Особенности физической подготовленности

 

Для оценки физической подготовленности учащихся нами был использован стандартный набор тестов, различной направленности, обычно применяемых в системе школьного воспитания. Полный комплекс тестов включал бег 30 метров, челночный бег 3 х 10 метров, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа за 15 секунд. Этими контрольными упражнениями оценивалась быстрота и скоростно-силовые качества. По результатам становой и кистевой динамометрии оценивалась абсолютная сила. Для характеристики выносливости использовался шестиминутный бег. Гибкость оценивалась по наклону туловища из положения сидя. Также в состав контрольных упражнений входило подтягивание на высокой перекладине и удержание туловища по углом 45 градусов сидя относительно пола.

Особенности моторного развития подростков 14-17 лет разных типов телосложения представлены в таблице 2.

Мы выявили, что для представителей разных типов телосложения характерны особенности в проявлении физических качеств.

Так для группы подростков, мышечного типа телосложения свойственны самые высокие результаты по всем исследуемым возрастам в скорости бега (бег 30 м.), в проявлении координационных способностей (челночный бег 3 х 10 м.), в упражнениях скоростно-силового характера, в которых задействованы мышцы ног (прыжок в длину с места), в подтягивании на перекладине. Эти подростки имеют высокие показатели в проявлении абсолютной силы (становая, кистевая динамометрия). Школьники астено-торакального типа имеют более низкие результаты в проявлении координационных способностей, проявлении абсолютной силы, а выносливость (6 - минутный бег) развита очень хорошо. 

Школьники дигестивного типа имеют сравнительно более низкие показатели физической подготовленности. Во всех возрастных группах лишь динамическая сила мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа за 15 с.) и статическая выносливости (удержание туловища под углом 45 градусов, с.) у них превышает значения этих показателей подростков других типов. Результаты, которые они показывают в челночном беге, уступают только результатам представителям «силового» типа.

Таким образом, в большинстве возрастных групп подростки астено-торакального типа характеризуются в целом сравнительно более высокими показателями развития выносливости и гибкости. Представители мышечного типа обладают относительно более высокими показателями, быстроты, координационных способностей, силы и скоростно-силовых качеств. Сила и динамическая сила мышц брюшного пресса, статическая выносливость наибольшее развитие имеют у подростков дигестивного типа.

Для выяснения различий в моторном развитии школьников различного типа телосложения, мы провели сопоставление показателей их физической подготовленности. В качестве критерия изменчивости была избрана такая характеристика, как количество показателей, по которым отмечаются изменения, достоверные по t - критерию Стьюдента. При оценивании моторных характеристик школьников 14-17 лет разных типов оказалось, что количество достоверных различий между показателями физической подготовленности подростков А-Т и М типов составляет 34, между представителями А и Д типов - 29, между представителями М и Д - 19.

Для более наглядного определения особенностей физической подготовленности школьников различного типа нами были построены диаграммы типа «звезда», несущие информацию о структуре моторики каждой типологической группы (рис.1-4). Для этого до начала проведения педагогического эксперимента нами была разработана система оценки уровня физической подготовленности школьников 14-17 лет, который определялся путем вычисления среднего арифметического показателя в баллах по всем используемым в исследовании тестам. Для нормирования уровней физической подготовленности применяли величину, равную 0,67s. Каждому интервалу была присвоена оценка от 1 до 5 баллов, что в дальнейшем позволило качественно оценить уровень физической подготовленности старшеклассников. 

Нам удалось получить интересные результаты, позволяющие судить о наличии типологических особенностей в уровне развития физических качеств у старшеклассников разного типа телосложения. 

 

Выводы

1.

2. Школьники 14-17 лет астено-торакального, мышечного и дигестивного типов телосложения во многом отличаются по своему физическому развитию и, могут рассматриваться по этим показателям как члены различных совокупностей.

3. Школьники 14-17 лет разных типов телосложения существенно и достоверно различаются по уровню физической подготовленности. У школьников астено-торакального типа лучше всего развита выносливость, хуже - силовые, скоростно-силовые способности и быстрота. У мышечников «ведущие» - силовые, скоростно-силовые, быстрота, координационные способности, относительно слабо развита выносливость и гибкость. У дигестивников «ведущими» являются силовые качества, «отстающими» - выносливость, координационные способности и гибкость. 

 

Литература

1. Андронеску А. Анатомия ребен­ка / А. Андронеску. - Бухарест, 1970. - 360 с.

2. Бальсевич В.К., Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. - Киев: Здоров’я, 1987. - 224 с.

3. Баранов С.В. Результаты изучения атлетических достижений и связи их с данными антропометрических исследований. В сб.: «Опыт изучения физической культуры» / С.В. Баранов. – Л.: Научн. сессии Воен.- морской мед.академии, 1925. – С. 47-62.

4. Бунак В.В. Антропометрия: Практ. курс. Пособие для ун-тов / Бунак Виктор Валерианович. - М.: Учпедгиз, 1941. - 368 с.: ил., черт., бланк.

5. Граевская Н.Д. Врачебные наблюдения за легкоатлетами. В сб.: «Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки» / Н.Д. Граевская. – М.: Физическая культура и спорт, 1954. – 149с.

6. Ермолаев Ю.А.. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 1985 г. - 263 с.

7. Колесова Д.В Половое развитие мальчиков / Д.В. Колесова. - М., 1985. - 88 с.

8. Клиорин А.И. Физиология подростка А.И. Клиорин // материалы симпозиумов: IX научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. - М., 1969. - С. 3-13;

9. Кречмер Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 240 с.

10. Кузнецова Т.Д. Возрастные изменения функций дыха­ния у детей от рождения до 14 лет / Т.Д. Кузнецова // Современные проблемы фи­зиологии дыхания. - Куйбышев, 1980. - С. 91-98

11. Кузнецова Т.Д. Динамика функцио­нальных показателей дыхательной системы подростков 12-13 лет в процессе адаптации к дозированной физической нагрузке / Т.Д. Кузнецова // Осо­бенности развития физиологических систем школьников. - 1983. - С. 40-47

12. Любомирский Л.Е. Уп­равление движениями у детей и подростков / Л.Е. Любомирский. - М., 1974. - 229 с.

13. Лутовинова Н.Ю. Сравнительная характеристика отдельных групп спортсменов / Н.Ю. Лутовинова // Вопросы антропологии. – 1965. - № 20.- с. 19 – 20.

14. Лутовинова Н.Ю. Определение размерных антропологических стандартов для различных групп спортсменов / Н.Ю. Лутовинова, М.И. Уткина // Вопросы антропологии.- 1961. - № 8. – с. 14 – 15.

15. Меерсон Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца / Ф.З. Меерсон. - М., 1978. - 343 с.

16. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой – М.: Педагогика, 1998. – 186 с.

17. Миклашевская Н.Н. Особенности роста и развития организма / Н.Н. Миклашевская, Б.А. Никитюк // Морфология человека. - М., 1983. - С. 320

18. Митин В.В. Морфофункциональные характеристики хоккеистов различных возрастных групп и квалификации: автореф. дис… канд. пед. Наук / В.В. Митин. – М., 1971. – 52 с.

19. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 287 с.

20. Остаровская И.М. Анатомо-физиологические особенности детского возраста / И.М. Остаровская. - М., 1963. - 232 с.

21. Петро­ва-Брюханова А.К. Особенности внешнего дыхания у практически здо­ровых детей в возрасте от рождения до 14 лет, выявленные мето­дом пневмографии: автореф. дисс.... докт. мед. наук / А.К. Петрова-Брюханова. - Куйбы­шев, 1960. - 48 с.

22. Семенова Л.К. Развитие суставно-связочного аппарата. Развитие соматической мускулатуры / Л.К. Семенова // Основы морфологии и физиологии де­тей и подростков. - М., 1969. - С. 31-74

23. Строкина А.Н. Поверхность тела у спортсменов / А.Н. Строкина // Теория и практика физической культуры. – 1964. - № 5. – с. 32 – 34. 

24. Таккер Д. Рост и конституция человека / Д. Таккер // Биоло­гия человека. - М., 1968. - С. 247-326

25. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 0303»Физкультура / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина др.; под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

26. Туманян Г.С. Телосложение и спорт. – М.: Физическая культура и спорт / Г.С. Туманян, Э.Г. Мартиросов. – М.: Физическая и спорт, 1976. – 238 с.

27. Уткина М.И. Предварительные данные по факцированию     веса тела некоторых групп спортсменов / М.И. Уткина // Вопросы антропологии. – 1965. - № 19. – с. 11. 

28. Физиология по­дростка / Под редакцией Д.А.Фарбер. - М.: Педагогика, 1988. - С. 112

29. Физическая культура в старших классах / Под ред. З.И.Кузнецовой. - М., 1964. - С. 15-16

30. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.

31. Холодковская Е.И. Некоторые итоги врачебного обследования спортсменов в период тренировки. В сб.: «Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки» / Е.И. Холодковская. – М.: Физкультура и спорт. – 1952. – с. 64 – 69.

32. Хура А.И. Пневмологические проблемы / А.И. Хура. - Братислава, 1965. - 701 с.

33. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений – 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

34. Штефко, В.Г., Островский, А.Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штефко, А.Д. Островский. - М., 1929. - 79 с.

 

  

 

 

 

 

Таблица 1 

Показатели физического развития школьников

14-17 лет, имеющих разные типы телосложения (М m)

п/п

Антопометрические.признаки

Воз-

раст,

       Типы телосложения

Достоверные различия

  А-Т М В АТ-М М-Д АТ-Д

 

 

1.

 

 

Длина тела, см.

 

14 лет 161,8±1,38 162,9±1,52 168,0±1,1 - * *
15 лет 169,9±1,54 168,3±1,39 171,0±1,16 - * -
16 лет 173,0±1,08 172,3±0,73 171,1±1,0 - - *
17 лет 173,9±1,16 172,8±1,35 171,4±1,15 - - -

 

 

2.

 

 

Масса тела, кг

 

14 лет 48,5±1,3 52,0±1,62 61,9±1,9 * * *
15 лет 52,8±1,44 56,8±1,5 65,1±1,9 * * *
16 лет 55,3±1,0 63,1±1,28 69,3±1,93 * * *
17 лет 57,2±1,26 65,0±1,64 71,0±1,5 * * *

 

3.

 

ЖЕЛ, куб. см

14 лет 2826,7±77,1 3034,6±116,7 3222,2±188,1 * - *
15 лет 3242,4±123 3218,2±112,0 3636,4±152,8 - * *
16 лет 3426,7±113,1 3746,2±152,4 3691,7±186,1 * - -
17 лет 3760±122,6 4166,7±110,5 4300±197,3 * - *

 

4.

 

ОГК, см

 

 

14 лет 74,5±0,8 79,0±1,18 86,4±1,45 * * *
15 лет 78,7±1,03 82,1±0,91 87,7±2,14 * * *
16 лет 80,8±0,8 84,4±0,79 88,5±1,8 * - *
17 лет 83,5±0,81 88,6±1,15 91,8±2,45 * - *

 

 5

 

 

Окружность бедра, см

 

14 лет 44,2±0,61 46,3±0,81 52,0±1,2 * * *
15 лет 46,8±1,07 50,1±1,15 53,7±1,17 * * *
16 лет 47,9±0,8 51,5±1,12 54,6±2,13 * * *
17 лет 48,5±0,78 51,8±1,1 56,7±1,5 * * *

 

 6

 

Окружность талии, см

 

14 лет 64,2±0,72 66,7±0,84 72,6±1,37 * * *
15 лет 65,4±0,96 68,1±0,76 74,1±1,85 * * *
16 лет 66,3±0,72 71,3±0,76 76,3±1,43 * * *
17 лет 68,3±0,65 72,8±0,97 78,3±3,1 * * *

 

 7

 

Окружность плеча, см

 

14 лет 21,3±0,29 23,0±0,36 25,8±0,64 * * *
15 лет 22,3±0,38 24,3±0,37 26,5±0,65 * * *
16 лет 22,3±0,26 25,7±0,31 28,8±1,0 * * *
17 лет 23,1±0,29 25,9±0,39 28,9±1,04 * * *

 

 8

 

Окружность запястья, см

 

14 лет 14,9±0,18 15,8±0,21 16,4±0,22 * * *
15 лет 15,6±0,19 16,1±0,18 16,5±0,24 * - *
16 лет 15,6±0,12 16,3±0,15 16,7±0,15 * * *
17 лет 16,0±0,14 16,5±0,22 16,9±0,34 * - *

 

 9

 

КЖС под лопаткой, мм

 

14 лет 6,7±0,2 6,9±0,3 13,1±0,7 - * *
15 лет 7,0±0,3 7,5±0,3 11,0±0,7 - * *
16 лет 7,0±0,2 7,9±0,4 12,1±0,1 * * *
17 лет 7,3±0,2 8,9±0,4 13,0±0,8 * * *

 

10

 

КЖС на животе, мм

 

14 лет 7,5±0,4 8,6±0,5 16,5±1,1 * * *
15 лет 7,2±0,5 9,3±0,6 14,5±1,8 * * *
16 лет 6,8±0,5 9,6±0,1 15,8±0,3 * * *
17 лет 7,5±0,6 9,1±0,9 16,6±1,7 * * *

 

11

 

КЖС на плече, мм

14 лет 5,1±0,3 4,7±0,3 11,2±1,2 - * *
15 лет 4,6±0,3 4,9±0,4 8,2±1,1 - * *
16 лет 3,4±0,1 5,0±0,5 10,0±0,22 * * *
17 лет 3,3±0,1 4,3±0,6 10,0±1,5 * * *

 

Таблица 2

Показатели физической подготовленности школьников

14-17 лет, имеющих разные типы телосложения (М m)

 

п/п

Двигательные тесты

Воз-

раст,

     Типы телосложения

Достоверные различия

А-Т М Д АТ-М М-Д АТ-Д

 

 

1.

Бег 30 м., с.

14 лет 5,33±0,05 5,15±0,07 5,34±0,08 * * -
15 лет 5,15±0,05 4,9±0,06 5,1±0,07 * * -
16 лет 4,9±0,04 4,7±0,05 4,9±0,1 * * *
17 лет 4,78±0,07 4,58±0,07 4,93±0,09 * * -

 

 

2.

Челночный бег

3х10 м., с.

14 лет 8,32±0,07 8,1±0,08 8,2±0,1 * * -
15 лет 8,27±0,09 7,89±0,07 8,0±0,11 * * *
16 лет 8,14±0,1 7,62±0,07 7,86±0,17 * * *
17 лет 8,01±0,06 7,5±0,06 7,89±0,27 * * -

 

3.

6-минутный бег, м.

14 лет 1344,2±17,9 1222,9±18,0 1134,4±63,2 * * *
15 лет 1366,8±18,1 1239±30,1 1174,5±50,6 * * *
16 лет 1378±20,1 1316,6±19,8 1246±47,4 * * *
17 лет 1421,1±43,4 1363±24,1 1283±13,6 - * *

 

4.

Наклон туловища вперед, см.

14 лет 8,5±0,53 7,3±0,93 7,0±1,4 - - -
15 лет 8,1±0,72 8,1±0,8 7,5±1,3 - - -
16 лет 7,3±0,56 7,6±0,2 7,2±1,6 - - -
17 лет 7,5±0,4 7,4±0,5 6,7±0,6 - - -

 

 5

 

Подтягивание на перекладине, кол-во раз

14 лет 6,4±0,47 7,5±0,55 4,8±0,7 * * *
15 лет 7,6±0,6 9,5±1,08 5,0±0,7 * * *
16 лет 7,9±0,6 10,1±0,63 5,4±1,2 * * -
17 лет 8,7±0,7 10,4±0,8 6,0±1,1 * * *

 

 6

Становая динамометрия, кг.

14 лет 83,6±4,6 97,9±7,8 94,8±3,8 * - *
15 лет 91,7±4,1 101,8±5,4 100,8±4,2 * - *
16 лет 102,9±,6,1 115,6±4,5 117,3±5,9 * - *
17 лет 110,7±4,4 122,4±7,2 120,4±8,1 * - -

 

 7

Динамометрия правой кисти, кг.

14 лет 24,6±1,2 29,8±1,9 29,2±2,3 * - *
15 лет 25,0±1,4 31,6±2,1 31,4±2,9 * - *
16 лет 26,0±1,2 36,0±1,6 35,5±3,1 * - *
17 лет 32,1±1,3 37,9±2,3 38,8±3,7 * - *

 

 8

Динамометрия левой кисти, кг.

14 лет 22,5±1,2 28,8±1,6 28,6±2,3 * - *
15 лет 24,1±1,4 29,9±2,0 29,8±2,7 * - *
16 лет 25,0±1,2 34,0±1,6 32,2±2,6 * - *
17 лет 30,4±2,1 36,6±2,2 35,9±2,7 * - -

 

 9

Поднимание тул-ща за 15 с., кол-во раз

14 лет 19,9±0,62 20,4±0,87 20,9±1,1 - - -
15 лет 20,7±0,7 21,8±1,1 23,0±1,0 - - *
16 лет 20,9±0,6 23,0±0,9 24,8±1,2 - - *
17 лет 21,6±1,1 25,3±1,0 26,7±2,1 * - *

 

10

Удержание тул-ща под углом 45 гр., с.

14 лет 79,7±7,4 90,8±12,9 100,3±8,5 - - *
15 лет 87,8±9,7 100,4±9,8 113,5±10,3 - - *
16 лет 92,9±9,8 107,4±11,0 117,0±11,5 - - *
17 лет 98,0±7,6 110,5±8,3 123,7±9,8 - - *

 

11

Прыжок в длину с места, см.

14 лет 186,2±2,7 200,0±4,3 195,0±5,5 * - *
15 лет 189,3±2,5 217,9±2,2 194,0±5,0 * * -
16 лет 209,7±2,9 227,1±3,4 199,1±4,8 * * *
17 лет 215,1±4,7 231,8±4,2 213,0±6,4 * * -

       

Рис 1. Особенности структуры моторики школьников 14 лет разных типов телосложения

 

Рис. 2. Особенности структуры моторики школьников 15 лет разных типов телосложения

 

 

Рис. 3. Особенности структуры моторики школьников 16 лет разных типов телосложения

 

 

Рис. 4. Особенности структуры моторики школьников 17 лет разных типов телосложения

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: