Министерство финансов Российской Федерации объявляет об урегулировании остатка обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1047-р Минфин России предложил всем кредиторам-держателям так называемых “долговых инструментов Лондонского клуба”, не принявшим участие в предыдущих операциях обмена, урегулировать остаток обязательств по этим инструментам на условиях указанного распоряжения Правительства Российской Федерации.
В результате, в конце 2009 года Минфин России заключил с кредиторами, принявшими данное предложение, договоры купли-продажи упомянутых ценных бумаг и осуществил перевод денежных средств в пользу кредиторов на общую сумму около 1 млн. долл. США в обмен на получение от них инструментов PRINs и IANs.
Долг перед Лондонским клубом представлял собой задолженность бывшего СССР перед частными коммерческими банками стран Западной Европы, США и Японии по кредитам, привлеченным Внешэкономбанком СССР до 31 декабря 1991 года.
|
|
В соответствии с условиями соглашений, заключенных Внешэкономбанком с банками-членами Лондонского клуба 6 октября 1997 года, задолженность по основному долгу была переоформлена в реструктуризированные кредиты “Principal Notes” (инструменты PRINs), а обязательства по процентам – в процентные облигации “Interest Arrears Notes” (инструменты IANs). При этом Правительство Российской Федерации 28 ноября 1997 года подписало Декларацию о поддержке Внешэкономбанка в части выполнения им своих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов.
В 2000 году с кредиторами Лондонского клуба были согласованы финансовые и юридические условия новой реструктуризации, предусматривающие обмен обязательств Внешэкономбанка (со списанием существенной части долга) на суверенные еврооблигации Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах.
Осуществленный в 2000-2001 годах обмен обязательств перед Лондонским клубом в сумме 31,7 млрд. долл. США (включая проценты) на еврооблигации явился крупнейшим финансовым событием. Проведенная операция стала уникальной как по своему масштабу – объему эмиссии высоко ликвидных рыночных инструментов (21,2 млрд. долл. США), числу участников (более 400 финансовых институтов), количеству долговых позиций (около 27 тысяч), так и степени льготности для Российской Федерации (списание 36,5% – 10,5 млрд. долл. США основной суммы долга). Всего Минфин России, действуя от имени Российской Федерации, сделал четыре предложения об обмене, которые были приняты подавляющим большинством (99,9%) кредиторов.
|
|
С осуществлением указанных расчетов в 2009 году завершен процесс урегулирования долга по инструментам PRINs и IANs в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 г. № 478 “Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов”.
В дальнейшем проведение переговоров с держателями, не предъявившими требования по принадлежащим им инструментам Лондонского клуба либо не принявшими сделанное в 2009 году предложение об урегулировании задолженности, не планируется.
Внешний долг России на декабрь 2005 (по данным РГ за 13.12.2005 со ссылкой на Минфин РФ):
Всего - 86,8 млрд.долл.
- в т.ч. странам Парижского клуба - 29,8 (в т.ч. долг СССР - 26,4)
- другим странам - 6,1%
- международным финансовым организациям - 5,8
- коммерческая задолженность - 2,2
- еврооблигационные займы - 31,5
- ОВГВЗ - 7,1
- по кредитам ВЭБ, предоставленным за счет средств ЦБ - 4,3.
Подробная структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 февраля 2010 года приведена в Приложении 3.
Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:
1) отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
2) отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
3) отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).
По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
1) другие государства;
2) международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);
3) Частные фонды – нерезиденты.