Особенности строения тела

Введение

Актуальность. Известно, что до настоящего времени уровень развития двигательных качеств у детей, достигаемый в процессе физического воспитания в школе, в том числе на уроках физической культуры, относительно невысок и не удовлетворяет современным требованиям.

В то же время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья детей, повышением их функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, является ведущим в программе начальных классов общеобразовательной школы.

Проблемам физической подготовленности школьников педагоги и научные работники уделяют большое внимание, как в России, так и за рубежом, ведётся поиск научно обоснованных средств и методов совершенствования системы физического воспитания, в том числе, в условиях общеобразовательной школы.

Для рациональной организации и физиологического обоснования процесса физического воспитания школьников необходимо знание и учет особенностей их естественного развития.

Важнейшее значение имеет раннее формирование физической активности детей, содержанием которой является систематическая мотивированная деятельность, направленная на физическое совершенствование [2]. Физическое совершенствование, а через него и укрепление здоровья, возможно только при построении учебного процесса, не противоречащего темпам и направленности индивидуального развития ребёнка [30].

Цель исследования. Выявить различия в физическом развитии и физической подготовленности школьников 14-17 лет, имеющих разные типы телосложения.

Задачи:

1. Повести анализ научно-методической литературы, касающейся исследуемой проблемы.

2. Изучить особенности физического развития школьников 14- 17 лет разных типов телосложения

3. Изучить особенности физической подготовленности школьников 14-17 лет разных типов телосложения.

Объект исследования. Школьники мужского пола 14-17 лет, имеющие разные типы телосложения.

Предмет исследования. Особенности физического развития, физической подготовленности школьников 14-17 лет, имеющих разные типы телосложения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно поможет рационально организовывать и осуществлять процесс физического воспитания школьников 14-17 лет, имеющих разные типы телосложения за счет подбора адекватных средств, методов, форм организации и контроля за деятельностью учащихся, имеющих разные типы телосложения. 

 

Глава 1. Особенности физического развития школьников 14-17 лет

Особенности строения тела

Движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка. Согласно данным известного физиолога И.А.Аршавского, уже в эмбриональном периоде двигательная активность в значитель­ной степени определяет темпы общего развития организма [6].

Опорно-двигательный аппарат человека включает в себя костную и мышечную системы. С его деятельностью связана одна из ведущих функций всего живого - движение.

В процессе пренатального и постнатального развития кост­ная система ребенка подвергается сложным преобразованиям. Фор­мирование скелета начинается в середине 2-го месяца эмбриоге­неза и продолжается до 18-25 лет постнатальной жизни.

Интенсивное утолщение стенок костей и повышение их меха­нической прочности идет до 6-7 лет. Затем до 14 лет толщина компактного слоя практически не изменяется, а после 14-18 лет вновь идет возрастание прочности костей.

Усиление темпов роста позвоночника наблюдается в младшем школьном возрасте, в 7-9 лет, и с началом полового созрева­ния. После 14 лет позвоночник практически не растет. Грудная клетка к 12-13 годам уже значительно напоминает грудную клетку взрослого.

В целом строение таза приближается к взрослому человеку к 14-16 годам, с этого момента таз способен выдерживать значи­тельные нагрузки.

Мышечная система ребенка в процессе онтогенеза претерпева­ет значительные структурные и функциональные изменения. Форми­рование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит гетерохронно, т.е. сначала образуются те скелетные мышцы, которые необходимы для нормаль­ной жизнедеятельности организма ребенка на данном возрастном этапе.

Начиная с 14-15 лет микроструктура мышечных ткани практи­чески не отличается от взрослого. Однако утолщение мышечных волокон может продолжаться до 30-35 лет.

Развитие мышц верхних конечностей обычно предшествует развитию мышц нижних конечностей.

Общая масса мышц верхних и нижних конечностей быстро на­растает в период полового созревания. Масса скелетных мышц у подростков 14-15 лет составляет 32,6% от общей массы тела.

По сравнению с подростками 12-14 лет, у школьников стар­ших классов наблюдается относительно спокойное течение всех процессов, происходящих в организме: более равномерно идет рост и развитие отдельных органов и систем по отношению друг к другу.

В связи с окончанием полового созревания в этом возрасте у учащихся четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. Особенности стар­шего школьного возраста проявляются в замедленном росте тела в длину и преобладании роста в ширину, а также в увеличении при­роста в весе теле. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослому.

К концу данного периода достигают своего максимума разли­чия между юношами и девушками в размерах и формах тела. Юноши становятся выше девушек в среднем на 10 см. и тяжелее на 5 кг. У девушек же, в отличие от юношей, наблюдаются более длинное туловище, более короткие ноги и руки, низкое расположение центра тяжести. Все эти особенности сказываются н на длине ша­га, скорости ходьбы и бега и т.д.

В 15-17 лет у школьников заканчивается окостенение боль­шей части скелета, за исключением нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные кости), окостенение которых завершается к 25-26 годам. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается. Кости становятся более толстыми и прочны­ми.

В этом время энергично (особенно у юношей) развивается грудная клетка, заканчивается формирование кривизны позвоноч­ника. Скелет у старших школьников уже способен выдерживать значительные нагрузки. В тесной связи с развитием костного ап­парата идет формирование мышц, сухожилий и связок.

В отличие от подростков, у школьников 15-17 лет развитие мышц не отстает от роста костей и идет более равномерно и быстро. В этом возрасте, в особенности у юношей, быстро увели­чивается мышечная масса, растет сила мышц.

В старшем школьном возрасте продолжают заметно изменяться физико-химические свойства мышц, совершенствуются их функцио­нальные свойства. Мышечная ткань по своему химическому составу (соотношению белков, жиров, воды и др.), строению, сократи­тельным свойствам приближается к нормам взрослых. Достигают высокого уровня возбудимость и лабильность мышц, их нервная регуляция. Вместе с тем, мышцы у старшеклассников эластичнее, чем у взрослых, т.е. обладают свойством в большей степени уко­рачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. У школьников старших классов более отчетливо, чем у подростков, выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой поло­вины тела.

В 16 лет мальчики по длине тела в конце 70-х - начале 80-х гг. достигали 97,0-99,6% средней окончательной величины этого параметра. Считается, что различия между взрослыми муж­чинами и женщинами зависят от времени наступления пубертатного скачка. Различия в длине тела мальчиков и девочек не превышают 2,0% до момента пубертатного скачка, а после него достигают 8,0% [24].

В подростковом возрасте период повышения интенсивности роста сочетается с бурном нейроэндокринной перестройкой [7].

В подростковом периоде соответствие биологического воз­раста мальчиков и календарному возрасту устанавливается преи­мущественно по развитию вторичных половых признаков. Стадии полового созревания связаны с оссификацией скелета - скелетной зрелостью [17].

По мере перехода от низкой к высокой стадии полового соз­ревания увеличивается массивность скелета, число постоянных зубов. Высокая степень тесноты связи между оссификацией скеле­та и выраженностью развития вторичных половых признаков у мальчиков появляется в 14-15 лет.

Верхние дыхательные пути (нос, придаточные полости носа, полость рта, гортани и носоглотки(почти достигают в период полового созревания размеров, свойственных взрослому человеку [1,20].

Рост гортани продолжается до 22-25 лет. В период пубертата ускоряется рост трахеи. В 15-16 лет ее длина вдвое превышает таковую при рождении. Уве­личение диаметра трахеи в этот период происходит так же интен­сивно. Слой гладких мышечных волокон достигает в период поло­вого созревания дефинитивного развития [1]. Основные изменения строения легких человека происходят до 14 лет [32]. Форма грудной клетки устанавливается с 12 лет. В 15 лет происходит резкое увеличение ее поперечного диаметра, за которым следует замедление ее роста в длину, определяющее окончательную форму. Формирование грудной клетки как целого образования происходит в тесной связи с ростом и развитием легких, органов брюшной полости.

Период полового созревания характеризуется наиболее вы­соким темпом роста и развития системы дыхания [11,21]. В подростковом возрасте биомеханические свойства легких и грудной клетки претерпевают существенные изменения. По сравнению с периодом новорожденности бронхиальное сопротив­ление снижается в 10 раз, а легочная растяжимость увеличивает­ся в 2 раза [10]. При этом наи­большее снижение бронхиального сопротивления наблюдается в 13 и 15 лет. В возрасте 15 лет бронхиальное сопротивление не пре­вышает 1,9 см вод. ст. В возрасте 12-15 лет резерв дыхания (РД) составляет до 92% от уровня максимальной вентиляции лег­ких (НВЛ).

Возрастная экономизация функции дыхания проявляется в увеличении эффективности легочного газообмена за счет удлине­ния продолжительности и амплитуды дыхательного цикла с возрас­том. Подростки 16 лет приближаются к дефиниритивному уровню развития регуляторных механизмов дыхательной функции легких. У них самый высокий уровень эффективности легочного газообмена как в покое, так и при нагрузке; самые четкие дифференцировоч­ные реакции на специфические раздражители; лучше, чем у более младших подростков, развита способность к активному подавлению химической и нервной аффоренциации при произвольной гипервен­тиляции кислородом и произвольных задержках дыхания на различ­ных уровня объемов легких.

Возрастное развитие биомеханических свойств дыхательной системы является основой совершенствования вентиляции. Уровни легочной и альвеолярной вентиляции в расчете на единицу площа­ди поверхности тела или 1 кг массы тела являются следующей важной характеристикой системы дыхания.

Учет особенностей формирования дыхательной функции легких и механизмов, ее регуляции в возрастном отрезке онтогенеза от 12 до 16 лет позволит обосновать объемы посильных нагрузок, режимы занятий физическими упражнениями, определить необходи­мость и характер воздействий в случаях отставания или непра­вильного развития структурно-функциональных звеньев дыхатель­ной системы.

Своеобразие подросткового этапа онтогенеза состоит в том, что совершенствование всех физиологических системы организма проистекает одновременно и взаимосвязано с созреванием репро­дуктивной функции и значительными перестройками. вызванными этим процессом. При этом, развитие всех систем организма предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой системе (ССС) как системе жизнеобеспечения. Именно деятельность сер­дечно-сосудистой системы является одним из важнейших факторов. лимитирующих развитие приспособительных реакций растущего ор­ганизма в процессе его адаптации к условиям обучения и воспи­тания [15].

Обширный литературный материал дает основание заключить, что центральное звено систем кровообращения в период от 11 до 17 лет изменяется значительно, что выражается, прежде всего, в повышении ударного объема и сердечного выброса, росте артери­ального давления и увеличении длительности основных фаз сер­дечного цикла.

Общая продолжительность сердечного цикла в период от 14 до 17 лет практически не отличается от величин, характерных для взрослых людей [28].

Центральные и перефирические звенья сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте претерпевают значительные из­менения от начального периода пубертата к его завершению. На этом этапе развития происходит повышение артериального давле­ния и увеличение сердечного выброса, удлинение основных фаз и периодов сердечного цикла, снижение интенсивности периферичес­кого кровотока и усиление его реактивности. Эти перестройки отражают формирование зрелого типа внутрисистемных отношений, создающих условия для наиболее оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы.

Совершенствование системы гемодинамики к концу подростко­вого возраста обеспечивает метаболические потребности других физиологических систем, что отчетливо выявилось при сопостав­лении регионарного мозгового кровотока и функциональной актив­ности мозга в процессе умственной деятельности [28].

Для правильной постановки физического воспитания учащихся очень важен учет особенностей развития центральной нервной системы, которой принадлежит ведущая роль в регуляции всех функций организма. В старшем школьном возрасте завершается развитие центральной нервной системы, высокого совершенства достигает высший ее отдел - кора головного мозга. Нервные про­цессы приобретают большую подвижность, растет их сила, проте­кание процессов возбуждения и торможения становится более уравновешенным. Значительно улучшается аналитическая и синте­тическая деятельность коры головного мозга. Высокого уровня развития достигает вторая сигнальная система. Все это создает благоприятные условия для углубленного обучения учащихся дви­гательным действиям, развивать двигательные качества [29].

В связи с высоким уровнем развития двигательного анализа­тора, у старшеклассников значительно повышается способность анализировать и точно воспринимать различные движения.

Несмотря на высокий уровень развития высшей нервной сис­темы деятельности, у школьников старших классов еще наблюдает­ся некоторое преобладание процессов возбуждения над торможени­ем.

В старшем школьном возрасте у школьников наиболее резко проявляются индивидуальные особенности в отношении приспособ­ляемости к большим и длительным физическим нагрузкам. Это свя­зано главным образом в тем, что этот период среди школьников отмечается значительно большее число различных уровней физи­ческого развития, функциональных возможностей и физической подготовленности. При выборе упражнений, методики развития двигательных качеств возникает необходимость строго учитывать эти особенности [29].

Старший школьный возраст является завершающим этапом мор­фологического созревания всех звеньев двигательного аппарата [12,22]. Знание физиологических механизмов, лежащих в основе орга­низации двигательных действий в этом возрасте, имеет большое практическое значение. Именно в этом возрасте осваивается большинство трудовых и спортивных движений, эффективное значе­ние которым возможно только при учете возрастных особенностей двигательной функции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: