Глава 2. Анализ состава и структуры налоговых доходов в бюджетной системе РФ за 2008-2010гг

Анализ поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ за 2008-2010гг.

Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Доходы бюджета — это более узкое понятие, чем понятие «доходы государства», поскольку в доходы государства входят, помимо бюджетных средств, ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.

    Федеральный бюджет РФ в бюджетной системе страны является ключевым звеном, объем и характер доходов которого определяют исполнение финансовых обязательств государства на очередной финансовый год.

    Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета РФ занимают наибольший удельный вес, что объясняется и большим количеством налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет, и их процентными ставками.

    Проанализируем поступление налоговых доходов в федеральный бюджет РФ за 2008-2010гг.

Таблица №1

Структура налоговых доходов  федерального бюджета РФ за

2008-2010гг., млрд. руб.

 

Налоговые доходы федерального бюджета

2008г*

2009г*

2010г*

Сумма, млрд. руб. Удел. вес,% Сумма, млрд. руб. Удел. вес,% Сумма, млрд. руб. Удел. вес,%
Всего доходов 9 275,9   100  

7 337,8

100

6 721,5

100

Налог на прибыль организаций 761,1   8,2   195,4 2,7 203,0 3
Единый социальный налог 506,8 5,5 509,8 6,9

 

-

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

998,4

5,6

1 176,6

16

1 124,4

16,7

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ 1 133,8 12,2 873,4 11,9

914,2

13,6

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 1 591,8 17,2 969,2 13,2

1 107,1

16,5

Ввозные таможенные пошлины 625,6 6,7 467,2 6,4

344,0

5,1

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 1 784,8 19,2 1 203,0 16,4

1 337,9

19,9

Вывозные таможенные пошлины на газ природный 490,2 5,3 433,0 5,9

132,0

2

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

522,6

5,6

378,8

5,2

474,4

7,1

Прочее 860,8 9,3 1 131,4 15,4

1 084,5

16,1

*См.: официальный сайт Министерства финансов.

*См.: федеральный закон от 28.12.2009 N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год".

    Бюджетным кодексом РФ установлено, что в зависимости от источников поступления все доходы федерального бюджета РФ делятся на: налоговые, неналоговые и прочие доходы.

    Первая категория является основополагающей в формировании доходной части бюджета и формируется за счет отчислений федеральных налогов.

    На основании данных, представленных в таблице №1 можно проанализировать динамику и объем поступлений налоговых доходов в Федеральный бюджет РФ за 2008-2010гг.

    Как видно из данных таблицы в связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов.

Что касается доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, то как видно из данных таблицы № 1, удельный вес показателей в 2008 году составляет 17,2% и 19,2% соответственно, в 2009 – снижаются до 13,2% и 16,4%,  а в 2010г. - увеличиваются до 16,5% и 19,9%.  В абсолютном выражении суммы составляют в 2008 году - 1 591,8 млрд. руб. и 1 784,8 млрд. руб.соответственно,  в 2009 году – 969,2 млрд. руб. и 1 203,0 млрд. руб., а в 2010 году – 1 107,1 млрд.руб. и 1 337,9 млрд. руб. Причинами такого  колебания бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, изменение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

 

Диаграмма 1

Динамика статей доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010гг., млрд. руб.

1. Налог на прибыль организаций.   Эта статья доходов снижается за анализируемый период. В 2008 году этот показатель составил 761,1 млрд. руб.  В абсолютном выражении видно, что к 2009 году происходит снижение поступлений на 565,7 млрд. руб., к 2010 году повышается по сравнению с 2009 годом на 7,6 млрд. руб. Снижение этой статьи доходов скорей всего связано с мировым финансовым кризисом.

2. Единый социальный налог. Из данных таблиц№1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Объемы поступлений незначительно возрастают. В 2008 году этот показатель составил 506,8 млрд.руб., в 2009 году – 509,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о з/п. В 2010 году единый социальный налог был упразднён. На смену ему приходит уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование.

3. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации. Доля этого раздела составляет 5,6% в 2008 году, в 2009 году - 16,0%. К 2010 году произошло увеличение этого показателя на 11,1% по сравнению с 2008 годом, что составило увеличение абсолютного показателя на 126 млрд. руб. Возможно, этот показатель увеличился в связи с ростом цен на сырьё, товары, услуги.

4. Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ. Данные таблицы свидетельствуют, что в динамике этот показатель увеличивается в процентном выражении к 2010 году на 1,4% по сравнению с 2008 годом, но в абсолютном показателе снизился на 219,6 млрд. руб. Эти изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащими налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др.

5. Вывозные таможенные пошлины.При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Из данных представленной таблицы следует, что этот показатель снижается с 625,6 млрд. руб. – в 2008году до 344,0 млрд. руб. – в 2010г.

6. Прочие доходы.В этот раздел попали такие статьи доходов как:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

2) платежи при пользовании природными ресурсами;

3) доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

4) доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

5) административные платежи и сборы;

6) штрафы, санкции, возмещение ущерба;

7) целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей.

             Как видно из таблицы показатель этих доходов за анализируемый период увеличился. В 2008 году он составил 860,8 млрд.руб., а к 2010г. увеличился до 1084,5 млрд. руб., а объем этого показателя в 2009г. составил соответственно 1131,4 млрд.руб.

             Таким образом, аналитические данные основных статей доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010гг. позволяют судить о том, что уровень доходов федерального бюджета снизился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: