает в себя аффективную и волевую сферу, представляет собой совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности

Структуры компоненты мотивации (по Додонову Б.И.)

1. Удовольствие от самой деятельности (игра)

2. Значимость для личности непосредственного результата деятельности (печет пирожки, строить дом)

3. Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность

4. Принуждающее давление на личность

Виды мотивов труда:

1. Стимул – это внешние объекты события, отношения, вещи (зарплата, удобный график и т.п.). Несвязанные с содержаньем труда, и несвязанные с потребностью человека

2. Удовлетворенность трудом – это возможность систематически удовлетворять в труде свои главные потребности

3. Профессиональные интересы:

ü Эмоциональное предпочтение человека освоенью новых видов знания

ü Интерес как разновидность мотива

4. Профессиональные склонности – это эмоциональные предпочтения человека определенных видов занятия, деятельности связанные с профессией (нравится готовить пищу, нравится ремонтировать машину)

5. Продуктивность труда показатель успешности, признаки которого высокие качества и скорость работы

История исследования трудовой мотивации

1. 1918 год – Ч. Мейерс директор Лондонского института индустриальной психологии. Если работникам интересно работать, то они без дополнительных затрат будет работать более продуктивно.

Д. Фрайер исследование удовлетворенности и интересов

2. Теория мотивации А. Маслоу

3. Фредерик Герцберг двухфакторная теория мотивации последователь Маслоу.

ü М-факторы, заставляют работать более интенсивно и эффектно, возможность карьерного роста, высокая зарплата и признания

ü А-факторы создают, приятную атмосферу в труде делают, работу привлекательней, отсутствие грязи, шума, хорошее отношение с коллегами и руководством, удобное расположение работы.

4. Развитие концепции гуманизации труда

Принципы концепции

ü Труд должен быть естественной потребностью человека и приносить ему удовлетворения

ü Необходимо проектировать виды работы, приносящие человеку удовлетворенность

ü Необходимо изменять способы работы, которые порождают неудовлетворенность

5. Методология психоанализа Д. Мак-Клелланг, использовал проективную методику ТАТ для изучения труда мотива.

ü Потребность достижения, мало осознанное побуждение действовать максимально качественно и эффективно. Стремление к сложенным задачам, преодоление трудности, индивидуальные формы работы.

ü Потребность во власти – стремление оказывать влияние на других и публично заявлять о себе, склонность к агрессивным действиям поиск руководящих позиций и любовь к престижному

ü Аффилиация – стремление к теплым дружеским связям и отношениям, групповые формы работы, чувствительны к оценке других, избегают соревнования

6. Дж. Аткинсон более подробно изучал потребность достижения, считал что это разновидность само актуализации. Проявляется в двух видах побуждения:

ü Стремление к успеху, вызывает действия, ведущие к достижению результата

ü Стремление к избеганию не удач подавляет выполнение действий способность привести к провалу. Проявляется к избеганию содержащее потенциальную угрозу

7. Виктор Врум – теория ожиданий, (мотивация = усилие результат)*(результат вознаграждение)*валентность вознаграждения

8. М. Чиксентмихайя, обладает особое состояние – «поток». Состояние зависит от опыта человека и трудности задачи

труд

опыт

апатия скука

05.10.12

Лекция 5

I. Теории жизненного пути:

Шарлота Бюлер, она определила 5 фаз:

1. До 16 до 20 лет, предшествует самоопределению личности идет по пути, который кто-то другой выбирает для личности

2. 16-20 – 25 лет – фаза проб и ошибок, жизненные цели не реалистичны и подвержены изменению

3. 25-30 – 40-45 лет – фаза зрелость, построение семьи и определение с профессией, желание реалистичны, устанавливается самооценка, т.е. она становится устойчивая.

4. 45-50 – 65-70 – стареющий человек, завершается профессиональная деятельность из семьи уходят дети, усиливается склонность к мечтам, одиночество и прекращается постановка жизненных целей

5. 65-70 – смерть – распад семьи, ослабевают и исчезают социальные связи, обращение к прошлому тревога предчувствие конца и желание покоя


Исследование позволило сделать выводы:

1. профессиональное созревание это процесс, который длиться всю жизнь

2. профессиональный путь человека и его этапы неразрывно связанны с возрастным развитием и общим становлением личности

II. Этапы профессионального пути Д. Сьюпер, основанием деления этих этапов было актуализация Я - концепция, определение способностей и склонностей.

Этапы:

1. Рост от рождения до 14 лет – определение способности и интересы

2. Исследование 15 – 24 лет – определение интересов и способностей простых видов профессиональной деятельности. Планирование профессиональной деятельности

3. Упрочение карьеры 25 – 44 сохранение выбора рода занятия, конкуренция стремление занять прочное положение в выбранной деятельности

4. Сохранение достигнутого 45 – 64 – усилие по сохранение положения на производстве или службе

5. Спад снижение физических и умственных сил

III. Этапы профессионального пути Г. Хейвигхерст основание для определения установок и трудовых навыков, позволяющих стать полноценными работниками

Этапы:

1. Идентификация работника от 5до7 лет формирование установок намерение работать в будущем

2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбие от 10до15 лет

3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности от 15до25 лет – выбор и подготовка к профессии

4. Становление профессионалов 25-45 лет – совершенствование профессиональной способности и мастерства продвижение по служебной лестнице

5. Работа на благо общество 40-45 – 70 лет – определение гражданской и социальной ответственности выполнение обязанностей перед обществом

6. Размышление о профессиональной деятельности.


IV. Фаза развития профессионала по Климову Е.А.

1. Предыгра до 3х лет – освоение и формирование психических функций простейших правил поведения и моральных оценок, которые становится основой приобщение личности к труду

2. Игра 3-6 – 8 лет овладение смысла профессиональной деятельности

3. Овладение учебной деятельностью от 6до12 лет – развитие самоконтроля, самоанализа, планирование деятельности

4. Оптация (с лат выбор) до 14-18лет – подготовка к труду выбор и планирование профессионального пути

5. Адепт – профессиональная подготовка

6. Адаптант – это вхождение в профессию от нескольких месяцев до 2х-3х лет

7. Интернал – это выполнение профессии на стабильном нормальном уровне

8. Мастер – это лучшие среди обычных и хороших работников

9. Авторитет – это лучший среди мастеров

10. Наставник – способность не только работать хорошо, но и обучать других

12.10.12

Лекция 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow