Типологическая классификация языков

 

Морфологические типы языков. Флективные, агглютинативные, изолирующие и инкорпорирующие языки. Зарождение и развитие морфологической классификации. Типология форм и типология категорий. Универсальные, типологические и специфические черты языков.

Тема 10.

Сопоставительный метод.

 

Сопоставление фонологических, грамматических и лексических структур языков. Сопоставление форм и категорий. Агглютинация и фузия. Аналитические и синтетические языки.

Тема 11.

Лексикология.

 

Разделы лексикологии. Семантика. Ономастика. Терминоведение. Фразеология. Лексикография. Слово как основная единица языка и аспекты его изучения. Номинативная функция слова. Семантический треугольник. Понятие внутренней формы. Лексическое значение и его анализ. Многозначность и лексико-семантические варианты слова. Метафора, метонимия, синекдоха. Лексические категории: синонимия, антонимия, конверсия: омонимия. Виды системных отношений в лексике: семантические поля, тематические группы, гиперо-гипонимические классы. Активный и пассивный словарь. Исторические изменения в лексике. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Типы словарей. Использование словарей в лингвистическом исследовании. Сопоставительное изучение лексики разных языков.

 

Тема 12.

Сравнительно-историческое языкознание.

 

Генеалогическая классификация языков. Индоевропейские, тюркские, финно-угорские, семитские языки. Германские и романские языки. Лингвистическая карта мира. Историческое языкознание. Исторические процессы в фонетике, грамматике и лексике.

Тема 13.

Письмо.

История развития письма. Типы письма.

 

Тема 14.

История науки о языке.

 

Основоположники языкознания. Научные направления и школы в истории языкознания. Логическое, психологическое и социологическое направления. Структурализм. Развитие концепций и методов в истории лингвистики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Рекомендуемая учебная литература.

1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М., 1999.

2. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2000.

 

Дополнительная литература.

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. - М., 1977.

2. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. - М., 1987.

3. Кодухов В.И. Общее языкознание. - М., 1974.

4. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М., 1982.

5. Широков О.С. Введение в языкознание. - М., 1985.

6. Шор Р.О., Чемоданов Н.С. Введение в языковедение. - М., 1945.

7. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998.

 

ОПД.Ф.01.2. ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке.

Современная структура знаний о языке.

Определение языка. Физиолого-акустическая и социальная сущность языка.

Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации.

Текст и коммуникация. Основные понятия теории текста.

Коммуникативный анализ речевых единиц.

Речемыслительная деятельность автора и порождение текста.

Речемыслительная деятельность реципиента.

Герменевтика и проблема понимания.

Социальная обусловленность языка.

Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе.

Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования.

Концептуальная картина мира.

Языковая картина мира.

Языковая личность, вторичная языковая личность.

Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языки и единицы.

Фонология. Основные фонологические школы. Трактовка основных фонологических понятий.

Грамматика. Основные грамматические традиции мира. Влияние греко-латинской традиции. Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Грамматическая категория и грамматическое поле.

Лексикология. Свойства слова. Семасиология. Понятие значения. Принципы номинации.

Лингвистическая типология. Специфика универсальной и специальной, общей и частной типологии. Характерологическая, историческая и контенсивная типологии.

Проблема универсалий.

Прикладная лингвистика. Моделирование языковых процессов. Лингвистические аспекты искусственного интеллекта. Текстовые процессоры. Искусственные языки. Лингвостатистические методы. Новые информационные технологии.

Основные методы в науке. Технические приемы и процедуры. Сравнительно-исторический метод. Коммутационный метод. Дистрибутивный анализ. Анализ по НС и трансформационный анализ.

 

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящая программа курса «Общее языкознание» предназначена для студентов 3 года дневной и/или вечерней (очно-заочной) формы обучения (6 семестр) направления «Лингвистика». Она написана в полном соответствии с государственным образовательным стандартом РФ по дисциплине «Общее языкознание» и с учетом нормативного количества часов, отводимых на данную дисциплину.

Полная учебная нагрузка составляет 76 академических часов, из которых 20 отводится на лекционные, 10 на семинарские и 46 на внеаудиторные занятия.

Актуальность такой программы определяется необходимостью дать студентам сведения по максимально-возможному кругу вопросов о языке.

Новизна программы обусловлена учетом современных методов изучения языка.

Объектом данной программы служат язык, лингвистические традиции и направления в языке.

Предметом программы являются методы исследования языка, выявляющие его природу и сущность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: