Вопросы для обсуждения.
1. Сущность, движущие силы процесса воспитания. Воспитание и самовоспитание.
2. Закономерности и принципы воспитания.
3. Цель воспитания как педагогическая проблема.
4. Содержание воспитания.
5. Технократическая и гуманистическая модели воспитания.
6. Классификация методов воспитания. Характеристика общих методов воспитания.
Вопросы и задания:
1 Дать определения основных понятий темы: воспитание, самовоспитание, содержание воспитания, метод воспитания.
2 Что влияет на выбор методов воспитания?
3 Какими критериями Вы пользуетесь, когда даете человеку характеристику? Что позволяет Вас лично охарактеризовать как достойного человека?
Тема для дискуссии.
В.А. Сухомлинский сказал: «Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня». Как соотносится с этим положением существование такого метода воспитания, как наказание? Значит ли это, что от него надо отказаться вообще? Почему?
Литература:
1. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. – М., 1994.
|
|
2. Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. – М., 1980.
3. Коротов В.М. Принципы и методы гуманистического воспитания. // Школа и производство. – 1998. - № 3.
4. Леви В. Нестандартный ребенок. – Санкт-Петербург, 1993.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.– М., 1993.
6. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория. //Педагогика. – 2000. - № 6.
7. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.
8. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 1996.
9. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
10. Проблемы целеобразования в педагогике. – Пятигорск, 1982.
11. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002.
12. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.
13. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.
14. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1984.
15. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985.
Семинар № 11.
Тема: Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.
Вопросы для обсуждения.
1. Основные функции семьи.
2. Особенности развития современной семьи.
3. Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребенка: роль матери и отца в воспитании ребенка.
4. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие личности ребенка.
Вопросы для размышления.
1. В чем заключается специфика семейного воспитания в отличии от общественного?
2. Что, на Ваш взгляд, полезнее для развития ребенка, воспитание в семье единственного ребенка или нескольких детей?
Задание.
1. Выпишите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими?
|
|
Литература:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.. 1979.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1993.
3. Азбука любви: Книга для родителей. – М., 1996.
4. Венгер А.Л. Родители просят совета. - М.: Знание. 1982.
5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей //Педагогика, 1999. - № 4. с. 27.
6. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996.
7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2002.
8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
9. Леви В. Нестандартный ребенок. – Санкт-Петербург, 1993.
10. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995.
11. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.
12. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1996.
13. Подласый И.П. Педагогика. -М., 1996. – кн. 2.
14. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Николаенко В.М. и др. - М„ 2000-
15. Соловейчик С.П. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. - М.. 1987.
Семинар № 12.
Тема: Коммуникативная культура руководителя.
Вопросы для обсуждения.
1. Понятие о коммуникации. Виды коммуникации.
2. Определение понятия «общение». Структура общения.
3. Психологические закономерности общения.
4. Особенности и основные каналы невербальной коммуникации.
5. Способы продуктивного общения.
Вопросы и задания.
1. Дать определения основным понятиям темы: коммуникация, общение, невербальная коммуникация, эмпатия, идентификация, рефлексия.
2. Какие психологические механизмы взаимовлияния людей вы знаете?
3. Можно ли по голосу определить характер человека?
Литература:
1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
2. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. – М., 1980.
3. Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2001.
4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. – М., 1984.
5. Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. – Ростов, 1984.
6. Руденский Е.В. Социальная психология. - М., 1997.
7. Сластенин В. А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.
8. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., 2002.
9. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995.
10. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М, 1994.
11. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2000.
12. Маккей Х. Уцелеть среди акул. – Мн., 1997.
13. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. – СПб., 2002.
14. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.
15. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. – М., 2002.
Список вопросов, выносимых на зачет
Для специальности:
Преподаватель: Шишова А.В.
1. Особенности психологии как науки. Место психологии в системе наук.
2. Объект, предмет и методы современной психологии.
3. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
4. Структура и основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
5. Структура сознания. Соотношение сознания и бессознательного.
6. Общее понятие о личности. Индивид, личность, индивидуальность.
7. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их характеристика.
8. Определение характера. Акцентуации характера.
9. Понятие о познавательных процессах. Ощущение и восприятие, их виды и свойства.
10. Внимание. Виды и функции внимания.
11. Память, основные ее виды. Мнемические процессы.
12. Мышление и интеллект.
13. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности.
14. Межличностные отношения. Психология малых групп.
15. Объект, предмет, задачи и методы педагогики.
16. Основные категории педагогики.
17. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс.
|
|
18. Характеристика системы образования в России. Цели, содержание, структура и принципы непрерывного образования.
19. Педагогический процесс. Компоненты целостного педагогического процесса.
20. Воспитание в педагогическом процессе.
21. Закономерности, принципы и методы воспитания.
22. Функции обучения. Общие формы организации учебной деятельности.
23. Содержание образования как средство развития личности.
24. Методы, приемы и средства организации педагогического процесса.
25. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социальная среда воспитания и развития личности.
26. Управление образовательными системами.