Глава I. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 9

1.1.    Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия. 9

1.2.    Системный подход к оценке конкурентоспособности предприятия. 17

1.3.    Сущность методов оценки конкурентоспособности предприятия. 27

1.4.    Особенности оценки конкурентоспособности торговых фирм. 31

Выводы по 1 главе 36

ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 38

2.1. Характеристика предприятия и анализ её внутренней среды.. 38

2. Анализ внешней среды торговой фирмы «Позитроника». 48

Заключение 68

Список используемой литературы.. 69

Приложение 1. 73

Приложение 2. 74



Введение

Актуальность исследования

Мировая тенденция развития и насыщения товарных рынков, усиления власти потребителей обусловила повышение значения торговли. Эффективное согласование спроса и предложения требует наличия торговых посреднических фирм, принимающих на себя важнейшие в настоящее время функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей.

Повышение роли торгового посредничества в организации доведения товара от производителя до потребителя поставило перед руководителями торговых фирм задачу не только оценки своей деятельности, выявления внутренних резервов совершенствования, но и анализа внешнего окружения, включая изучение конкурентов с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке.

Определение собственной конкурентоспособности с помощью современных методов является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Оценка конкурентоспособности необходима для выбора/привлечения партнера для организации совместного бизнеса (расширения сфер деятельности); привлечения средств инвестора; составления программы выхода фирмы на новые рынки сбыта и разработки стратегии дальнейшего развития. Кроме того, на основе результатов оценки конкурентной позиции фирмы на рынке, если рассматривать данный показатель в динамике, можно сделать выводы об эффективности реализации маркетинговой стратегии и о динамике развития фирмы в целом.

Под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) понимают возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг - обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. Возможность компании конкурировать на определенном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара (услуги) и совокупности экономических методов деятельности фирмы, показывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

На уровень конкурентоспособности фирмы важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособность компании - это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять устойчивые позиции на внутреннем и внешнем рынках.

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

· Качество продукции и услуг;

· Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

· Эффективность финансового менеджмента;

· Уровень квалификации персонала и менеджмента;

· Технологический уровень производства;

· Налоговая среда, в которой действует предприятие;

· Доступность источников финансирования.

Конкурентоспособность фирмы может быть оценена в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары-субституты. Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное, которое определяется, как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

Тема по анализу конкурентоспособности организации является очень актуальной сегодня для большинства фирм. Конкурентные преимущества фирмы в той или иной области определяют эффективность ее функционирования во внешней среде и ее потенциал к выживанию и дальнейшему развитию. Анализу факторов, составляющих конкурентоспособность фирмы и методов её оценки, посвящено множество работ как зарубежных, так и российских ученых, среди них: Д. Рикардо, И. Крависа, Дж. Ванека, М. Портера, М. Познера, К. Эрроу, Т. Левитта, У. Бролля, С. Хаймера, С. Киндлебергера, В. Премьера, X. Джонсона, Д. Тисса, Р. Кавса, Р. Коуза, П. Бакли, М. Кассона, Д. Даннинга, М. Перлитца, Г. Л. Азоева, А. П. Челенкова, В. Г. Юданова, П. И. Голубкова и т.д. В своих научных трудах они разрабатывали теоретические и методологические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий.

Фирма «Позитроника» специализируется в сфере розничной торговли компьютерной техникой на рынке Челябинской области. В процессе осуществления коммерческой деятельности исследуемая организация встречается с рядом проблем, порождаемых как внешней, так внутренней средой. Основной задачей руководства фирмы является своевременное выявление сложившихся проблем, всесторонний анализ причин их возникновения и выработка основных направлений их устранения с целью улучшения конкурентных позиций организации. Основные проблемы рассматриваемой организации сконцентрированы в области формирования ассортиментной политики, неэффективном построении системы филиалов. Также настоятельно требуются внедрение новых стратегий организации взаимодействия с корпоративными клиентами на основе индивидуального подхода.

Объект исследования – деятельность фирмы «Позитроника».

Предметом исследования является конкурентное положение фирмы «Позитроника» по отношению к основным участникам рынка компьютерной техники города Миасса, факторы, определяющие уровень ее конкурентоспособности и потенциал фирмы по созданию конкурентных преимуществ.

Таким образом, целью дипломной работы будет анализ конкурентного положения и разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности торговой фирмы «Позитроника» на рынке компьютерной техники г. Миасса.

В качестве базы исследования выступает торговая фирма «Позитроника», г. Миасс.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

— Изучить теоретические основы формирования конкурентоспособности торговой фирмы;

— Выбрать инструментарий для оценки конкурентоспособности фирмы;

— Формирование списка конкурентов исследуемой фирмы;

— Описать основные тенденции рынка компьютерной техники,

—Собрать и проанализировать данные о деятельности исследуемой фирмы;

—Провести оценку конкурентоспособности исследуемой фирмы.

—Разработать систему практических мероприятий, направленных на создание конкурентных преимуществ организации на целевом рынке и ликвидацию «узких мест».

В ходе работы изучалась фундаментальная отечественная и зарубежная специальная литература по менеджменту и маркетингу, материалы специальных журналов, соответствующие проектные и законодательные материалы.

В качестве информационной базы для выполнения аналитических работ использовались данные, полученные при сборе информации по конкретной организации, вторичная информация СМИ.

Гипотеза работы заключается в том, что анализ конкурентоспособности, позволит выявить пути повышения уровня конкурентоспособности и как следствие повысится прибыль и рентабельность фирмы.

Практическая значимость состоит в том, что разработанные в квалификационной работе рекомендации и предложения по повышению конкурентоспособности для ООО «Позитроника», позволят расширить круг потребителей и сделать их своими постоянными клиентами. В любом случае следует помнить, что при прочих равных условиях фирма, добьется успеха, если будет удовлетворять потребности своих клиентов лучше, чем его конкуренты и не игнорировать требования рынка, а вести постоянную борьбу за своих клиентов.

Методы исследования: являются анализ научной и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование. В процессе работы применялись общенаучные методы исследования: экспертный опрос, наблюдение в торговли. Методология дипломного проекта включает в себя SWOT – анализ, эвристические метода бизнес-анализа, методы принятия управленческих решений, маркетинговые исследования, блиц-опрос основных конкурентов.

 



Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: