Университеты в городах Таксиле, Наланде, Аджанте

 

       В ходе развития организованного обучения в Древней Индии сложился ряд крупных центров образования. Наибольшую известность среди них получили комплексы в Такшашиле (ныне г. Таксила в Пакистане), а также в Наланде близ г. Бхуванешвар и Аджанте.

       В древнеиндийском культурном центре Такшашиле, который процветал около пяти столетий (до V в. до н. э.), жили известные ученые, философы. Вместе со своими учениками они обсуждали вопросы мироздания и бытия. Учащиеся получали сведения из медицины, искусства, астрономии, естествознания, торговли, магии, заклинания змей и пр. Такшашила поддерживал культурные связи с тогдашним цивилизованным миром: Китаем, Ближним и Средним Востоком.

       Не менее широкую известность как центра культуры и просвещения имел буддийский университет и монастырский комлекс Наланды (424 до н. э.). Является одним из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. В настоящее время руины Наланды — исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии. Университет был основан в первой трети V века. Расцвет Наланды пришёлся на период правления Гуптской династии, однако сменившие Гуптов правители Пала продолжали оказывать покровительство этому заведению.

       О Наланде писал известный китайский буддийский учёный и путешественник VI века Сюаньцзан. Там преподавала тысяча профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось 9 миллионов книг.

       В 1193 году университет был разрушен в результате вторжения тюркской захватнической армии во главе с Бахтияром Халджи. Это событие нанесло большой удар по буддизму в Индии, который после этого пришёл в упадок. Многие буддийские монахи, спасаясь от преследований, бежали в Непал и Тибет.

       В IX—XII веках благодаря деятельности учителей из Наланды сформировалась тибетская буддийская традиция. Учёные из Наланды сформулировали основополагающие принципы махаяны, на которые в дальнейшем опиралось большинство школ дальневосточного буддизма, а также некоторые идеи, получившие развитие в тхераваде.

       В университете Наланды располагались мастерские по переписке книг, а также мастерские по производству буддийской живописи и бронзовой скульптуры. По всей вероятности в Наланде были выработаны ваджраянские каноны изображения буддийских божеств, которые в дальнейшем вместе с бежавшими от исламских иконоборцев монахами были перенесены в искусство Непала и Тибета.

       И еще один, не менее знаменитый университет находился в Аджанте.

Аджанта - это своеобразный монастырь - университет, где живут и учатся монахи. Храмы Аджанты вытесаны в 29 скалах, которые находятся рядом с красочными берегами реки Вагхаро. Фасады этих скальных храмов относятся к Гупту - периоду роскошных декоративных скульптур.                                    Скульптурные памятники Аджанты продолжают старые традиции, но формы намного свободны, усовершенственны. Внутри храма почти всё исписано. Сюжеты живописи взяты из жизни Будды и связаны с мифологическими сценами Старой Индии.

Заключение

 

       В заключении отметим, что обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития. Подчеркнем тот факт, что процент грамотных в древней Индии был значительно выше, чем, например, в Афинах и Спарте или в той же Индии в период английского владычества. Весьма существенно, что образование в древней Индии было бесплатным и потому доступным всем имущим категориям населения. Учителя и учащиеся были освобождены от всех налогов.

       А университеты в городах Наланде, Таксиле и Аджанте являются историческими памятниками индийской культуры.

 

Список литературы

1. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура.- СПб.: Алетейя, 2001.

2. Бэшем Артур. Цивилизация Древней Индии. – Екатеринбург.:У-Фактория, 2007.

3. Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

4.


[1] Брахмачарин – период обучения. Ученики жили в доме учителя (гуру) на положении прислуги. Работали на наставника, выполняя все его приказания и наставления. Их работа считалась платой за обучение.

[2] Гаятри - стихотворный размер в индуистских священных писаниях

[3] Смрити - «Память». Смрити, или человеческое предание, противопоставленное шрути — «услышанному» 

божественному откровению; к смрити относятся произведения не божественного, но ведийского толка, которые следуют за упанишадами, а позже, помимо веданг и «Грихья-сутры», трактаты о дхарме (прежде всего «Законы Ману»), великие эпические поэмы («Мдхабхарата»> «Рамаяна») и древние пураны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: