Сущность налоговых органов Российской Федерации

СОДЕРЖЕНИЕ

1. Сущность налоговых органов Российской Федерации…………………………..……….3

2. Задачи и основные права и обязанности налоговых органов…………………………...10

3. Взаимодействие системы налоговых органов с государственными органами власти.14

Список использованных источников…………………………………………………………17

Приложения

 

 

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.

Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.

Декретом Совета Народных комиссаров от 31 октября 1918 г. утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов. Одновременно были упразднены ранее действовавшие налоговые органы.

Перемены, происходившие в стране в конце 80-х – начале 90-х гг. затронули и сферу налогообложения. В результате реорганизации на основе существовавших налоговых органов в 1990 году созданы:

-   Главная государственная налоговая инспекция министерства финансов СССР;

- Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных республик;

- Государственные налоговые инспекции министерств финансов автономных республик;

-  Государственные налоговые инспекции финансовых аппаратов областей, краев, округов, городов, районов.

Государственные налоговые инспекции различных уровней выполняя возложенные на них задачи, подчинялись соответствующим министерствам финансов и их аппаратам на местах, а также вышестоящим инспекциям.

В 1991 - 1992 г. состоялось создание единой централизованной Государственной налоговой службы Российской Федерации. Единая централизованная система налоговых органов состояла из:

- Государственной налоговой службы Российской Федерации (ГНС РФ);

- Государственных налоговых инспекций (ГНИ) республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов с районным делением;

- Государственных налоговых инспекций (ГНИ) по районам, городам без районного деления и районным в городах.

С 1996 г. создана Всероссийская государственная налоговая академия Государственной налоговой службы России. Кроме того, при Правительстве РФ действует Институт налогов и налогообложения Финансовой академии.

В конце 1998 г. Государственная налоговая служба Российской Федерации переименована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. МНС России действовала до сентября 2004 г., когда была преобразована в Федеральную налоговую службу, вновь введенную в состав Минфина.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. Единую централизованную систему налоговых органов, как видно из рисунка 1, составляют федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня. Создание каких-либо иных налоговых органов, не входящих в единую централизованную систему ФНС РФ, не допускается, что вытекает из принципа единства налоговой системы России.

 

 
Центральный аппарат
Федеральная налоговая служба России

 

Территориальные органы
Управление ФНС по субъекту Российской Федерации Инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления Инспекции ФНС межрайонного уровня

 

Межрегиональные инспекции ФНС
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Федеральному округу

 

 

 

 

 

Рис.1. Система налоговых органов Российской федерации

 

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В систему ФНС входят подведомственные организации.

Подведомственные организации ФНС:

- Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России (ФГУП ГНИВЦ ФНС России)

- Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы ФНС России (ГНИИ РНС)

- Государственные лечебно-оздоровительные, образовательные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении ФНС России.

Территориальными органами ФНС являются:

- управления ФНС по субъектам Российской Федерации;

- межрегиональные инспекции ФНС;

- инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления;

- инспекции ФНС межрайонного уровня.

Основное бремя работы с налогоплательщиками лежит на инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления и межрайонного уровня. Инспекция непосредственно подчиняется Управлению ФНС России по субъекту федерации. Будучи юридическим лицом инспекция самостоятельно от своего имени приобретает и осуществляет гражданские имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде истцом, ответчиком. Именно инспекции непосредственно реализуют перечисленные выше функции налоговых органов.

Структура инспекции утверждается руководителем Управления субъекта федерации. Типовые структуры инспекций ФНС России утверждены ведомственным приказом № БГ-3-20/312 от 25. 08. 2000 г. Штатное расписание начальник инспекции утверждает также по согласованию с Управлением субъекта федерации в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда. По вопросам служебной деятельности инспекция подконтрольна территориальному Управлению и ФНС.

Межрегиональная инспекция ФНС по федеральному округу (далее -              Межрегиональная инспекция) является территориальным органом ФНС межрегионального уровня по федеральному округу и входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации.

Межрегиональная инспекция находится в непосредственном подчинении ФНС и подконтрольна ему по всем вопросам своей деятельности.

Межрегиональная инспекция создана для осуществления взаимодействия ФНС с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции, проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также для осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в федеральный округ.

Руководство деятельностью Межрегиональной инспекции осуществляет руководитель Межрегиональной инспекции.

Руководитель Межрегиональной инспекции назначается на должность (по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе) и освобождается от должности приказом руководителя ФНС.

Руководитель Межрегиональной инспекции имеет заместителей, полномочия и обязанности которых определяются должностными инструкциями и приказом руководителя Межрегиональной инспекции.

Заместитель руководителя Межрегиональной инспекции назначается на должность (по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе) и освобождается от должности приказом руководителя ФНС по представлению руководителя Межрегиональной инспекции.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

В центральный аппарат ФНС РФ входят следующие структурные подразделения:

1. Управление налогообложения прибыли (дохода)
2. Управление косвенных налогов
3. Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины
4. Управление единого социального налога
5. Управление ресурсных и имущественных налогов
6. Управление налогообложения малого бизнеса
7. Управление кредитных организаций
8. Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции
9. Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц
10. Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства
11. Управление учета и отчетности
12. Управление анализа и планирования налоговых поступлений
13. Управление контроля налоговых органов
14. Управление международного сотрудничества и обмена информацией
15. Юридическое управление
16. Управление информационных технологий
17. Управление безопасности
18. Сводно-аналитическое управление
19. Управление делами
20. Управление по модернизации налоговых органов
21. Управление государственной службы и кадров
22. Управление финансового обеспечения
23. Управление материально-технического и социального обеспечения
24. Управление организации капитального строительства

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Место нахождения Федеральной налоговой службы - г. Москва.

Службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы:

· распределяет обязанности между своими заместителями;

· представляет Министру финансов Российской Федерации: проект положения о Службе; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя и руководителей территориальных органов Службы по субъектам Российской Федерации; проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

· предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

· назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата, руководителей межрегиональных инспекций Службы и их заместителей, заместителей руководителей управлений Службы по субъектам Российской Федерации, руководителей инспекций Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня;

· решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе;

· утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата в пределах фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах ассигнований;

· утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

· издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Финансирование расходов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Практическую помощь работникам налоговых органов оказывают органы внутренних дел Российской Федерации. Они обеспечивают принятие мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: