Законодательство начало активно меняться после выхода доклада Департамента энергетики США «Technical Framework to Facilitate Foreign Spent Fuel Storage and Geologic in Russia». Через несколько месяцев после его появления начиная с осени 2000 года в Государственной Думе начались дебаты по изменению законодательства. В результате активного противостояния со стороны общества, когда было собрано 2,5 миллиона подписей для инициирования национального референдума против ввоза радиоактивных отходов, поправки в законодательстве оказались не такими, какими их хотели бы видеть Росатом и Департамент энергетики США. Ниже приведена сравнительная таблица российского законодательства до и после поправок 2001 года.
Таблица 2. Сравнение российского законодательства до и после принятия поправок о ввозе отработавшего ядерного топлива
Законодательство до 2001 года** | Законодательство после 2001 года |
Запрет на (временное) хранение и захоронение | Запрет на захоронение. Разрешение временного (технологического) хранения |
Ввоз ОЯТ только на переработку | Ввоз ОЯТ на переработку и временное хранение |
Обязательный возврат отходов переработки в страну-поставщик ОЯТ | Необязательный возврат отходов переработки в страну-поставщик ОЯТ |
Ввоз ОЯТ с АЭС советского, российского и зарубежного дизайнов при условии наличия перерабатывающего предприятия и лицензий у него на соответствующую деятельность по переработке ОЯТ | Ввоз ОЯТ с АЭС советского, российского и зарубежного дизайнов, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, обоснованы общее снижении риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта. Для этого предполагается осуществлять ввоз ОЯТ в рамках «единого проекта осуществления внешнеторговой сделки, связанной с ввозом в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов из иностранных государств и реализацию специальной экологической программы, финансирование которой осуществляется за счет средств, полученных от указанной внешнеторговой сделки». |
|
|
* Регламентировалось постановлением Правительства РФ от 29 июля 1995 г. N 773 «Об утверждении порядка приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов».
Необходимо отметить, что изменение законодательства сопровождалось пропагандистской риторикой о необходимости завоевания международных рынков по переработке ОЯТ, что явно не соответствует действительности. На сегодня мощности по переработке ОЯТ недозагружены и интерес к переработке ОЯТ падает как таковой. Наоборот, существует огромный интерес к организации международных центров по хранению и захоронению ОЯТ. Именно поэтому в качестве первого шага в изменении Росатом сделал возможным временное хранение зарубежного ОЯТ без условия последующей переработки.
|
|
Таким образом, современное российское законодательство пока запрещает окончательное захоронение ОЯТ на территории страны.
Тем не менее, извне и внутри страны продолжает оказываться давление для окончательного изменения законодательства. Так, в соответствии с докладом «Российский оружейный плутоний и западный вариант» (Форум за разоружение при участии представителей российской ядерной отрасли, 2002 г.) говорится, что «существующее законодательная ситуация в России не разрешает прямого захоронения радиоактивных материалов (пока). Предполагается, что России потребуется более длительный период в 20 или более лет на обдумывание для того, чтобы прийти к окончательному решению… Предполагается, что упомянутые выше политические и иногда законодательные трудности могут быть преодолены под эгидой разоружения, через межгосударственные соглашения».
Идея изменения российского законодательства в пользу окончательного захоронения продолжает звучать и закрепляться в ходе активного международного переговорного процесса, в конце которого мы можем стать свидетелями создания на территории России международного могильника под самыми благовидными предлогами.
Ниже приводится информация о таком международном процессе.
Международные инициативы после 2001 года.
Год
Доклад «Российский оружейный плутоний и западный вариант» (Форум за разоружение при участии экспертов российского ядерного комплекса).
В соответствии с докладом, предполагается изменение российское законодательство с целью захоронения ОЯТ так называемого МОКС-топлива (на основе плутония), получаемого из Западной Европы, а также строительство могильника для этого ОЯТ.