Задержка или нарушение речевого развития

Встречается несколько форм специфических задержек (нарушений) речевого развития:

- расстройство артикуляции речи (дизартрия), когда ребенок не выговаривает звуки в такой степени, что его невозможно понять ни взрослым, ни тем более сверстникам. Эта категория, как правило, применима к детям, достигшим 3-летнего возраста и имеющим нормальное (во всем остальном) психическое развитие;

- расстройство экспрессивной речи - когда речь ребенка развита гораздо ниже его психосоциальных возрастных возможностей, или практически отсутствует;

- рецептивной речи - когда ребенок не понимает или испытывает трудности в понимании обращенной к нему речи. Эта категория применима к детям с достаточным слухом и имеющим нормальное (во всем остальном) психическое развитие;

- смешанные расстройства речи;

Детям с речевыми нарушениями необходимы занятия с логопедом, им рекомендуется логопедическая группа детского сада, детский невролог может, если речь идет о задержке речевого развития, порекомендовать наиболее эффективные лекарственные препараты, которые существенно ускорят процесс развития речи. Но задержка речевого развития может оказаться не самостоятельным расстройством, а лишь симптомом в структуре более тяжелых заболеваний и нарушений развития. В любом случае, детский невролог, правильно поставив диагноз, порекомендует дополнительные консультации (логопеда, психолога, психиатра), назначит соответствующее медикаментозное лечение.

Заикание, логоневроз

Заикание является наиболее распространенной речевой патологией. Различают невротическое и неврозоподобное заикание (логоневроз). Основными признаками невротического заикания следует считать психогенно обусловленное внезапное его начало у детей 3-5 лет со своевременным и правильным речевым, интеллектуальным и моторным развитием. Появлению первых запинок могут предшествовать соматическая ослабленность вследствие заболеваний других органов и систем, а также невротические расстройства, такие как нарушение сна, плаксивость, пугливость и т.д.

Неврозоподобный логоневроз чаще имеет постепенное начало и нередко отмечается с момента становления фразовой речи. Для больных с неврозоподобным заиканием характерно более позднее развитие речи и общей моторики, наличие неврозоподобных и церебрастеничесих расстройств, нарушений речевого развития. По сравнению с невротическим заиканием здесь отмечается склонность к гиперкинезам (тикам), стойкость сопутствующих движений.

В обоих случаях ребенок нуждается в консультации детского невролога. Установив причину заикания, он сможет определить план обследования ребенка, дать советы родителям, назначить адекватное лечение

Американские специалисты опубликовали свои рекомендации по поводу поведения родителей, у которых дети заикаются.

· ждите, пока ребенок произнесет слово. Нельзя договаривать за ребенка его мысль.

· сохраняйте визуальный контакт с заикающимся, а не прячьте глаза.

· говорите медленно и спокойно, тогда и ребенок будет говорить медленно, спокойно.

· заикающийся ребенок и родители должны разговаривать без отвлечения на другие дела.

· не критикуйте и не наказывайте ребенка за невнятную речь.

· открыто говорите с ребенком о заикании, если он интересуется этим вопросом.

Детская эпилепсия

Эпилепсия - одна из наиболее актуальных проблем в детской неврологии. Частота эпилепсии в детской популяции составляет 0,5-0,75% детского населения, а фебрильных судорог (судорожных приступов при подъеме температуры тела выше 38°С) - до 5%.

Эпилепсия представляет собой хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными непровоцируемыми приступами нарушений двигательных, чувствительных, вегетативных, мыслительных или психических функций, возникающих вследствие чрезмерных нейронных разрядов. Представленное определение содержит два важных положения. Во-первых, эпилепсия не включает единичные приступы вне зависимости от их клинических проявлений. Только повторные приступы являются основанием для установления диагноза эпилепсии. Во-вторых, к эпилепсии относятся спонтанные, непровоцируемые приступы (исключение - рефлекторные формы). По определению, фебрильные судороги, а также судороги, возникающие при острых заболеваниях головного мозга (например, при энцефалите, субдуральной гематоме, остром нарушении мозгового кровообращения и пр.), не являются эпилепсией.

Проявления эпилепсии крайне разнообразны. Современная классификация эпилептических приступов учитывает как клинические, так и нейрофизиологические (электро-энцефалографические) критерии большинства видов эпилептических приступов.

Детский невролог может диагностировать эпилепсию после тщательного сбора анамнеза, осмотра ребенка и оценки электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ). Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а достигнув взрослого возраста – с успехом получать профессиональные навыки и работать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: