Опыт конкурсных методов

На сегодня во многих муниципальных образованиях получили развитие два типа конкурсных методов взаимодействия: муниципальный социальный грант (МСГ) и муниципальный социальный заказ (МСЗ).

Оба названных метода, строго говоря, не являются российскими изобретениями. Идея введения методов МСГ возникла после того, как в начале переходного периода появилась потребность финансирования важнейших неприбыльных сфер общественной жизни. К этому моменту (начало 90-х годов) на территории России уже действовали филиалы зарубежных благотворительных организаций, проводивших финансирование социальных проектов на основе результатов конкурсной оценки.

Опираясь на опыт организации этих конкурсных методов, стали возникать модели регионального и муниципального заказа, где на основе конкурса организации, которые могли бы наилучшим образом и при наименьших затратах осуществить поставку необходимых материалов и товаров, а также предоставить услуги в рамках целевых социальных программ соответствующего уровня. Основными претендентами на выигрыш конкурсов по муниципальным заказам чаще всего выступали коммерческие организации. Естественно, что они участвовали в конкурсах, где в результате выполнения работ, они могли бы получить прибыль. Очевидно, что социальная сфера (социальное обслуживание населения, образование, здравоохранение (кроме поставки лекарств), культура) "выпадала" из этой схемы. Тогда по сути дела начались поиски аналогов, в результате которых возникла идея о создании механизма государственного социального заказа (1994 г.). Позднее (после 1997г.) эти положения легли в основу многих региональных методов МСЗ.

В Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона "О государственном социальном заказе" был внесен в 1995 году. Парламентские слушания состоялись 18 февраля 1997 года. К сожалению, до сих пор этот закон не принят.

Принятие региональных законов или муниципальных положений о социальном заказе позволяет:

• упорядочить процедуру разработки и реализации социальных программ;

• создать необходимую правовую основу для формирования, размещения и исполнения социальных заказов на конкурсной основе путем заключения региональных контрактов с организациями, представившими лучшие заявки;

• осуществить системный подход к реализации целевых социальных программ;

• повысить эффективность использования бюджетных средств, выделяемых для решения социальных проблем;

• разграничить функции заказчиков и исполнителей социальных программ, повысив ответственность последних за целевое расходование средств;

• расширить ресурсную базу целевых социальных программ путем вовлечения в их реализацию населения, коммерческих организаций, общественных объединений и ТОС, которые могут выступать как инициаторами, так и исполнителями региональным и муниципальных социальных заказов;

• обеспечить привлечение частных инвесторов для финансирования местных социальных программ.

 

Проблемы разработки, внедрения и применения методов МСГ и МСЗ

Во-первых, с лабая методологическая база и нерешенность ключевых вопросов:

• отсутствие рекомендаций по выбору схемы МСГ или МСЗ с учетом специфики региона;

• несовершенство моделей МСЗ для разных ниш социальной сферы;

• несовершенство схем формулирования социального заказа;

• слабая научная обоснованность конкурсных процедур;

• преобладающее использование не самого лучшего метода комиссий для организации работы экспертов и выявления группового мнения;

• необоснованность шкал индикаторов для экспертных оценок;

• существование конфликта интересов;

• слабость или отсутствие схем контроля качества исполнения.

Во-вторых, тиражирование ошибок разработчиками региональных положений:

• неточные определения ключевых понятий;

• процедурные ловушки;

В-третьих, неупорядоченность схемы финансирования конкурса и выигравших проектов.

В-четвертых, несоответствие требованиям Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

        

Направления совершенствования методов взаимодействия

 

Сегодня необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях совершенствования методов МСЗ и МСГ:

• типологии моделей МСЗ для разных сфер применения;

• действенные схемы учета и мониторинга потребностей целевых групп населения;

• регламентированные подходы к формулированию социального заказа;

• приведение методов МСЗ и МСГ в соответствие с БК и НК РФ;

• модели расчета стоимости социального заказа;

• разработка схем финансирования МСЗ и МСГ;

• решение проблемы выбора эффективного исполнителя;

• научное обоснование схем организации экспертного оценивания;

• условия исключения конфликта интересов;

• создание работоспособных схем контроля за использованием средств и качеством исполнения;

• просветительская работа и тренинги для всех заинтересованных сторон.

Развитие территориального общественного самоуправления и методов взаимодействия с властями

Во-первых, с целью повышения профессионального уровня ТОС для конструктивного социального партнерства необходимо разворачивать систему обучения актива ТОС.

Во-вторых, для увеличения информированности муниципальных и государственных служащих о ТОС необходимо разрабатывать спецкурсы о социальном партнерстве для студентов, обучаемых по специальности "государственное и муниципальное управление", вести целенаправленную поставку буклетов, брошюр, книг и вестников в библиотеки соответствующих факультетов, а также использовать возможности радио и телеканалов.

В-третьих, назрела потребность в перестройке инфраструктуры ТОС, за счет развития небольших консультативных центров, центров по продвижению общественных интересов, специализированных ресурсных структур, центров поддержки, частных фондов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: