Национально-государственное строительство в 20-е годы

 

Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь на полити­ческую поддержку западных государств, отошли от группы национальных государственных образований, возникших на территории бывшей Российской Империи, стали играть роль «санитарного кордона» для Запада, отделяя его от совет­ской России.

В феврале 1919 г. на съездах Советов Белоруссии и Литвы был провозглашен союз двух республик. Осуществлению союза помешала интервенция Польши.

В апреле 1918 г. была провозглашена Закавказская респуб­лика, но через месяц она распалась на три независимых госу­дарства. Летом 1918 г. на территорию Азербайджана и Арме­нии вторгаются турецкие войска, на несколько месяцев неза­висимость этих республик была утеряна. Позже в Закавказье появляются войска Англии, которые покидают его в конце гражданской войны. В апреле 1920 г. Военно-революцион­ный комитет в Баку низложил муссаватистское правительст­во и призвал на помощь Россию и Красную Армию. В ноябре 1920 г. советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г. Красная Армия вступила на территорию Гру­зии (под предлогом урегулирования конфликтов между грузи­нами и армянами), и здесь была провозглашена советская власть.

Декларация прав народов России не сформировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Провозглашался «добровольный и честный союз народов России», и «говорилось, что «Совет­ская Российская республика учреждается на основе свободно­го союза свободных наций, как федерация Советских нацио­нальных республик». Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции.

В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку сформировать первую автономию в рамках федерации — Татаро-Башкирскую советскую республику. В мае 1920 г. огромная террито­рия республики была разделена на две автономные республи­ки с ограниченными правами.

В 1920—1922 гг. автономия предоставлялась киргизам, ма­рийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крым­ским татарам и пр. Наиболее широкая автономия была предо­ставлена Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел съезд народов Востока, наметивший стратегию национально-государствен­ного строительства в этом регионе мира. К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей. В конце 1922 г. правительство Дальне­восточной республики сложило с себя полномочия и переда­ло их Национальному Собранию. В ноябре 1922 г. дальневос­точные территории присоединились к РСФСР, что было дек­ретировано постановлением ВЦИК РСФСР.

Принятый 1 июня 1919 г. декрет ВЦИК провозглашал не­обходимость военного союза между социалистическими рес­публиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией, Латвией, Литвы и Крымом. Союз предусматривал объединение военной орга­низации и командования. Советов народного хозяйства, же­лезнодорожного управления, финансов, комиссариатов труда. Гражданская война помешала реализации проекта, од­нако модель «союза» была выработана.

В феврале 1920 г. была создана комиссия для разработки вопросов федеративного устройства РСФСР: на этой основе летом 1920 г. были образованы: Башкирская, Татарская, Казахская и Калмыцкая автономные республики.

Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объ­единение ведомств и функций обороны, экономики, внеш­ней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подпи­сали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. - РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г. — РСФСР и Армения, в мае 1921 г. — РСФСР и Грузия.

Основу договоров составляло соглашение о тесном воен­ном и финансово-экономическом союзе республик. Полно­мочный орган РСФСР, ведавший определенной областью эко­номики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК. Другим вариан­том объединения было создание объединенных комиссариа­тов двух республик, эти комиссариаты входили в состав СНК РСФСР, а в составе республиканского (например, Украинско­го) правительства имеют своих уполномоченных. Соответст­венно республика посылала своих уполномоченных предста­вителей во ВЦИК РСФСР. Договоры с отдельными республи­ками содержали некоторые нюансы.

Договоры с тремя несоциалистическими республиками (Хорезмская, Бухарская, Дальневосточная) не включали по­ложения об объединении управленческих структур, отноше­ния между РСФСР и этими республиками строились скорее как международные, чем как федеративные. Две первые рес­публики войдут в состав СССР в процессе национально-госу-дарсгвенного размежевания в Средней Азии, а ДВР — после окончания гражданской войны на Дальнем Востоке (будет включена в состав РСФСР).

В апреле 1923 г. на партийном съезде ВКП(б) был одобрен выработанный еще в 1920 г. план разделения Европейской части России на 12 экономических районов, а Азиатской — на 9 регионов. Территориальный и экономический критерии внутреннего деления оттесняли критерии национальные. Этот план не был реализован.

В 1921—1922 гг. были ликвидированы таможенные грани­цы между республиками, и торговое пространство стало рас­сматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Респуб­лики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согла­сия республик действовало на их территориях.

Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. Три закавказские республики образова­ли Федерацию социалистических советских республик Закавказья. В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Высший эко­номический Совет республик Закавказья, принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов, внешних свя­зей, управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении, Азербайджана). Сложился территориаль­ный союз (конфедерация), имевший своим высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов рес­публик. В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преоб­разован в Закавказскую советскую федеративную социалис­тическую республику (ЗСФСР). Высшими органами власти стали Съезд Советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению с РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее со­юзные республики обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области конституционного стро­ительства, вопросах гражданства и т. п.)

В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП (б) и ЦК компартий республик. Предложенный для обсуждения про­ект Наркомнаца предусматривал вхождение Украины. Бело­руссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных («про­ект автономизации»). Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября. Однако В.И. Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиканскими, а в федера­цию объединялись равноправные, а не подчиненные РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП(б). Утвержденные в конце ноября «Основные пункты Конституции», разработанные специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики.

После образования СССР Туркестан оставался автономной республикой в составе РСФСР. Бухара и Хорезм оставались вне Союза ССР, не являясь «социалистическими» и получив статус «народных». В сентябре 1920 г. между РСФСР и Хо­резмской республикой был заключен союзный договор, на основании которого РСФСР оказывала экономическую по­мощь Хорезмской республике, ей передавались хозяйствен­ные объекты, находившиеся в пределах ее территории. Анналогичный договор был подписан в марте 1921 г. с Бухарской народной советской республикой. По этим договорам общих органов управления не было создано.

В ходе социальных преобразований 1922—1923 гг. в Хорез­ме и Бухаре была осуществлена национализация земли и вод­ных источников (объектов, которые, по конституциям Хо­резма 1920 г. и Бухары 1921 г., находились в частной собствен­ности). В октябре 1923 г. Всехорезмский курултай, а в сентяб­ре 1924 г. Всебухарский курултай провозгласили образование социалистических республик. Коммунистические организа­ции среднеазиатских республик приняли решение о необхо­димости национально-государственного размежевания в Средней Азии. В июле 1924 г. это решение было одобрено ЦК ВКП(б).

ЦИК Туркестанской АССР, Пятый Всебухарский курултай Советов и Пятый Всехорезмский курултай Советов приняли решение о национально-государственном размежевании. Были образованы две союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР; две автономные республики: Таджикская в составе Узбекской ССР и Киргизская в составе РСФСР; авто­номная Кара-Киргизская область в составе РСФСР.

В ноябре 1924 г. во всех вновь образованных среднеазиат­ских республиках были созданы революционные комитеты, а деятельность республиканских ЦИК и СНК прекращена. Ревкомы и партийные органы осуществляли деятельность по устройству территориальных границ, перераспределению имущества, формированию новых органов власти, подготов­ке новых конституций, по борьбе с национальной оппози­цией.

В декабре 1924 г. — феврале 1925 г. проходили централь­ные и местные съезды Советов, формировалась новая струк­тура власти. Съезды Советов, ЦИК республик и СНК с февра­ля 1925 г. вновь становятся консгитуционными органами власти и управления, а ревкомы слагают свои полномочия.

В октябре 1924 г. ЦИК СССР поручил своему Президиуму подготовить юридическое оформление новых союзных рес­публик в составе СССР. В мае 1925 г. Третий съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР. В том же 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты имели в нем своих уполно­моченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавли­вать решений СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК.

Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конститу­ционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право ме­нять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум, обязанные предоставлять свои поправки на рати­фикацию Съезду.

Изменение статуса союзных республик в процессе образо­вания СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных орга­нов (Президиум ЦИК СССР, Совет Национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования пе­риферии и были направлены на создание новой политичес­кой культуры, «пролетарской по содержанию и националь­ной по форме» (И.В. Сталин), на компромисс между комму­нистическими планами всеобщего объединения и националь­ными традициями.

 

Список литературы

1. Карр Э. История Советской России. Кн.1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923.

2. Дж. Боффа «История Советского Союза» кн. 1,2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: