Коррекционно-развивающих программ
1. Пояснительная записка наименование
направленность и уровень программы (цель, задачи, адресат) содержание (в общем виде)
актуальность программы для образовательного учреждения длительность программы условия реализации, показания и противопоказания к применению
способы взаимодействия специалистов (для комплексной программы) кто реализует (Ф.И.О., должность, звание)
2. Методы и средства (способы) оценки эффективности (результативности) программы
3. Основные требования (формулируется в зависимости от направленности программ)
к состоянию психофизиологического, психического и психологического здоровья
к динамике показателей психофизиологического здоровья
к уровню сформированности соответствующих функций, механизмов; нормам
функционирования органических систем
к уровню сформированности ключевых социальных компетенций, социальной адаптации,
успешной интеграции в социуме и др.
4. Список литературы, использованной при разработке программы.
|
|
ФОРМА 7. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа Данная форма является обязательной, если психологом выполняются данные виды работы.
Примечание 5.
1. В графе «Код обратившегося» - указывается код представленные в таблице№1;
2. В графе «Даты занятий» - количество колонок будет достаточно 6-8 (за месяц вряд ли
возможно большее количество занятий), если в каждой клеточке напротив фамилии ребенка
вы будете указывать число, когда проведено занятие и через / количество академических
часов, потраченных на работу с ребенком (взрослым);
3. В графе «Программа занятий» - вы можете использовать свою кодовую систему
названий программ;
4. В статистическом отчете за месяц в графе «Общее количество проведенных
индивидуальных занятий» подсчитывается общее количество академических часов,
затраченное на всех клиентов.
Приложение 3.
4.1 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ИЛИ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА.
Индивидуальные коррекционно-развивающие программы оформляются в соответствии с
теми же требованиями, что и программы групповой коррекционно-развивающей работы.
Обращаем ваше внимание, что индивидуальные программы разрабатываются не на каждого
конкретного ребенка, а по отдельной проблеме, выносимой на индивидуальный вид работы.
4.2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ (ИЛИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА КЛИЕНТА (ребенка, взрослого)). На каждого же ребенка
(взрослого) составляется календарный план занятий в соответствии с индивидуальной
коррекционно-развивающей программой по его проблеме. Он может быть зафиксирован
либо в индивидуальной карте, если вы заводите на ребенка или взрослого, либо в иной
удобной для вас форме.
|
|
Форма 8. Консультации
Данная форма является обязательной, если психологом выполняются данные виды работы.
Примечание 6.
1. В графе «Дата» указывается не только дата проведения консультации, но и
количество времени (в академических часах), затраченного на консультацию;
2. В графе «Вид» указывается вид консультации: индивидуальная (Инд), групповая (Гр);
3. В графе «Код Обр-ся» - код обратившегося, «Код ИнО» - код инициатора обращения,
«Код Обр-Я» - код обращения, коды см. в таблице №1, 2, 3;
4. В случае групповых консультаций в графе «Код обратившихся» указывается
количество участников консультации по каждой категории;
5. Для удобства составления статистического (месячного) отчета, оценки причин
обращаемости к психологу, категории обратившегося или в целях сохранения анонимности
проведения тех или иных психологических мероприятий предусмотрена возможность
кодировки обратившегося (группы обратившихся), причин и инициаторов обращения, из
каких образовательных учреждений или административных единиц обратился ребенок или
взрослый за помощью к психологу.
6. В ситуации неявки на прием к психологу ребенка, взрослого или соответственно
группы детей или взрослых по независящим от психолога обстоятельствам в
соответствующей строке регистрационного журнала, посвященной данному субъекту
деятельности, в графе «Вид и форма деятельности» делается запись «неявка» (вариант: «не
явились»), но сам факт выделения места и времени, подготовки или ожидания специалистом
не явившихся клиентов следует рассматривать как проведенную единицу работ и учитывать
при подведении итогов за месяц/год. В статистических отчетах можно отмечать в
соответствующих графах «Индивидуальных консультаций» и «Групповых консультаций»
через косую черту. В данном случае до черты отражают количество проведенных
консультаций детей и взрослых (и их суммарное значение), после / количество неявок на
консультацию;
7. В статистическом отчеты в графах «По проблемам обращения», в частности
«Проблема» указываются только те проблемы, по которым обращения были. Соответственно
количеству проблем увеличивается количество строк отчета;
8. В графе «Инд/гр» - указывается количество часов по данной проблеме
индивидуальных и групповых консультаций через черту;
9. В статистическом отчете все данные подсчитываются в академических часах,
затраченных на всех клиентов (например, если вы провели две консультации для трех
человек по 1 часу 20 минут, то в отчет вы должны записать 2конс х Зчел х 2 академических
часа (2x40 минут= 1 час 20 минут) = 12 часов).
ФОРМА 9 Организационно-методическая работа
Данная форма обязательная для заполнения, если психологом данные виды работ выполняются.
Примечание 7.
1. К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
анализ и планирование деятельности; анализ научной и практической литературы для
подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; участие в
научно-практических семинарах, конференциях; супервизорство (относится к экспертной
работе); посещение совещаний и методических объединений; оформление кабинета и др.
2. Виды экспертной работы - рецензия на программу, посещение открытых занятий
аттестующихся педагогов или педагогов-психологов, отзыв (заключение, рецензия) на
учебную программу (разработку уроков и др.), экспертирование конкурсных материалов,
присутствие на комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо
решений, требующих психологического разъяснения ситуации и т.д.;
3. Виды заседаний - психолого-педагогический консилиум, педсовет, заседание
методического объединения, производственное совещание и т.д.;
|
|
4. Посещение уроков является необходимой формой работы психолога;
5. Социально-диспетчерская работа и руководство практикой является не обязательной
формой работы и поэтому таблицы 4 и 5 заполняются в случае ведения психологом данной
работы.
Приложение 4.
4.1. РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ по результатам экспертной работы.
4.2 ПРОТОКОЛЫ ИЛИ АНАЛИЗ ПОСЕЩЕННЫХ УРОКОВ. По посещению уроков
психолог должен вести либо протоколы уроков с кратким анализом, либо анализ урока в
соответствии с поставленными целями посещения.
ФОРМА 10. Статистический годовой отчет
Примечание 8.
Статистический отчет подписывается исполнителем, утверждается директором школы, скрепляется печатью, делается в 3-х экземплярах: один сдается директору школы, один - в орган управления образованием специалисту, курирующему деятельность педагогов-психологов, один остается в психологической службе школы (или у психолога, если отсутствует служба). В разделе «Личные данные»
1. в графе «ФИО психолога» - имя и отчество пишется полностью;
2. в графе «стаж работы» - указывается через черту общий/ педагогический/
психологический/ в данном учреждении;
3. в графе «нагрузка» - указывается через черту количество ставок занимаемых
психологом/ количество учебных часов по учебному плану, которые ведет данный психолог
по психологическому профилю;
4. в графе «квалификация/аттестация» - указывается квалификационный разряд или
категория и через черту срок (год) прохождения следующей аттестации;
5. в графе «базовое образование» - указывается образование, полученное по
психологической специальности в частности учебное заведение, год его окончания,
полученная специальность (например, педагог-психолог, практический психолог,
преподаватель психологических дисциплин, или совмещенные специальности специальный
психолог и дефектолог и т.д.);
6. в графе «повышение квалификации» - указываются курсы, семинары, стажировки и
иные формы повышения квалификации, пройденные в отчетном учебном году;
|
|
В разделе «Объемные показатели работы психолога»
7. в графе «всего охвачено психологической работой» указывается абсолютное
(списочное) количество;
8. в графе «по возрастным группам», если образовательное учреждение является
дошкольным, указываются соответствующие возрастные группы;
9. в графе «Количество индивидуальных обследований» подсчет производится
следующим образом: за единицу принимается одна диагностическая процедура,
произведенная с одним клиентом, т.е. если вы каждого из трех детей обследовали с
использованием 3 методик, то общее количество индивидуальных обследований равно 9 (3
ребенка х 3 диагностических процедуры = 9). Под первичными понимаются процедуры,
предпринятые для установления причин и уточнения проблем конкретного ребенка
(первичные процедуры могут быть с использованием нескольких методик, поэтому их
количество исчисляется, как было показано выше), под повторными понимаются процедуры,
которые психолог проводит после проведения коррекционно-развивающей или иной работы
с клиентом, их количество исчисляется аналогично;
10. в графе «Количество групповых обследований» ведется учет диагностических
процедур, проводимых психологом в группах или параллелях и их количество равно
количеству методик, использованных в групповой диагностике, например: вы провели в
параллели 5-х классов диагностической минимум «Адаптация», включающий 5 методик, и в
параллели 7-х классов диагностический минимум «Подросток», включающий 3 методики,
общее количество равно 5+3= 8;
11. в графе «Общее количество обследованных в групповой диагностике»
подсчитывается по следующей схеме: общее число обследованных умножить на количество
использованных методик, например, вы обследовали по программе диагностического
минимума, включающей в себя 5 методик, параллель 7-х классов, общей численностью 75
человек, следовательно, общее количество обследованных в групповой диагностике составит
375;
12. в графе «Количество групповых занятий» подсчет ведется в академических часах
аналогично как описано в п.4 примечания 4 (см. выше);
13. в графе «общее количество посещений групповых занятий» подсчет ведется по
схеме: вами проведены 5 занятий для группы 13 человек, следовательно, общее количество
посещений 5x13=65;
14. в графах «Количество индивидуальных занятий», «количество индивидуальных
консультаций», «количество групповых консультаций» подсчет ведется, как указано в п. 4.
Примечания 5, п.9 Примечания 6;
15. в графах раздела 3 «организационно-методическая работа» подсчет ведется по
количеству соответствующих мероприятий, а в часовом выражении ведется учет только
«количество открытых занятий», «посещение уроков, занятий других специалистов»,
«руководство практикой студентов».
В разделе 4 «Перечень целевых программ, сопровождаемых психологом»
16. указываются те школьные (или иного уровня) целевые программы, в реализации
которых задействован психолог, и если таковые в школе действительно реализуются. Это
могут быть, например, такие целевые программы как «Одаренные дети», «Трудные
подросток», «Профилактика наркомании», также это могут быть программы экспериментов.
В разделе III «Методическое обеспечение»
17. указываются только те методики и программы, которые психолог использует в своей
работе, а не все какие у него есть в наличии.
Примерные коды
Примерные коды приведены в таблицах 1, 2, 3,. Многоточие после каждого кода
означает, что данный код может быть детализирован в буквенном или цифровом виде.
Например, код «Р» (родитель) при необходимости может быть уточнен в виде «Рм» или «Ро»
(аналогично и другие коды обратившихся), а код такой причины обращения, как «Проблемы
обучения», «О» может быть детализирован как «О1» - проблемы овладения программой
начальной школы, «О1-М» - проблема овладения математикой в рамках начальной школы и
т.п. (табл.1). Точно также может быть предусмотрено, из какого конкретно образовательного
учреждения (ДОУ, школа-интернат, общеобразовательная школа и т.п.) обратились к
психологу за помощью. , *
Таблица 1. Примерные коды обратившихся за психологической помощью
№ | Код обратившегося | Субъект обращения | |
1 | М | Мальчик (юноша) | |
2 | д | Девочка (девушка) | |
3 | р... | Родитель | |
4 | о... | Опекун (лицо, замещающее родителей) | |
5 | п... | Педагогический работник | |
6 | с... | Социальный работник (представитель отдела защиты прав детей, органов социальной защиты) | |
7 | А... | Представитель администрации образовательного | учреждения |
8 | В... | Сотрудник органов внутренних дел | |
9 | 3... | Работник учреждения здравоохранения |
Таблица 2. Примерные коды причин обращения
№ | Код причин обращения | Субъект обращения |
1 | О... | Проблемы, связанные с обучением |
2 | в... | Проблемы, связанные с воспитанием (в том числе в семье) |
3 | п... | Проблемы, связанные с поведением |
4 | э... | Эмоциональные проблемы |
5 | У... | Определение уровня актуального развития |
6 | р... | Проблемы, связанные с развитием речи |
7 | ом... | Определение дальнейшего образовательного маршрута |
8 | Проф... | Профессиональная ориентация |
Таблица 3. Примерные коды возможных инициаторов обращения
№ | Код инициатора обращения | Инициатор обращения |
1 | Р... | Биологические родители |
2 | О... | Лица, официально признанные замещающими родителей (опекуны, попечители, приемные родители) |
3 | П(Кл)... | Классный руководитель (воспитатель той группы дошкольного учреждения, в котором находится ребенок) |
4 | П(др)... | Другие педагогические работники данного образовательного учреждения |
5 | А... | Администрация образовательного учреждения |
6 | П.Обр... | Педагогические работники каких-либо других образовательных учреждений |
7 | С... | Социальные работники, представители отделов защиты прав детей, органов социальной защиты |
8 | ПО | Работники правоохранительных органов |
9 | 3... | Работники учреждений здравоохранения |