Рекомендации по развитию внимания

Достаточно развитые память и внимание являются одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее ре­зультате сведения.

Рабочий уровень внимания определяется комплексом основных его характеристик: объемом, кон­центрацией, переключаемостью. Противоположным вниманию состоянием является рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания.

При задержке психического развития недостаточный уровень внима­ния - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. 

Недостаточность внимания, плохая организация своей деятель­ности, медленная «врабатываемость», широко распространенные у таких детей, имеют разные причины  и требуют, соответственно, разных приемов коррекции.

Так, у детей, имеющих легкие, остаточные явления органического поражения централь­ной нервной системы, повышенная истощаемость обусловливает:

— пониженную работоспособность;

— недостаточность произвольного внимания, его объема и концентрации;

— слабость запоминания;

— инертность психических процессов;

— плохую переключаемость, распределение внимания, а также повышенную суетливость, возбудимость;

— двигательную расторможенность или, наоборот, заторможен­ность, вялость, пассивность.

Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряже­ние внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других - сосредоточение вни­мания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утом­лении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в ре­зультате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без ви­димых причин. Но и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы) могут выводить школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Особен­но резко проявляются нарушения внимания после занятий, требую­щих интенсивного умственного напряжения.

Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на за­дании вызывает у одних раздражение, у других - категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверен­ность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. Чтобы кардинально перестроить поведение детей с ЗПР, сформировать у них положительную мотивацию, прежде всего необходимо создать благоприятную обстановку на занятиях, установить психологический контакт, стимулируя сотрудничество учителя и ученика. Учебный материал должен соответствовать возможностям ребенка, включать различные вспомогательные средства, активизирующие восприятие и пре­дупреждающие утомление, инертность психических функций.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекатель­ного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествова­ния. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружаю­щей среде присутствуют отвлекающие факторы, поэтому от педагога требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.

Для этой группы учащихся необходимы дозировка заданий, оптимальное чередование видов работ, требующих участия раз­личных анализаторов (например, задания с опорой на слух хо­рошо сочетаются с заданиями по работе с наглядно-стимулиру­ющим материалом), смена труда и отдыха, сокращение объема заданий. Так, письменные задания в начале урока позволяют практически с минимальной потерей времени включить возбуж­денных после перемены учащихся в работу, настроить их на деловой лад. Такой стереотип начала урока, в иных случаях кажущийся консервативным, в работе с повышенно возбудимы­ми детьми является организующим фактором процесса обуче­ния. Монотонность же в подобной ситуации, как и чрезмерное разнообразие видов работ, по нашему мнению, не оправдывает себя в работе с такими детьми.

У детей с другими пограничными состояниями (например, ЗПР эмоцио-, психо-, соматогенного характе­ра) также отмечаются слабость устойчивости и распределения внимания, медленная включаемость в работу, инертность, что связано с погруженностью их в свои переживания. Объем же внимания существенно не отличается от здоровых детей (Сафади Хасан, 1997; И. И. Мамайчук, 2000). Эмоциональный фон урока, подбор материа­ла и постановка интересных вопросов, внимательное, доброжела­тельное, персональное обращение весьма эффективно способству­ют коррекции недостатков интеллектуальной деятельности этой категории детей.

Основными средствами педа­гогической поддержки детей с ослабленным вниманием, памятью являются:

· микроалгоритмическая организация деятельности учащихся на уроке (выслушать устное задание еще раз);

· дополнительный контроль за занятостью ребенка; при признаках истощения внимания смена деятельности на другую, более легкую;

· использование разнообразных видов занятий, игровых моментов;

· применение красочного наглядного дидактического материала вместо комплексных занятий, сложных инструкций, требующих пе­реключения внимания на последовательную постановку одноцелевых заданий;

· организация самопланирования и самопроверки как обязатель­ных этапов любой самостоятельной работы ученика на уроке, оречевление учеником своей деятельности.

Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию и сти­муляцию внимания у детей с ЗПР, многообразны. Коррекция внимания успешно проводится в процессе группового взаимодействия детей в игре или на уроке.

Например, одним из наиболее используемых приемов, доступных для проведения педагогами в процессе урока с детьми младшего школь­ного возраста, является словарный диктант с комментированием (С. С. Левитина, 1980). Он строится следующим образом: Ведущий читает каждое слово только один раз. Дети могут взять ручки только после прослушивания комментариев. Ведущий внимательно следит за тем, чтобы дети не заглядывали в тетради друг к другу. Если ребенок не может записать слово после ком­ментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предуп­реждают, что прочерк приравнивается к ошибке.

Перед началом работы целесообразно показать на нескольких при­мерах, как надо выполнять задание. Например, для комментирован­ного письма выбрано слово «пересадили».

Ведущий читает это слово, а затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого ведущий предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное сло­во. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили руч­ки, и начинается работа над следующим словом.

Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирова­ния умственных действий (П. Я. Гальперин, С. Л. Кобыльницкая, 1974).

Занятия по формированию внимания проводятся в виде обучения «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержа­щих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или про­пуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Например, детям предлагаются следующие тексты:

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощиа теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Вешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьютгнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Охотник вече­ром с охоты…». Каждому ребенку дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

Важное значение имеет психологическая коррекция отдельных свойств внимания, среди которых выделяются: объем внимания, рас­пределение внимания, устойчивость внимания, концентрация внима­ния, переключение внимания.

Недоразвитие объема внимания часто наблюдается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Рассмотрим для примера задания по формированию объема внима­ния у детей младшего школьного возраста, предложенные А. Ф. Ануф­риевой и С. Н. Костроминой (1997).

1. Ребенку показываются в порядке возрастания ко­личества букв бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, на­пример:

 РКБЛ                КТЦМ

ЖКПРЧ                ДЗНТК

КПТНСД              ШРВТБЧ

БМДРКЛФ          МВХШТСГ

МВПКШЛЧХБ   БРНЦДКСЧГ

Материалом к заданию могут служить также слова, состоящие из 4 – 16 букв, предложения, содержащие 5 – 16 букв.

Задача ребенка — запомнить и воспроизвести предъяв­ляемые буквы, слово или словосочетание. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, на­пример:

2. Упражнение на цифровом материале «найди числа»: ребенку предлагается цифровая таблица с чис­лами (количество цифр изменяется по мере увеличения объема вни­мания от занятия к занятию. Первично же таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Цифры разбросаны в случайном порядке.

                                                 Таблицы

1 7 4

 

3 2 5

 

9 5 8

 

6 9 1
9 5 2 1 8 6 4 1 6 2 5 8
2 6 8 7 9 4 3 7 2 4 7 1

Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее нахо­дить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты дол­жен показывать их указкой и называть вслух».

3. Игра «Пуговица». Играют два человека. Перед ребенком располагаются два одинако­вых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого иг­рока есть игровое поле — квадрат, разделенный на клетки. Начинаю­щий выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого пер­вый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй дол­жен расположить пуговицы на своем листе бумаги. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем сложнее становится игра. Эту игру можно использовать в работе по коррекции памяти, пространствен­ного восприятия, мышления.

Недоразвитие концентрации внимания может наблюдаться при всех формах ЗПР, но чаще встречается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Для игровых заданий, направленных на развитие концентрации внимания, потребуется: секундомеры, специальные бланки: перепутанные линии, корректурные бланки (цифровые и буквенные), вырезки из текстов. Для проведения занятий можно использовать любые печат­ные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и руч­ки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

1. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении детьми с ЗПР письменных работ.

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Перед началом выполнения заданий педагог дает соответствующую установку. Например: «Вот тебе шифровка, ты раз­ведчик и должен как можно быстрее вычеркнуть отдельные буквы. От результата твоей работы зависит очень многое. После быстрого выполнения задания ты должен передать этот бланк своему товарищу, и он должен быстро найти допущенные ошибки». Такая установка оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Корректурные упражнения с детьми с ЗПР должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев. Ребенку обязательно предлагаются домашние задания.

Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву)». По мере овладения заданием правила усложняются:

• меняются отыскиваемые буквы;

• по-разному зачеркиваются и др.;

• одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;

• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отме­чаются галочкой и т. п.

Все вносимые изменения должны четко отражаться в инструкции, предлагаемой в начале занятия.

Опыт работы показывает, что уже через месяц занятий у ребен­ка с ЗПР наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях.

2. Упражнения с предметами соревновательной форме. Например, группе из 3-5 человек предла­гается внимательно рассмотреть предметы, которые психолог в тече­ние одной-двух минут показывает (например, ручка, карандаш, фут­ляр, камешки, небольшая кукла, машинка и пр.). Затем эти предметы закрывают, и педагог предлагает детям подробно описать каждый предмет, его величину, форму, цвет и другие признаки. Дети описыва­ют выделенные признаки на листе бумаги, затем оценивается количество выделенных признаков каждым ребенком, и выигрывает тот, кто описал самое большое число признаков предметов.

3.  Игра «Зеркало»: детям предлагается вслед за ведущим по­вторить его действия (как отдельные движения, так и их последова­тельность).

4.  Для коррекции концентрации внимания в слуховой модальности целесообразно использовать арифметические диктанты. Инструкция: «Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я вам ска­жу: «Пишите!»

Содержание задач зависит от возраста и подготовленности детей. Например, задачи для детей первого класса могут быть такими:

«Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от по­лученного числе отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!» (от­вет: 3).

Для детей более старшего возраста задачи усложняются: Например: «Даны два числа: 56 и 92... вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное число умножь­те на первую цифру второго числа... Пишите!» (ответ: 15).

Рекомендуется предлагать детям самим придумывать задачи и в процессе игры задавать их друг другу.

Опыт работы исследователей [11]показал высокую эффективность таких упраж­нений для детей с ЗПР. Однако у детей с ЗПР церебрально-органиче­ского генеза выполнение этих упражнений вызывает значительные затруднения. В связи с этим необходимо соблюдение принципа от простого к сложному. На первых этапах педагог предлагает ребенку наиболее доступные для него задачи, правильное выполнение кото­рых обязательно должно поощряться.

5. Аналогичные диктанты можно проводить на слоговом и буквен­ном материале.

Например: ребенку предлагается слово «дерево». К пятой букве это­го слова необходимо добавить шестую букву, а к ней затем добавить третью букву. Какое слово будет?

С целью развития способности к распределению внимания способности ребенка выполнять две работы одновременно – предлагаются следующие виды заданий:

1. Чтение педагогом небольшого предложения сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ре­бенок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

2. Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время воспроизводят аудиозапись с детской сказкой (либо педагог читает текст). Потом прове­ряют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

3. Распределение цифр в определенном порядке.

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно перепи­сать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

4. «Найди слова» (модификация методики Мюнстерберга). Оборудование: карточки с буквами, среди которых нужно отыскать спрятавшиеся слова.

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще — существи­тельные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок. На выполнение всего задания отводится 5 минут. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГН-ЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ-МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ-СПТУЧОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ.

Для коррекции переключения внимания широко используются:

1. Упражнения, имеющие в своей основе тест «Красно-черные таблицы», модифицированный К. К. Платоновым.

Оборудование: таблицы с черными и красными цифрами в различ­ных расположениях.

Занятие включает три этапа:

1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черно­го цвета от 1 до 12;

2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке.

3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета в пря­мом порядке, а красного — в обратном.

После того как у ребенка будут удовлетворительные результаты по поиску предложенного выше количества цифр, их число можно уве­личить до 16, затем до 24, затем до 40 и пр. Задания можно модифици­ровать, заменив цифры буквами русского или латинского алфавита.

2. «Каждой руке – свое дело». Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение од­ной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

3. Корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв. Например, первые пять минут ребенок вычеркивает букву «С», сле­дующие пять минут — «3», затем поочередно вычеркивает букву «С» вертикальной линией, а «3» — горизонтальной, еще через пять минут — наоборот.

4. «Заметь все» («Чего не стало?», «Что изменилось?») Раскладывают в ряд 7—10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрыва­ются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8—10, спросить у де­тей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем чтобы дети перечислили их по по­рядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

5. «Ищи безостановочно». Задача — в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя (либо на сюжетной картинке) как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, фор­мы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает пе­речисление, другие его дополняют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: