Деятельность органов территориального общественного самоуправления в Г. Н. Новгороде

 Опыт работы советов территориального общественного самоуправления в г. Н. Новгороде.

Начавшиеся процессы экономических преобразований в нашей стране (перестройка с 1985г., затем экономические реформы с конца 1991г.), сопровождались глубоким политическим, экономическим и государственным кризисами, что предопределило необходимость проведения кардинальных изменений в системе государственного управления от самых верхних эшелонов власти до местных структур. Радикальным преобразованиям и реорганизации были подвергнуты как законодательные (представительные), так и исполнительные органы власти всех уровней.

В Н. Новгороде прекратили свое существование районные Советы (2000 депутатов), резко сократилось число депутатов городского уровня (с 450 до 34 депутатов). Возросло число вопросов, решаемых районными администрациями, которые ранее решались силами предприятий, общественных организаций, вместе с тем, значительно увеличилось число обращений, жалоб и заявлений граждан.

Несмотря на незначительный рост численности аппарата районных и городских организаций, объем сложнейших задач, свалившихся на них в связи с перестройкой общества, к сожалению, не позволяет им дойти до каждого подъезда, дома, детской площадки.

Понятно, что без привлечения широких слоев общественности эту проблему решить было невозможно.

По инициативе городской Думы в 1994 г. была проведена научно-практическая конференция, где рассмотрено Положение о территориальном общественном самоуправлении. Было так же признано целесообразным совместными усилиями администрации города, депутатов, общественности развивать структуры территориального общественного самоуправ­ления, дать первоначальный толчок административными мерами, наряду с инициированием активности общественности, в их развитии.

В Положении был определен порядок образования и условия первоначального финансирования деятельности Советов.

Было принято главой администрации решение о выделении из городского бюджета всем созданным на 01.06.94 г. и создаваемым в том же году Советам по 5 млн. рублей на финансирование своей первоначальной деятельности. Председатели Советов были зачислены в штаты районных администраций с соответствующей зарплатой.

Множество повседневных проблем, заботящих сегодня нижегородцев, крайне беспокоят и Советы общественного самоуправления.

Оказание социальной помощи малоимущим, увеличивающийся уровень безработицы, борьба с преступностью, беспризорностью, благоустройство дорог, развитие транспорта, состояние дорог и многие другие вопросы жизни нашего большого сложного города ежедневно рассматриваются администрацией города, районов и Советами общественного самоуправления. Чтобы решить проблемы, затрагивающие жителей. Советы обрастают активом, т.к. один председатель не справится, каким бы активным, ответственным он ни был.

Среди членов советов много ветеранов, пенсионеров. Сейчас усилия направляются на то, что бы привлечь молодежь, людей среднего возраста, активистов из родительских комитетов, ветеранов-афганцев, военных-отставников.

Были определены основные направления работы в деятельности большинства Советов самоуправления.

Советы проводят многогранную и разнообразную деятельность с населением микрорайонов с помощью общественных организаций, действующих в микрорайонах и через возрождающиеся вновь домовые комитеты.

Ежегодно ко Дню города проводится конкурс на лучший Совет общественного самоуправления года по шести направлениям: за лучшую работу Советов по благоустройству, озеленению территории микрорайонов, с населением, с детьми и подростками, по социальной защите, совместную работу с правоохранительными органами. Каждый четвертый Совет общественного самоуправления - является победителем, награждается свидетельством и денежной премией от городской Думы и администрации города.

С приходом на пост главы городской администрации Склярова И.П. отношения к Советам общественного самоуправления изменились в лучшую сторону. Активизировалась работа по созданию Советов и повысилась их роль в жизни города, больше внимания стали уделять им администрации города и районов. Согласно ряду Распоряжений мэра и Постановлений городской Думы, а так же Распоряжениям Глав районных администраций о делегировании полномочий общественным органам самоуправления, Советы приобрели широкие возможности. Им были предоставлены некоторые права и исполнительно-распорядительные функции от районных администраций, что позволило почувствовать им себя хозяевами на своих территориях, способствовало формированию полнокровного бюджета, необходимого для развития микрорайонов.

Вся деятельность Советов проходит в тесном контакте с районными администрациями: участие в еженедельных оперативных совещаниях у глав районных администраций позволяет им быть в курсе всех районных проблем, а так же ставить свои вопросы перед специалистами администрации.

Периодически проводимые на уровне города семинары позволяют познакомиться с опытом своих коллег, как из Нижнего Новгорода, так и из других городов.

У Советов общественного самоуправления имеется много и своих проблем, взять хотя бы с точки зрения юриспруденции. С одной стороны. Советы по своему юридическому статусу являются организациями с правами общественных объединений, с другой стороны, регистрируются они, в подавляющем большинстве, администрациями районов, а не в Управлении Юстиции Нижегородской области. Финансово и организа­ционно они подчинены районной и городской Администрации, являясь, как бы частью местного самоуправления города. Поэтому, оставаясь общественными организациями. Советы обладают рядом полномочий и делегированных прав администрациями города и района приобрели определенные властные функции. Представительные органы власти и администрация города на сегодняшний день серьезно работают над подготовкой ряда документов, регламентирующих деятельность Советов общественного самоуправления, которые более эффективно можно использовать на благо населения, проживающего в микрорайонах.

На сегодня существует ряд основных задач, стоящих перед Советами:

• достижение экономической самостоятельности;

• определение приоритетных направлений деятельности каждого Совета и получение под них полномочий от районных администраций;

• обрастание широким кругом актива;

• активная пропаганда своей деятельности среди населения;

• чтобы Совет в своем микрорайоне в рамках своих полномочий был полноправным выразителем интересов большинства жителей.

В целях активизации деятельности Советов общественного самоуправления и привлечения населения к решению вопросов благоустройства микрорайонов под руководством главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода и председателя городской Думы был организован и проведен конкурс "На лучший Совет общественного самоуправления в г. Нижнем Новгороде" в 2007 г.

Цели и задачи проведения конкурса:

1. Активизация деятельности Советов общественного самоуправления

населения по наведению чистоты, порядка, благоустройства в микро­районах;

2. Привлечение населения к озеленению микрорайонов, дворов, декоративному оформлению балконов, лоджий;

3.Активизация деятельности Советов общественного самоуправ­ления по улучшению работы спортивных площадок в зимнее и летнее время, увеличения числа площадок, их разнообразия, оснащенности;

4.Привлечение детей и подростков к спортивно-массовой и кружковой работе в школах, детских клубах по месту жительства;

5.Привлечение населения к охране общественного порядка, предупреждению и профилактике правонарушений, повышению активности народных дружин, развитию сети опорных пунктов, постов доверия;

6. Освещение деятельности работы Советов общественного самоуправления в средствах массовой информации.

Конкурс "На лучший Совет общественного самоуправления г. Нижнего Новгорода" проводился в два этапа.

Первый этап - районный, т.е. конкурс проводился среди всех Советов общественного самоуправления района.

Второй этап - городской, т.е. конкурс проводился среди лучших Советов общественного самоуправления районов города.

Деятельность Советов общественного самоуправления оцени­валась по следующим направлениям:

1. По лучшему благоустройству территории Совета общест­венного самоуправления (организация общественных работ, субботников по уборке территории микрорайона, ремонта детских площадок,  изготовления  новогодних аттракционов, асфальтирование дорог).

2. За лучшее озеленение и содержание зеленых насаждений, цветников на территории Совета общественного самоуправления (за лучший дом, двор, балкон, подъезд, палисадник, улицу).

3. За лучшую организацию совместной работы по охране общественного порядка с участковыми инспекторами, опорными пунктами, товарищескими судами и инспекцией по делам несовершеннолетних на территории микрорайона.

4. За лучшую работу с жителями микрорайона в организации и проведении праздников на территории микрорайона (Новый год, Масленица, День победы, День города, района.)

5. За лучшую работу по социальной защите населения микрорайона (работа с многодетными семьями, неполными семьями, инвалидами, пенсионерами, советами ветеранов, женсоветами)

6. За лучшую организацию работы с детьми на территории микрорайона (взаимодействие со школами, клубами, библиотеками, работа спортивных секций, зимних катков и организация летнего отдыха детей).

Городская комиссия подвела итоги второго этапа конкурса среди Советов общественного самоуправления ко Дню города (распоряжение главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода "О подведении итогов конкурса на лучший Совет общественного самоуправления в г. Нижнем Новгороде в 1999 г." от 27.08.98 № 1415-р).

Конкурсы планируется проводить и в будущем, охватывая все стороны деятельности Советов, включая и новые направления работы с населением.

Территориальное общественное самоуправление- это новый уровень самоуправления- уровень микрорайонов и поселков. На уровне сегодняшнего самоуправления в жилом комплексе можно в будущем представить полноценный орган представительской власти со своим бюджетом, задачами и правами.

Что касается теории самоуправления, то здесь следует различать понятия городское самоуправление и просто управление. При управлении различают субъект и объект управления. Это понятно.

Например, это администрация и население города. Население не может сегодня оказать сколько-нибудь заметного влияния на формирование исполнительной власти, даже через городскую Думу. Отсюда они объективно отделены друг от друга и определенным образом противопоставлены.

Самоуправление же имеется, когда объект и субъект управления как бы сливаются, то есть мы можем говорить об управлении не по вертикали, а по горизонтали. Далее, управленческий опыт подсказывает, чтобы система управления городом была стабильной и эффективной, она должна дополнять себя самоуправляющими подсистемами, или хотя бы терпеть их внутри себя. Если рассмотреть правовую сторону, то самоуправление должно отличаться от управления тем, что население определенной территории наделяется шестью суверенными правами:

1. Это организационный суверенитет, т.е. это право самим решать, какие им нужны представительные и исполнительные органы.

2. Это кадровый суверенитет, т.е. возможность самим определить кадровую политику, как формировать кадры в этом представительном и исполнительном органе.

3. Это суверенитет в области планирования, и, прежде всего в использовании земель.

4. Это суверенитет в издании определенных правовых актов.

5. Финансовый суверенитет. Это оговоренные, закрепленные нормативы по доходной части.

6. Это налоговый суверенитет. То есть право введения налогов.

Если рассматривать сегодняшнюю систему управления городом с этой точки зрения, то она далеко от совершенства и никак не может называться самоуправлением, Для того, чтобы говорить о самоуправлении города в целом, мы по мировой классификации имеем слишком мало признаков автономии и степени признания местных свобод.

Отсюда можно сделать выводы:

Первое: из теории и практики следует, что в Н. Новгороде мы далеки еще от оптимального соотношения между самоуправлением и тем, что можно назвать вертикалью государственного управления. И то, что сегодняшняя исполнительная власть в лице мэра и администрация города предприняли серьезные шаги к достижению этого баланса, делает им честь.

Второе: стоит относиться к ТОС не просто как очередному эксперименту, а как к началу формирования нового для российских городов уровня власти. Они должны охватывать 100% населения и территорий и быть тем самым уровнем, на котором наиболее полно реализуется идея самоуправления.

Третье: на данный момент нет федерального закона, регулирующего деятельность органов ТОС. С его принятием могут быть решены многие проблемы в функционировании органов ТОС, и правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления о ТОС будут приведены в соответствие федеральному закону.

Четвертое: необходимо предоставить органам ТОС больше полномочий для повышения эффективности своей деятельности. Тогда многие проблемы территории будут решаться в более короткие сроки и с большей результативностью самими органами ТОС.

Отсюда следует вывод о том, что необходимо перенести центр тяжести по организации управления жизнью поселений на самих жителей, создать эффективный механизм самоуправления в селах, поселках, малых и больших городах. Через территориальное общественное самоуправление можно соединить общественные потребности в эффективном управлении территориями с интересами жителей конкретных населенных пунктов.

Существующий опыт создания и деятельности органов ТОС позволяет не только делать обобщения, анализировать недостатки, но и прогнозировать перспективы развития данной формы самоуправ­ления. Представляется, что в условиях политической и экономической стабильности они займут свое место в системе местного самоуправления и, будут являться первичным звеном территориального самоуп­равления.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Органы ТОС - исключительно российской явление, возможности которого в возрождении нашего традиционного образа жизни и основанной на нем самоорганизации граждан по решению местных проблем исключительно велики.

Формирование органов ТОС позволяет реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории.

Ситуация незащищенности и неадаптировонности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения непосредственно в местах его проживания. Органы ТОС таким образом наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан.

Формирование территориального общественного самоуправления сталкивается с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:

• неинформированность населения;

• идеей, желанием и инициативной создания ТОС на своей территории должны проникнуться все - от простого жителя до главы администрации;

• в бюджетах муниципальных образований должны предусматриваться средства на развитие ТОС;

• при представительных органах должны создаваться комитеты (комиссии) по ТОС, что будет способствовать разработке и совершенствованию нормативной правовой базы;

• органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих территорий;

• в местных администрациях для уполномоченных выборных лиц ТОС и членов органов ТОС должно быть организовано обучение. Как правило, данная категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать материальное и моральное поощрения;

• интересы органов ТОС во многом переплетаются с деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство территорий, ремонт жилого фонда и т.д.), поэтому органам местного самоуправления необходимо оказать помощь в организации конструктивного сотрудничества в решении данных вопросов;

• в настоящее время у органов местного самоуправления несколько двойственное отношение к органам ТОС. С одной стороны - органы местного самоуправления видят в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем;

• для того, чтобы активнее лоббировать интересы ТОС в органах законодательной и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов ТОС.

Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Конституция Российской Федерации.- М.:ЮЛ, 1993

2. Устав местного самоуправления г. Н.Новгорода. Утв. гордумой в 1998

3. Положение о территориальном общественном самоуправлении в    г. Н. Новгороде. Утв. Постановлением гордумы от 17.11.1999г. №58 (с изменениями от 28.11.2001г.)

4. Информационно-методические материалы с семинара-совещания «Территориальное общественное самоуправление: опыт, проблемы, пути развития».

5. Территориальное общественное самоуправление: опыт деятельности. Редактор - составитель Савранская О.Л. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск И. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: