Тема: Воспитание в педагогическом процессе

Вопросы для обсуждения.

1. Сущность, движущие силы процесса воспитания. Воспитание и самовоспитание.

2. Закономерности и принципы воспитания.

3. Цель воспитания как педагогическая проблема.

4. Содержание воспитания.

5. Технократическая и гуманистическая модели воспитания.

6. Классификация методов воспитания. Характеристика общих методов воспитания.

Вопросы и задания:

1 Дать определения основных понятий темы: воспитание, самовоспитание, содержание воспитания, метод воспитания.

2 Что влияет на выбор методов воспитания?

3 Какими критериями Вы пользуетесь, когда даете человеку характеристику? Что позволяет Вас лично охарактеризовать как достойного человека?

 

Тема для дискуссии.

В.А. Сухомлинский сказал: «Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня». Как соотносится с этим положением существование такого метода воспитания, как наказание? Значит ли это, что от него надо отказаться вообще? Почему?

Литература:

1. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М., 1994.

2. Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. – М., 1980.

3. Коротов В.М. Принципы и методы гуманистического воспитания. // Школа и производство. – 1998. - № 3.

4. Леви В. Нестандартный ребенок. – Санкт-Петербург, 1993.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.– М., 1993.

6. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория. //Педагогика. – 2000. - № 6.

7. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

8. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1996.

9. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

10. Проблемы целеобразования в педагогике. – Пятигорск, 1982.

11. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002.

12. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.

13. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

14. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1984.

15. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985.

 

 

Семинар № 11.

Тема: Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

Вопросы для обсуждения.

1. Основные функции семьи.

2. Особенности развития современной семьи.

3. Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребенка: роль матери и отца в воспитании ребенка.

4. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие личности ребенка.

 

Вопросы для размышления.

1. В чем заключается специфика семейного воспитания в отличии от общественного?

2. Что, на Ваш взгляд, полезнее для развития ребенка, воспитание в семье единственного ребенка или нескольких детей?

 

Задание.

1. Выпишите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими?

Литература:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.. 1979.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1993.

3. Азбука любви: Книга для родителей. – М., 1996.

4. Венгер А.Л. Родители просят совета. - М.: Знание. 1982.

5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей //Педагогика, 1999. - № 4. с. 27.

6. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996.

7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2002.

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

9. Леви В. Нестандартный ребенок. – Санкт-Петербург, 1993.

10. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995.

11. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

12. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1996.

13. Подласый И.П. Педагогика. -М., 1996. – кн. 2.

14. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Николаенко В.М. и др. - М„ 2000-

15. Соловейчик С.П. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. - М.. 1987.

 

 

Семинар № 12.

Тема: Коммуникативная культура руководителя.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о коммуникации. Виды коммуникации.

2. Определение понятия «общение». Структура общения.

3. Психологические закономерности общения.

4. Особенности и основные каналы невербальной коммуникации.

5. Способы продуктивного общения.

 

Вопросы и задания.

1. Дать определения основным понятиям темы: коммуникация, общение, невербальная коммуникация, эмпатия, идентификация, рефлексия.

2. Какие психологические механизмы взаимовлияния людей вы знаете?

3. Можно ли по голосу определить характер человека?

 

Литература:

1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

2. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. – М., 1980.

3. Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2001.

4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. – М., 1984.

5. Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. – Ростов, 1984.                   

6. Руденский Е.В. Социальная психология. - М., 1997.

7. Сластенин В. А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.

8. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2002.

9. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995.

10. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М, 1994.

11. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2000.

12. Маккей Х. Уцелеть среди акул. – Мн., 1997.

13. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. – СПб., 2002.

14. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

15. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. – М., 2002.

 

Список вопросов, выносимых на зачет

Для специальности:

Преподаватель: Шишова А.В.

 

1. Особенности психологии как науки. Место психологии в системе наук.

2. Объект, предмет и методы современной психологии.

3. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

4. Структура и основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

5. Структура сознания. Соотношение сознания и бессознательного.

6. Общее понятие о личности. Индивид, личность, индивидуальность.

7. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их характеристика.

8. Определение характера. Акцентуации характера.

9. Понятие о познавательных процессах. Ощущение и восприятие, их виды и свойства.

10. Внимание. Виды и функции внимания.

11. Память, основные ее виды. Мнемические процессы.

12. Мышление и интеллект.

13. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности.

14. Межличностные отношения. Психология малых групп.

15. Объект, предмет, задачи и методы педагогики.

16. Основные категории педагогики.

17. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.

18. Характеристика системы образования в России. Цели, содержание, структура и принципы непрерывного образования.

19. Педагогический процесс. Компоненты целостного педагогического процесса.

20. Воспитание в педагогическом процессе.

21. Закономерности, принципы и методы воспитания.

22. Функции обучения. Общие формы организации учебной деятельности.

23. Содержание образования как средство развития личности.

24. Методы, приемы и средства организации педагогического процесса.

25. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социальная среда воспитания и развития личности.

26. Управление образовательными системами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: