Прием антитезы как средство противопоставления Софье Молли Сигрим и леди Белластон

 

В романе есть два женских образа, резко противопоставленных Софье - Молли Сигрим и леди Белластон.

Молли Сигрим - крайне легкомысленная деревенская девушка, дочь Джорджа Сигрима (известного больше под именем полевого сторожа Черного Джорджа). Она была второй дочерью по возрасту из пяти. Молли слыла одной из первых красоток. "Но хотя Молли считалась красавицей и действительно была хороша собой, однако красота ее не отличалась большой нежностью. В красоте этой было очень мало женственного, и она подходила бы мужчине ничуть не меньше, чем женщине; правду сказать молодость и цветущее здоровье были ее главным очарованием". И если у Софьи душа придавала внешности еще больше прелести, то у Молли "характер был женственным не больше, чем наружность. Высокая ростом и сильная, она была смела и решительна".

Том Джонс испытывал страсть к Молли. И когда он перестал посещать дом Сигримов, то Молли "нашла способ попадаться ему на пути и вела себя таким образом, что молодому человеку надо было быть или пентюхом, или героем, чтобы ее старания остались безуспешным". В общем, "ее заветное желание увенчалось успехом".

Если Софья была скромна и добродетельна, то о Молли Фильдинг пишет: "Скромности в ней было так мало, что о добродетели ее Джонс заботился больше, чем она сама".

Когда выяснилось, что Молли беременна, то Том Джонс, как честный человек, решил жениться на ней, но он изменил свое решение, узнав о ее связи с философом Сквейром, и как выяснилось позже, не с ним одним.

Молли получала от Сквейра деньги, являющиеся для нее "лекарством, обладающим чудодейственной и испытанной силой прогонять дурное расположение духа и возвращать веселость и добродушие". Мать Молли "получала свою долю от доходов дочери и всячески ее поощряла и покровительствовала ей". "Однако старшая сестра полна была такой зависти и ненависти к Молли, что, несмотря на то, что ей кое-что перепадало, охотно пожертвовала бы этим, лишь бы погубить сестру и подорвать ее промысел".

Другой образ, противопоставленный Софье, - леди Белластон, это знатная дама, ее родственница.

Когда Софья решает бежать из дому, то вспоминает о леди Белластон: "Я ей так понравилась, что она настойчиво просила тетушку отпустить меня с ней в Лондон. Это дама видная, разыскать ее будет нетрудно, и я не сомневаюсь, что она примет меня хорошо и радушно".

Однако леди Белластон оказалась совсем не такой, какой представляла себе Софья, она была крайне развратной женщиной.

Леди Белластон была из тех людей, "которых захватывает вихрь страсти и увлекает далеко за границы, полагаемые приличием".

Софью она считала своей соперницей в отношениях с Томом, и всеми силами старалась "отвоевать" его у нее.

Такой контраст женских образов дает нам возможность еще лучше рассмотреть все достоинства Софьи. На фоне Молли Сигрим и леди Белластон характер и нежная душа Софьи еще чище, еще добродетельнее.



Заключение

 

Итак, рассмотрев воспитание Софьи, ее взаимоотношения с отцом, с теткой, ее отношение к Тому Джонсу и Блайфилу, противопоставление ей Молли Сигрим и леди Белластон, мы видим Софью очаровательнейшей девушкой.

С первого своего появления на страницах романа Софья очаровывает читателя красотой, и это очарование проявляется у нее в том, что она говорит, делает, чувствует. Ее душа чиста и непорочна, в ней все искренне: и любовь, и мысли. Красота внешняя необычайно гармонично сочетается с красотой внутренней.

Софья скромна, добродетельна, умна, не лицемерна. Она лишена пороков. В любой ситуации Софья проявляет здравый смысл, столь несвойственный ее полу, и это, пожалуй, одна из самых привлекательных ее черт.

Филдинг любит свою героиню и передает эту любовь читателю. И этот поразительно милый женский образ, безусловно, является идеалом женского характера в романе Филдинга.

А какая женщина является идеалом в наши дни? Обратимся к статье А. Гриценко: " Идеальная девушка XXI века: она всегда влюблена: в него и, конечно, в себя. Эта влюблённость заставляет её совершать безумные поступки и эпатировать всех вокруг своей смелостью. Она индивидуальна, и это выражено в её взгляде, излучающем уверенность, в каждом движении, в её поступках, в её сильном характере и темпераменте. Ей не нужны советчики, ибо она самодостаточна". Идеал современной женщины не уступает мужчине почти ни в чем, ей недостает женственности. Главное для нее - бизнес. Сейчас очень не хватает той гармонии, очарования, скромности, нежности... Вот почему образ Софьи актуален и в наши дни.



Литература

 

1. Гражданская З. Т. От Шекспира до Шоу: Англ. писатели XVI-XX вв.. -М.: Просвещение, 1992-191 с.

2. Кагарлицкий Ю. Великий роман и его создатель.

3. Михальская Н. П., Аникин Г. В. История английской литературы: Учебник для гуманитарных факультетов вузов. - М.: издательский центр "Академия", 1998. -516с.

4. Путеводитель по английской литературе./ Под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер/ Пер. с англ.:- М.:ОАО Издательство "Радуга", 2003.- 928 с.

5. История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. спец. вузов/ Л. В. Сидорченко. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Высш. Шк.; Изд. Центр "Академия", 1999. -335 с.

6. Алена Гриценко. Женщина и бизнес. Наблюдения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: