Философские школы Китая

КУЛЬТУРА КИТАЯ

Китайская культура — одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н.э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры. Во втором тысячелетии до нашей эры образовалось первое государство Шан-Инь. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов). На гадательных костях того времени обнаружены тотемические названия племен. Тотемом племени Шан являлась, по-видимому, ласточка. Но появилось уже и понятие бога - на одной из гадательных костей сам князь спрашивает согласия бога (возможно, небесного им­ператора Шан-ди) на закладку города.

В XII в. до н. э. государство Шан было завоевано племенем Чжоу, пришедшим с запада. Для обоснования законности власти императора в большом разноплеменном государстве впервые была использована идея его небесного происхождения. Доминирование этой идеи объяс­няет ту легкость, с которой в Китае принимали новые династии.

Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать де­вять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. По­явилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дра­кон и феникс. В XI—VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве прав­ления. В собрание включены и произведения, показывающие, как не­бо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и воз­водит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана — первого царя династии Чжоу. Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.

Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, ис­пользование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища, одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различий даже В языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.

 

Конфуцианство

Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно был общим для целой деревни: старейшины общины занимали и культовые должности. Простые китайцы имели в своем доме алтарь с табличками имен своих предков, предста­вители высших рангов строили специальные храмы. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному по­рядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу. Нормы семейных и нравственных отношений поднимаются до официального уровня. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования: для продвижения по службе чиновнику приходилось сда­вать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. нашего века).

Поскольку конфуцианство было идеологией иерархии на основе определенных кровнородственных связей, многие китайские царства считались "варварскими". Собственно китайскими считались "средин­ные царства". Отчасти отношение к другим народам как варварам сдер­живало захватническую политику верхов — не имело смысла владеть людьми, неспособными стать полноценными подданными. Земли варваров также считались непригодными для земледелия. Именно эта идеология замкнутости и необходимости обороны была воплощена в строительстве Великой Китайской стены (IV-III вв. до н.э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. Стена высотой от 5 до 10м и шириной,5-8 м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

Конфуцианство идеологически сдерживало и развитие института рабства. Первоначально он маскировался под видом "усыновления" и "залога детей". В истории Китая нередки случаи частичной отмены раб­ства, множество победоносных восстаний "низов", необычайно высок уровень социальной мобильности — вплоть до получения рабом высшего ранга знатности и превращения крестьянина в императора (в случае основания новой династии вождем восстания).

 

Философские школы Китая

В середине 1-го тыс. до н.э. возникло множество философских течений. С конфуцианством успешно конкурировал (и дополнял его) даосизм. Его основатель Лао-Цзы в форме афористических парадоксов рисовал умиротворяющую картину природы, в которой противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем. Государственную власть Лао Цзы включал в число четырех величественных сил мира, но возражал против возможности любых сколько-нибудь активных действий, нарушавших исконный социальный порядок. На практике даосские жрецы превратились в гадателей, шаманов, определяющих, например, соотношение злых и добрых сил в данной местности. Иногда по совету даосов люди покидали города и деревни или, наоборот, усиленно заселяли какие-то земли. Возможно, под влиянием даосизма верховным бо­жеством в конце эпохи Чжоу стало небо (Тянь).

Даосизм не поощрял активных действий, направленных на изме­нение существующего общественного строя.

На рубеже V-IV вв. до н. э. возникает учение иной направлен­ности — моизм. Его основоположник Мо Цзы выступал против разоб­щения на царства, на семьи — проповедовал необходимость всеобщей любви. Очевидно, моизм послужил идеологией борьбы за объедине­ние страны, которая закончилась созданием империи Цинь (221— 207 гг. до н. э.). Моисты критиковали порядок передачи ранга по на­следству, ратовали за возможность возвышения простого человека. В то же время, отрицая роскошь, моизм признавал удовлетворение лишь простейших потребностей человека.

В IV-III вв. до н. э. возникла школа легистов, которые хотели про­извол сановников как носителей высшего знания заменить законом. В это время во многих китайских царствах осуществляются социальные реформы. Так, Шан Янь в царстве Цинь ввел новое территориальное деление - на пятки и десятки, ликвидировал привилегии знати, давно не имевшей заслуг, ввел обязательный раздел больших семей, разре­шил свободно продавать и покупать землю, ввел новую систему ран­гов - за военные заслуги, но позже было разрешено и приобретение рангов за деньги. Переход к поземельному налогу в ряде царств прои­зошел еще в VI в. до н.э.

 

 

Искусство

Изменение социально-экономической ситуации привело к разви­тию искусств и ремесел. Бронзовые изделия делались сложнее и наряд­нее, применялась инкрустация из камней и цветных металлов; полу­чил и распространение бронзовые зеркала, украшенные золотом и се­ребром, резные диски и украшения из нефрита. Появились разнообраз­ные изделия из лака: полотняная или деревянная основа многократ­но покрывалась соком лакового дерева. Серебристые, красные и чер­ные узоры на этих изделиях состоят в основном из перистых завитков.

Вождь народного восстания Лю Бан (202 г. до н. э.), свергнувший династию Цинь и основавший династию Хань, вначале руководство­вался принципами даосского неделания (что выражалось, прежде всего, в мягкости налоговой политики). Но расцвет империи Хань был свя­зан с полным воцарением конфуцианства с характерным для него куль­том предков. Дороги к подземельям с гробницами знати охраняли ке­рамические фигуры зверей и обрамляли каменные пилоны. На стенах гробниц гравировались изображения стражей в длинных халатах, жи­вотных — символов сторон света (феникс, дракон, черепаха, тигр), ле­гендарные герои, сцены охоты, битв и даже покушений на императо­ров. Боги изображались в одежде чиновников. Ханьские погребения и дворцы украшались фресками, включая портреты, глиняными скуль­птурами (3 тысячи воинов в могиле Цинь Шихуанади).

Уже в период борьбы царств (IV-111 вв. до н. э.) постепенно скла­дывался общекитайский язык. Этому процессу содействовал и иерог­лифический характер китайской письменности: соотнесенность знаков с предметами, а не со словами, позволяла использовать их в раз­личных языках. Лишь к 1 в. до н.э. иероглифы приобрели почти совре­менные очертания (потеряли изобразительность).

Развитие с конца VIII в. до н. э. летописания, обогащение его ком­ментариями и опытом риторики привело к появлению во II — I вв. до н. э. первой сводной истории Китая - "Исторических записок" Сыма Цяня.

В конце IV в. до н. э. на основе народно-песенной традиции и ми­фологического материала поэт Цюй Юань создал крупные лирико-эпические произведения (аналог элегий и од) - "Скорбь отлученного", "Вопросы к небу". Один из первых людей государства Чу, он озабочен проблемами падения нравственности, отстаивает идею федеративного объединения китайских царств (объединение осуществилось в резуль­тате победы одного царства над остальными). Его последователь Сунь Юй (290-223 гг. до н. э.) также основывается на народном творчестве и ораторских традициях. В цикле "Девять изменений" он описывает свои настроения посредством аналогий со временами года. Его тяготение к даосскому мировоззрению сказывается и в независимой позиции по отношению к власть имущим. Оды поэта - это поэзия любовной то­ски, они рисуют идиллическую любовь на лоне природы.

Система имперского управления включала создание общегосударственных культов, основанных на народных традициях, в противовес местным аристократическим. Музыкальная палата Юэфу занималась сбором и обработкой народных песен. Возникли и авторские подража­ния фольклору — лирика в стиле юэфу.

Развитие театрализованных зрелищ привело к превращению акте­ров в особую касту, которой в столице был выделен особый квартал, но театр как таковой еще не возник.

В позднеханьской империи проживало около 60 млн. человек (1/5 населения земного шара). В крупнейших городах проживали до по­лумиллиона человек. Но этнический состав очень изменился. Корен­ное население в начале 1 в. н. э. сильно сократилось из-за ряда стихий­ных бедствий. В то же время большие массы переселились в погранич­ные округа. Туда же переселялись и кочевники, признавшие власть им­ператора (в частности, гунны и сяньби). После победы над цянами зна­чительные их массы были переселены в центральные районы империи. В конце III в. в столичной области "варвары" составляли более поло­вины населения. В начале IV в. в северную часть страны, ослабленную междоусобицами, начавшимися после распада ханьской империи, хлынули кочевые и полукочевые племена. Именно вожди этих племен возглавляли правительства сменяющих друг друга враждующих госу­дарств. Правительства этих царств копировали китайский чиновничий аппарат, опирались на китайских советников, но сохраняли свое обособленное положение. Возникает как бы двойное управление. Осно­вой хозяйства становятся индивидуальные земельные наделы, им противостояло крупное землевладение "сильных домов", имеющих свои воинские подразделения и подчинявших себе всю округу. Однако выс­ший слой "сильных домов" доступа к центральной власти не имел.

В I — II вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в V — VII вв.: в V в. в буддийских монастырях - 3000 человек, в VI в. — 82 700, в VII в. на севере страны в 30 000 монастырей около 2 млн. человек. С конца IV в. буддизм был признан государственной религией (что не вли­яло на отношение к другим религиям). Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи Будд.

Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии высекали хра­мы в скалах, строили башни и пагоды в честь буддийских святых. В пе­щерах и столбы высекались в форме пагод, фигуры Будд имели индий­ские очертания. Стены и потолки покрывали рельефы и фрески с бес­порядочно расположенными изображениями святых и небесных му­зыкантов. Но позже образы приобрели местные черты, проявилось чи­ста китайское мастерство линейного ритма. Первые пагоды (Сунюэсы, 523 г.) имели округлые очертания, как у индийских башенных храмов.

Под влиянием буддизма происходила аристократизация искусства, проявилась большая утонченность и субъективное начало. Стали изве­стными имена художников, около 500 г. написан первый трактат о живописи (Се Хе), возникают различные типы портрета.

Во времена династий Тан (618-907 гг.) и Сун (589-617 гг.) форми­руется централизованное государство с жесткой иерархией (что соответ­ствовало идеалу махаяны). Претенденты на чиновничьи, а потом и на военные должности должны были сдавать экзамены, демонстрируя свои философские и литературные познания. В принципе к экзаменам до­пускались все, кто не принадлежал к простому люду, но три четверти кандидатов были из семей знати и чиновников. Ориентация общества на необходимость сдавать экзамены вызвала развитие системы образо­вания: в столице имелось восемь училищ, существовали школы и учи­лища в уездных городах. Появились крупные библиотеки. Указом им­ператора учреждены две академии: Лес Кистей и Собрание Мудрых, открывается школа актеров Грушевый Сад. Во второй половине IX в. книги печатают с помощью резных досок, составлен словарь литератур­ного языка, активизируется перевод санскритских текстов. В связи с раз­витием международных отношений появляются труды по географии.

В конце VI — начале VII в. создан жанр литературной новеллы. В прозе долгое время господствовал "параллельный стиль", полный ли­тературных и исторических намеков. В начале IX в. конфуцианское, по сути, движение "за возрождение древности" (Хань Юй и Лю Цзунъюань) вызвало к жизни новые жанры с ярко выраженной поучитель­ностью. Появляются любовные, фантастические и авантюрные новел­лы, городская повесть, сказовый жанр, берущий начало в буддизме.

Поэзия этой эпохи считается едва ли не наивысшим достижением китайской литературы. Стихи сочиняли все: "Полное собрание танских стихов" включало произведения 2300 поэтов. Наиболее значительны­ми фигурами в поэзии этого времени признаны Мэнь Хаожань, Ван Вэй. В поэзии наряду с традиционным высоким жанром ши, создание которого приписывалось Конфуцию, расцветает в Х в. жанр цы, пред­назначенный для песенного исполнения. В этом жанре писали стихи Лю Юн, поэтесса Ли Цинчжао, Су Ши и др.

В пейзажах XI—XII вв. тончайшие оттенки туши позволяют постро­ить глубокую перспективу и в то же время объединить части изображе­ния одним цветовым тоном. Особенно поразительна способность ху­дожников использовать чистый фон для придания картине особого рит­ма. Иногда незаполненное пространство обретает действительный смысл: горы, сосны, крохотные хижины утопают в волнах тумана — на свитке Го Си "Осенний туман" (XI в.). Сливается с природой седая ста­рина: у древнего камня со стершейся надписью задумался усталый всадник на белом коне ("Читающий стелу" — Ли Чен, Х в.).

Пейзажи XII, XIII вв. лиричны и тревожны. Застыла сгорбленная фигурка в лодке, затерявшаяся на бесконечной плоскости воды ("Оди­нокий рыбак на зимнем озере" - Ма Юань). Наряду с грустными зим­ними пейзажами Ли Ди (XII в.) получают распространение и занима­тельные горизонтальные свитки, заполненные многофигурными бы­товыми и светскими сценами.

Веками совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шел­ку и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и кар­тины жанра "цветы и птицы" — правда, изображались и насекомые; и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой. На поэтичных кар­тинах Ван Вэя, уже упоминавшегося литератора, на золотистом шелке проступают едва намеченные черной тушью туманные дали. Именно его картины стали образцом для художников эпохи Сун.

 

Архитектура

Архитектура в период династии Тан приобрела монументальный ха­рактер. Города строились как крепости и были разделены стенами на ячейки (чтобы продолжать оборону и внутри города). Дворцы, состоя­щие из множества деревянных зданий под черепичными крышами с загнутыми углами, утопали в садах. Платформы зданий облицовывали камнем, колонны и балки покрывали красным лаком. Сложные узорные кронштейны перераспределяли нагрузку крыши на балки и слу­жили своеобразным украшением. Широкие выносы крыши затеняли окна от солнца.

Здания возводились на платформах; их основой служил каркас из столбиков и балок, стены возводились из глины, а со II в. до н. э. - из кирпича. Черепичные крыши украшали декоративные диски с поже­ланиями счастья и богатства. Самыми высокими были дворцовые зда­ния, рассредоточенные по городу и соединенные переходами и под­весными галереями. Дворцы строили из кирпича красного цвета, рас­положенные рядом административные здания — из желтого. Многие городские дома были двухэтажными. Столица ханьской империи Чанъань была обнесена стеной с двенадцатью воротами.

Пагоды строились на возвышенностях и даже в городе окружались зеленью. Наиболее знаменитой является Даньята — Больша пагода ди­ких гусей в Сиани (652-704 гг.). Квадратная и массивная, она достига­ет 60м в высоту. Украшение сведено к кирпичным карнизам, разделя­ющим здание на ярусы, арочным окнам и конической крыше.

Скульптура стала более пластичной. Наиболее известны из творе­ний этого периода статуя Будды Вайрочаны в Лунмыне (672—676 гг.), статуи монастыря Дуньхуан, выполненные из лессовой глины. Свирепо таращатся страшные духи — охранители входов, изящны фигуры танцовщиц и круглолицых бодисатв. Шедевром считаются шесть плит из погребения императора Тай-цзуна с динамичными изображениями лошадей

Фарфор и керамика эпохи Тан еще повторяют древние изделия из белой глины. Сосуды округлы и массивны. Это тяжелые белоснежные кувшины и чаши или зеленые с синими и желтыми пятнами. В погре­бениях сохранилась керамическая скульптура малых форм.

Города строились по осевому принципу и состоят из трех частей: дворцовые постройки, императорский город и внешний город. Жилые кварталы имели достаточно строгую планировку. Постепенно архитек­тура теряла свою монументальность и приобретала интимность и изы­сканность. Пагоды становятся выше и "легче" (например, Баочу в Ханчжоу). Декоративные сады воспроизводят в миниатюре дикие природ­ные ландшафты. В скульптуре начинают применять лак, сандаловое де­рево, металл.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: