Основные направления коррекционно-педагогической работы

С учащимися, имеющими ЗПР

Исходя из структуры дефекта и психологических особенностей рассматриваемой категории детей, С. Г. Шев­ченко [15] сформулированы следующие направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР:

1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуля­ционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-мотор­ной координации и др.

2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окру­жающей действительности, которые способствуют осознанно­му восприятию ребенком учебного материала.

3. Формирование социально-нравственного поведения, обес­печивающего детям успешную адаптацию к школьным усло­виям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.).

4. Формирование учебной мотивации: последовательное за­мещение отношений «взрослый — ребенок» отношениями «учи­тель — ученик». Последняя модель отношений служит основой для формирования познавательных интересов.

5. Развитие личностных компонентов познавательной дея­тельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности психических процессов), преодоление интел­лектуальной пассивности, характерной для детей с трудностя­ми в обучении.

6. Формирование умений и навыков, необходимых для дея­тельности любого вида: ориентироваться в задании, планиро­вать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с на­глядным образцом и (или) словесными указаниями учителя,
осуществлять самоконтроль и самооценку.

7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллек­туальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умо­заключений и др.).

8. Повышение уровня общего развития школьников и кор­рекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учеб­ного материала и др.).

9. Охрана и укрепление соматического и психоневрологи­ческого здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психо­логического комфорта, обеспечение успешности учебной дея­тельности в ее фронтальной и индивидуальной формах; физи­ческое закаливание школьников, общеукрепляющая и лечеб­но-профилактическая медикаментозная терапия.

10. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее возрасту общее развитие ре­бенка, стимуляцию его познавательной деятельности, комму­никативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

11. Системный разносторонний контроль с помощью специа­листов (врачей, психологов, дефектологов) за развитием ребенка.

12. Создание учебно-методического оснащения, необходи­мого для успешного освоения детьми общеобразовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стан­дарта к знаниям и умениям учащихся.

Учитывая то, что данное пособие адресовано учителям начальных классов, считаем необходимым более подробно остановиться на вопросах развития и коррекции недостатков в познавательной сфере учащихся с ЗПР. Для детей с церебрально-органической или смешанной формой ЗПР, составляющих наибольшую часть находящихся на интегрированном обучении, задача стимуляции познавательной активности, самостоятельности и самоконтроля является первостепенной. Что касается остальных форм задержки психического развития (соматогенного, психогенного, конституционального генеза), то психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у таких детей является отдельной темой для обсуждения и осуществляется школьным психологом.

Обобщая рекомендации учителям по оптимизации высших психических функций, лежащих в основе успешного формирования основных учебных умений и навыков, сделаем акцент на возможности и необходимости использования коррекционных приемов на уроках по общеобразовательным дисциплинам с целью индивидуализации обучения детей с ЗПР в условиях интегрированного класса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: