Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета – планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при исполнении полностью зависит от доходов.
Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономики по следующим принципам:
· территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации;
· отраслевой – расходы министерств и ведомств;
· функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.
На основании закона о федеральном бюджете на соответствующий год Правительство РФ издает постановление о мерах по реализации этого закона, где конкретизированы механизмы и порядок расходования средств федерального бюджета и поставлены задачи министерствам и ведомствам по исполнению бюджета.
В целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета, действуют процедуры санкционирования расходов федерального бюджета:
|
|
· доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
· принятие бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета;
· подтверждение принятия бюджетных обязательств федерального бюджета;
· санкционирование оплаты бюджетных обязательств;
· подтверждения исполнения бюджетных обязательств федерального бюджета.
Организация исполнения Федерального бюджета возлагается на Министерство финансов Российской Федерации. Во исполнение бюджета по расходам Министерство финансов РФ обязано составлять и вести отдельный документ – Сводную бюджетную роспись.
В 2008 году начали действовать измененные положения Бюджетного кодекса РФ, касающиеся, в том числе, и сводной бюджетной росписи. Анализ этих изменений приведен в таблице 2.1. и таблице 2.2.
Таблица 2.1.
Изменения бюджетного законодательства, вступившие в силу с 1 января 2008 года
2007 год | с 2008 года |
Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией | Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом … в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета; Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) … в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета); |
|
|
Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета) регулирует Минфин России своим приказом от 22 ноября 2007 г. N 114н.
Таблица 2.2.
Состав сводной бюджетной росписи
2007 год | С 2008 года |
Роспись поступлений доходов | нет |
- их поквартальное распределение | нет |
Роспись расходов в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификации | Роспись расходов в разрезе ведомственной структуры без экономической классификации |
- поквартальное распределение расходов | нет |
Роспись источников внутреннего финансирования дефицита по кварталам | Роспись источников внутреннего финансирования дефицита по годам на 3 года |
Роспись источников внешнего финансирования дефицита по кварталам | Роспись источников внешнего финансирования дефицита по годам на 3 года |
Таким образом, сводную бюджетную роспись федерального бюджета составляет Минфин России. Утверждает ее министр финансов РФ (не менее чем за 10 рабочих дней до начала текущего финансового года). При этом показатели утвержденной сводной росписи – бюджетные ассигнования – должны соответствовать федеральному закону о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Одновременно с утверждением сводной росписи министр финансов РФ утверждает главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления.
В течение двух рабочих дней со дня утверждения сводной росписи Минфин России доводит показатели сводной бюджетной росписи и ЛБО до главных распорядителей, а также передает их на бумажном и электронном носителях Федеральному казначейству.
Федеральное казначейство, в свою очередь, доводит в течение 2008 года:
· до главных распорядителей бюджетных средств – бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования, равные лимитам бюджетных обязательств на 2008 год;
· до распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств – лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования, равные лимитам бюджетных обязательств на 2008 год;
· до главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета – бюджетные ассигнования и предельные объемы финансирования, равные бюджетным ассигнованиям на 2008 год.
Как видно объем распорядительных прав получателей средств федерального бюджета на принятие бюджетных обязательств федерального бюджета устанавливается в порядке утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств.
Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период, не превышающий три месяца, на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством.
На основании уведомлений о выделенном лимите обязательств федерального бюджета получатель средств федерального бюджета осуществляет закупки, начисляет установленные денежные выплаты, в том числе авансовые платежи, принимает другие бюджетные обязательства федерального бюджета согласно смете доходов и расходов и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
|
|
Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и других документов, необходимых для совершения расхода, требованиям закона, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
Объем принятых бюджетных обязательств не должны превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджетных обязательств не должны превышать объем принятых бюджетных обязательств.
Подтвержденное бюджетное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходов средств федерального бюджета.
На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списывая средства с единого счета федерального бюджета и отражая выполненную операцию на лицевом счете.
В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц.
В отдельных случаях может быть предусмотрена блокировка расходов бюджета — сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.
|
|
Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. Ей могут быть подвергнуты:
1) расходы бюджета в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными законом о бюджете;
2) расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.
Сумма платежа из федерального бюджета не должна превышать сумму, указанную в подтвержденных бюджетных обязательствах.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.
Лицевой счет распорядителя либо получателя средств федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение, подведомственное данному органу исполнительной власти, может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.
При наличии на счете бюджета или лицевом счете получателя бюджетных средств денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов — календарная очередность. При недостаточности на счете бюджета или лицевом счете получателя бюджетных средств денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в очередности, установленной Гражданским кодексом РФ.