Характеристика отдельных видов подзаконных актов

Как источников налогового права.

Акты судебных органов.

Вопрос о судебной практике как источнике права является дискуссионным. Однако нельзя не признать, что решения высших судебных органов — Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации имеют самое непосредственное влияние на практику применения нормативных актов о налогах и сборах[2].

Конституция Российской Федерации установила, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Конституция Российской Федерации не исключает возможности проверки судами общей юрисдикции и арбитражными судами соответствия нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую силу акту. Причем такой контроль может проводиться как при рассмотрении конкретного дела, так и вне связи с его рассмотрением.

Осуществляя эти полномочия, Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы граждан и государственных органов о признании недействительными и не подлежащими применению нормативных актов, принятых с нарушением законов, или других актов большей юридической силы. Предметом проверки становятся постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств.

К примеру, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 1998 г. № ГКПИ 98-412 признаны недействительными и не подлежащими применению п. 6 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 800 «О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий». Этим Постановлением были изменены ставки платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, порядок исчисления базы для расчета этих платежей. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что Постановление принято с нарушением компетенции, установленной Правительству Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Имеются многочисленные примеры признания Верховным Судом Российской Федерации недействительными положений, инструкций, нормативных писем государственной налоговой службы Российской Федерации, Министерства Финансов России.

Решение Верховного Суда Российской Федерации об отмене того или иного нормативного акта порождает новые права и обязанности участников налоговых отношений, и только в этом смысле такое решение является нормотворческим. Однако суд не создает новой нормы права, не определяет правила, подлежащие исполнению. Вместо отмененного акта начинают действовать иные нормы, а в случае, если образуется пробел в регулировании, отношения строятся исходя непосредственно из норм Конституции Российской Федерации. Поэтому о нормотворческой деятельности Верховного Суда Российской Федерации можно говорить с долей условности.

В силу ст. 138 части первой Налогового кодекса Российской Федерации Арбитражным судам подведомственны дела по спорам об обжаловании организациями и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов налоговых органов, например инструкций.

Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на практику административных органов. Министерство по налогам и сборам России систематически обобщает принятые постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и доводит их в своих письмах до сведения налоговых инспекций для учета в повседневной работе. При рассмотрении конкретных вопросов Министерство по налогам и сборам России нередко ссылается на судебные решения в подтверждение своей позиции.

Акты Правительства Российской Федерации

Подзаконные нормативные акты Правительства Российской Федерации, на которое в соответствии с частью первой статьи 114 Конституции Российской Федерации возложено обеспечение финансовой, кредитной и налоговой политики. В частности, постановлением Правительства могут устанавливаться:

- ставки федеральных налогов в случаях, указанных в Налоговый Кодекс Российской Федерации, в порядке и в пределах, определенных Налоговый Кодекс Российской Федерации (п. 1 ст. 53 НК РФ);

- порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 Налоговый Кодекс Российской Федерации);

- перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 Налоговый Кодекс Российской Федерации);

- порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 Налоговый Кодекс Российской Федерации);

- порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 Налоговый Кодекс Российской Федерации).

Пример актов этой группы:

Постановление Правительства Российской Федерации "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" от 06.04.99 № 382 (в ред. от 04.09.2001);

Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266.

Правительство Российской Федерации полномочно принимать и другие нормативные акты, связанные с исчислением и уплатой налогов. Например, ст. 64 части первой Налоговый Кодекс Российской Федерации предусматривает возможность отсрочки или рассрочки платежа налога налогоплательщикам, чья деятельность носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 131 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации уполномочивает Правительство Российской Федерации  установить порядок и размеры выплат лицам, привлеченным к участию в деле о налоговом правонарушении (переводчики, эксперты и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: